суббота, 7 ноября 2015 г.

«Lietuvos geležinkeliai» набирает скорость


Транспортные предприятия перешли на зимнее расписание, а это значит, что теперь самое время поинтересоваться у главного государственного перевозчика Литвы – компании «Lietuvos geležinkeliai» - итогами сезона закончившегося, а также перспективами, которые ожидают пассажиров в сезоне начавшемся.

- Как Вы могли бы оценить летний сезон пассажирских перевозок для «Lietuvos geležinkeliai»? – с таким вопросом обратимся к заместителю директора Дирекции пассажирских перевозок «Литовских железных дорог» Далиюсу ЖЕБРАУСКАСУ.

- С точки зрения количества перевезённых за этот период пассажиров сезон не назовёшь особо успешным. Меньше ездило людей на местных направлениях, но вовсе не потому, что не хотели или цены отпугивали. В это время года у нас было очень много работы по модернизации и развитию инфраструктуры, особенно по направлению на Клайпеду и в рамках проекта «Rail Baltica». А из-за этого приходилось делать «окна» в расписании, снимать некоторые поезда. 

Сказалось, наверняка, и то, что летом на побережье хорошая погода была нынче далеко не всегда. Да и грибники, обязательные гости в Варенском крае, тоже из-за погоды реже обычного пользовались нашими услугами.

Но, к сожалению, объём пассажирских перевозок на международных направлениях упал ещё больше. Здесь, на наш взгляд, сказалась, прежде всего, геополитическая ситуация, точнее, её последствия: из-за падения курса рубля гораздо меньше россиян, в том числе и в составе туристических групп, приезжало в Литву. Именно по этой причине нам в своё время пришлось снять поезд Вильнюс – Санкт-Петербург: очень часто в нём было столько пассажиров, что для их перевозки хватило бы и небольшого автобуса.

То есть в основе всех наших решений лежат исключительно экономические причины, и ничего другого здесь искать не стоит.

Мы очень хотим сохранить маршрут на Москву, но там те же беды, которые сказались на питерском направлении: за 9 месяцев этого года мы перевезли между Вильнюсом и Москвой на 47% пассажиров меньше, чем было в прошлом году, который, в свою очередь, был ещё хуже.

- Многие не понимают, как более дешёвый, по идее, железнодорожный транспорт проигрывает конкурентную борьбу авиакомпаниям, затраты которых, в принципе, должны быть выше: из Вильнюса и Каунаса в Москву и обратно летают сразу несколько авиакомпаний.

- А объяснение тому довольно простое. У российских авиакомпаний довольно агрессивная ценовая политика, они действительно предлагают билеты по такой стоимости, что сравнимы с железнодорожными. А потому, что они активно борются за этот рынок, пытаются утвердиться на нём, и российские власти косвенно помогают им в этом, оказывая финансовую поддержку (дотации) перелётам на местных линиях. Хотя формально это не касается международных направлений, но «карман»-то у каждой авиакомпании один. И частные авиапредприятия могут позволить себе поработать какое-то время себе в убыток, чтобы потом «застолбить» свою долю рынка.

Ещё один момент, о котором многие пассажиры не знают. Взаиморасчёты железнодорожных компаний разных стран привязаны к швейцарскому франку, курс которого в прошлом году сильно изменился, из-за чего довольно серьёзно подорожали и железнодорожные билеты.

Мы с коллегами из России и Беларуси постарались хоть как-то смягчить этот удар, договорились о взаимных скидках (чем раньше, например, покупаешь билет, тем он дешевле), но совсем свести на нет подорожание франка мы не в силах.

Так что провальным сезон называть не стоит, поскольку у всего есть объективные причины, которые мы видели и раньше.

- Но зато на минском направлении, наверное, можно ожидать более радужных перспектив?

- Да, минский маршрут развивается успешно. Многие пассажиры, и бизнесмены в том числе, пересели из автобусов и машин в этот поезд, поскольку он очень удобен и по времени, и по качеству обслуживания.

И это при том, что мы сегодня находимся лишь в самом начале третьего этапа проекта пассажирских перевозок по маршруту Вильнюс – Минск. Если вы помните, дизель-поезд между этими столицами когда-то затрачивал 4 часа, сейчас время в дороге занимает уже только 2,5 часа, а когда будет закончена электрификация всего участка (это ожидается к концу 2016 года), то такое путешествие займёт 2 часа.

К слову, «Lietuvos geležinkeliai» для этого направления в будущем году закупят 3 новых поезда, подобных тем, что сейчас ходят на Каунас, но немного просторнее, чтобы было удобнее людям с чемоданами.

Мы и сейчас при необходимости пускаем на Минск дополнительные поезда, сдваиваем составы, то есть наши возможности в этом плане – очень большие.

- А что Вы можете сказать о поезде Вильнюс – Гродно? На какой стадии этот проект?

- Мы с нашими белорусскими коллегами решили посмотреть на деле возможности и потенциал этого маршрута. Пока он, можно сказать, находится на стадии эксперимента. Сделать его таким же успешным, как и на Минск, мешает ряд объективных причин: в регионе Гродно, Лида живёт всё-таки гораздо меньше людей, чем в Минске и на минско-вильнюсском направлении. И к тому же у белорусов на гродненском поезде пока нет возможности устроить погранично-таможенную проверку на ходу, как сделано на минском.

Так что гродненский поезд, как и прежде, будет ходить по выходным, и мы надеемся, что ожидаемый режим приграничного движения по упрощённым документам вызовет к этому поезду дополнительный интерес.

- Но вернёмся к поезду Вильнюс – Москва. По нашим сведениям, с 13 декабря его в расписании уже не будет. Это так?

- Не совсем так. По тем причинам, о которых я уже говорил, мы договорились с российскими коллегами (они, кстати, сталкиваются с теми же проблемами на этом маршруте, что и мы – люди стали меньше ездить) объединить наши маршруты: Вильнюс – Москва и Калининград – Москва. И из литовской столицы в российскую будут ходить прицепные вагоны. Если уж быть точным, то мы объединили, в первую очередь, расписания движения поездов по этому маршруту.

- А что ожидать будущим пассажирам «Lietuvos geležinkeliai» как на местных маршрутах, так и на международных?

- Местные линии практически во всех странах являются социальным продуктом, который дотируется государством. Лишь очень густонаселённые страны, такие как Сингапур, могут похвастаться прибыльностью местных маршрутов. Но мы не Сингапур. Однако мы, конечно же, будем стараться сохранять те маршруты, которые пользуются спросом у жителей Литвы, будем улучшать уровень сервиса. Так, молодёжь вскоре получит возможность по достоинству оценить Wi-Fi в поездах Вильнюс – Каунас.

Мы закончили первый этап прокладки магистрали «Rail Baltica», что дало нам возможность развивать международные маршруты в направлении Польши.

В настоящее время мы работаем с двумя проектами. Планируем восстановить такое сообщение между Каунасом и Варшавой, какое у нас было во времена регулярно действовавших пассажирских поездов на этом маршруте.

Другой проект носит более региональный характер: вместе с Подляским воеводством мы изучаем возможность запустить поезда между Белостоком и Каунасом.

Письменных договорённостей пока ещё нет, поэтому трудно говорить о какой-то конкретной дате начала регулярных пассажирских поездок по этому маршруту, о ценах на билеты или графике движения поездов, однако мы надеемся, что хотя бы один из этих проектов стартует ещё в этом году.

Наши специалисты в этом плане сделали невероятно много за последние годы, но гораздо больше ещё предстоит сделать.