четверг, 5 ноября 2015 г.

Хельсинки: Kehärata, городской «аэроэкспресс»


Kehärata — железная дорога в городе Вантаа (Vantaa), являющимся частью агломерации Хельсинки. Железная дорога соединяет аэропорт Хельсинки Вантаа, бизнес зону Авиаполис (Aviapolis) и жилой район Кивисто (Kivistö) с существующей сетью железных дорог региона.
Новый участок в связке с существующими железными дорогами образует кольцевой маршрут соединяющий центральный вокзал Хельсинки, крупные пересадочные станции Пасила (Pasila), Тиккурила (Tikkurila), Хуопалахти (Huopalahti) с аэропортом и новыми спальными районами города Вантаа.

Если строить аналогии с Москвой, то это городская электричка выходящая с Белорусского вокзала и следующая в аэропорт Шереметьево со всеми остановками, потом из Шереметьево идущая до Химок и оттуда возвращающаяся на Ленинградский вокзал. И то же самое в обратном порядке.

Для Санкт-Петербурга, это городская электричка следующая с Московского вокзала до Обухово, оттуда в аэропорт Пулково и оттуда возвращающаяся на Балтийский вокзал.


На самом деле, «сердечко» выглядит так. Зеленым цветом обозначен построенный участок.


Центральным элементом нового маршрута стал восьмикилометровый тоннель под аэропортом. Тоннель глубокого заложения прорублен в гранитных скалах и на текущий момент имеет две подземные станции. Станция аэропорт расположена на глубине 40 метров и находится в непосредственной близости от терминалов аэропорта.


На станции «Аэропорт» пока открыт только южный выход, который находится в 400 метрах от терминала 2 и в 650 метрах от терминала 1. Северный выход, ведущий непосредственно к терминалам, пока не открыт. От южного выхода до терминалов организован временный автобусный маршрут. И это несмотря на то, что там есть отличный тротуар не требующий отрывания чемодана на колесиках от земли.

В целом, если вы путешествуете с центрального вокзала Хельсинки, то чемодан придется оторвать от земли только на стойке регистрации аэропорта.


Схема станции «Аэропорт».


Вход станции «Аэропорт».


Вместо привычного нам длинного эскалатора тут сооружена целая система напоминающая обычную лестницу в подъезде. На схеме выше она справа. Само собой, есть лифт.


После эскалаторов нужно пройти по тоннелю.


Потом спуститься на платформу.


Станция односводчатая. Длина платформы 220 метров.


Дефектоскоп.


Вид в тоннель.


Схема движения временного автобусного маршрута в районе аэропорта и расписание поездов.


Проезд на поездах этого маршрута тарифицируется по единому тарифу, точно такому же как и для любого другого вида общественно транспорта. Проезд от центрального вокзала Хельсинки до аэропорта стоит 5 евро, билет на сутки стоит 12.5 евро. Проезд от станции Тиккурила, где останавливается поезд Аллегро, стоит 3 евро, так как этот участок целиком попадает во внутригородскую зону Вантаа.

Тут нужно понимать, что за 12.5 евро вы покупаете билет, который позволяет пользоваться любым общественным транспортом внутри городов Хельсинкии и Вантаа. Это могут быть трамваи, автобусы и пригородные электрички. Билет можно купить в автоматах на станции или у кондуктора в поезде. Если поезд состоит из нескольких сцепленных составов, то кондуктор находится только в первом.

Строительство перехватывающей парковки на станции Vehkala. Совсем рядом с этим местом пересекаются автомагистрали E18 (участок Турку — Хельсинки — Санкт-Петербург) и E12 (участок Хельсинки — Тампере).


Маршруты городских и пригородных электричек в Большом Хельсинки обозначаются буквами латинского алфавита. На этом кольцевом участке маршрут I обозначает поезда движущиеся по часовой стрелке, маршрут P обозначает поезда движущиеся против часовой стрелки. Поезда маршрута I отправляются с платформ 1-3 центрального вокзала Хельсинки, поезда маршрута P отправляются с платформ 17-19. Прибывают наоборот.

Рекламные плакаты на центральном вокзале Хельсинки. Кольцевая железная дорога открылась 1 июля этого года.


Городские электрички Sm5-02, Sm5-38 и Sm5-39 на центральном вокзале Хельсинки.


Это пригородный поезд Sm4 производства испанской компании CAF. Всего два вагона, 192 места и 160 км/ч. Малые поезда — малые интервалы движения.


По рабочим дням поезда ходят каждые 5 минут, по выходным каждые 15 минут. Утром и вечером реже. Если вы едите в аэропорт с центрального вокзала Хельсинки, то не принципиально в какую сторону ехать. Поезда идущие по западной части кольца доезжают за 32 минуты, а идущие по восточной части за 27 минут.

Салон поезда Sm5-02. Обилие перегородок и небольшие вагоны делят поезд на камерные секции. Последнее время есть тенденция отказа от поездов типа «большое корыто». В тех же Stadler KISS зонирование пространства еще более выраженное.


В поезде есть туалет. Надо сказать, по финским меркам, достаточно грязный.


Переходы между вагонами. Никаких противопожарных дверей.


Информационный экран. Показывает станции, время, скорость, температуру за бортом. Рекламу не показывает. Есть розетки, WiFi входит в стоимость билета.


Ну двух участках, один из которых в тоннеле, поезда разгоняются до 120 км/ч. В остальных местах поезд не успевает разогнаться из-за частых остановок.

Платформы 1-3. Отсюда поезда отправляются по кольцевой железной дороге (маршрут I) и в город Керава (маршрут K).


Характеристики нового участка:
Длина: 18 км;
Количество путей: 2;
Колея: 1524 мм;
Электрификация: 25 кВ, AC.

На маршруте эксплуатируются поезда Штадлер Фирт (Stadler Flirt, по финской классификации JKOY Class Sm5). Эти поезда заменили советские электрички в Эстонии и эксплуатируются в качестве городских электричек в Минске. Максимальная скорость поезда 160 км/ч.



Электропоезд Sm5-33. Станция Hiekkaharju. На самом деле, к кольцевой железной дороге он не имеет никакого отношения. Поезда маршрута K идут в город Kerava


Class Sm5-32, участок Aviapolis — Kivistö.


Электропоезд JKOY Class Sm5-11 следующий в сторону станции «Аэропорт» («Lentoasema»).


В каждом поезде 232 места, плюс еще 28 мест на откидных креслах. Несмотря на то, что транспорт позиционируется как городской, стоячие места как бы отсутствуют. Нет, если все сидячие места заняты, то можно стоять, но это большая редкость. Строя параллели, можно сказать, что такую же вместимость имеют два вагона обыкновенной советской электрички.

Здесь же вагоны меньше. Каждый поезд состоит их четырех вагонов общей длиной 75 метров и, в сравнении с нашими поездами, больше похож на трамвай. Не слабый такой трамвай, на 250 сидящих мест и идущий со скоростью 160 км/ч.

Сигнализация. Светофоры уже не те. Вся информация давно показывается на мониторах электропоезда. В светофорах используются направленные светодиоды и из кабины машиниста они видны намного лучше.


В этом месте поезд уходит с основной линии Хельсинки — Керава — Лахти в сторону аэропорта.


Интересно, что на кольцевом маршруте используется левостороннее движение, в то время как на остальных участках железных дорог Финляндии, как и у нас, используется правостороннее движение.