воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Цхинвал: Из истории городских вокзалов


Первое, куда попадает человек, приехав в тот или иной город, это железнодорожный или автомобильный вокзал, аэропорт. И это же последнее, что он видит, покидая городские пределы. Стоит ли говорить, что за долгие годы сложилась своя история автовокзала и железнодорожной станции Цхинвала. И даже цхинвальского аэропорта. Но обо всем по порядку.

Несмотря на то, что Цхинвал до строительства ТрансКАМа долгое время был на периферии транспортных путей, город имел устойчивое пассажирское и транспортное сообщение с прилегающими центрами Тифлисской губернии. Газета «Тифлисский листок» писала в 1901 году: «Год от году Цхинвал расширяется, развивается торговля, вследствие чего между Гори и Цхинвалом усиливается и пассажирское движение. Шесть-семь лет тому назад между указанными пунктами было в движении лишь 2 омнибуса, ныне же на Гори ходят три омнибуса и 7 фаэтонов, и то бывают случаи, когда их недостает для пассажиров». Поясним для читателей, что омнибус это экипаж вместимостью в 10-12 пассажиров, в который впряжено две-три пары лошадей. Таким образом, фаэтон был предтечей такси, а омнибус – пассажирского автобуса.

Место, откуда отправлялись эти транспортные средства, располагалось перед церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же находилось почтовое отделение Цхинвала и «биржа» ломовых извозчиков. Последние на лошадиных подводах, упряжках волов и буйволов, могли доставить груз в любой населенный пункт Южной Осетии и за ее пределами: от крайнего селения Рук до городов Тифлис, Гори или Они.

В начале 20-х годов в Цхинвале было построено капитальное здание гостиницы, сейчас здесь располагается военный комиссариат Республики. Сюда же перешел и автовокзал. И именно с этого места около десяти лет пассажиры и отправлялись в путешествие на автомобилях. Долгое время легковые авто были только в государственных организациях, лишь в непродолжительный период экономических свобод, связанный с новой экономической политикой (НЭП), проводимой в СССР, эти транспортные средства стали появляться и в личном пользовании.

Уже в 1924 году из Цхинвала в город Гори в день два раза отправлялись четырехместные легковые автомобили марки «Форд». Стоимость проезда в один конец составляла 3 рубля. Долгое время этот маршрут обслуживали только частники. Но со временем прибыльность пассажирских перевозок осознало и государство. На средства Совнархоза (хозяйственный орган – прим.ред.) в 1926 году были приобретены два легковых автомобиля, которые совершали рейсы до г.Гори. Но не только радость, но и неудобства сопутствовали этим транспортным новшествам. Первой жертвой автомобильного прогресса стал житель села Рустау Лади Касоев, который попал под колеса разогнавшегося авто. Местная пресса с возмущением писала: «Невозможно без опаски передвигаться на улицах города. Либо под колеса автомобиля попадешь, либо тебя лошадью задавят!»

В 30-х годах гостиница была передана государственным учреждениям, и центр транспортного сообщения снова переместился к храму Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь на небольшой площади всегда стояли автомобили, конные фаэтоны и брички. В города Гори и Тбилиси ходили автомобили вместительностью восемь человек, а в села – конные экипажи. Между Цхинвалом и Дзау существовало регулярное конное сообщение, в другие населенные пункты – по договоренности с кучерами. Впрочем, в непогоду и снег добираться до сел было всегда проблемой, так как конные экипажи застревали в непролазной грязи разбитых дорог.
С 23 июля 1936 года из Сталинира в поселок Дзау начал ходить регулярный автотранспорт – восьмиместный автомобиль «ГАЗ-А». Первым водителем на этом рейсе был Ладо Плиев. Автомобиль оправлялся раз в день с городской автостанции. Первые же автобусы в Цхинвал стали прибывать в 40-х годах. Своих автобусов на балансе города не было, машины приходили из Гори и Тифлиса. Это были «ЗИС-8», созданные на базе грузовика «ЗИС-5», ставшие первыми массовыми советскими автобусами. Они имели 21 место для сидения, при этом увеличенный салон уже позволял провозить также 8-10 стоячих пассажиров.
Пассажирское сообщение в Южной Осетии широко стало развиваться в начале 50-х годов, в Цхинвал поступили комфортабельные автобусы «ЗИС», легковые автомашины-такси «Победа». Очень оригинальной, полной технологических новшеств была одна из первых послевоенных моделей – «ЗИС-127», выпускавшийся с 1947 по 1950 год. Корпус без привычного пассажирам капота, необычной для тех времен формы, большой салон (34 сидения). Его кузов выполнялся не из дерева, и даже не из жести, а из алюминия – что было для тех времен настоящей сенсацией. Кроме того, он оснащался дизель-электрической силовой установкой (110 л.с.), которая обеспечивала высокую плавность хода. Пассажиров удивило поначалу и то, что автобус двигался без привычных рывков и захлебывания двигателя, точно плыл над дорогой. С получением автобусов и такси было образовано и юго-осетинское пассажирское транспортное предприятие.

В январе 1954 года в рамках развития пассажирского сообщения открылся автобусный маршруту «Сталинир – Гори – Тбилиси». Автобусы отправлялись ежедневно в 8.00 и 17.00. В апреле началось регулярное автобусное сообщение по маршруту «Пивзавод – Ачабет», автобусы стали совершать рейсы в села Ванат, Ксуис, Белот. Вместе с тем, организация движения все еще оставляла желать лучшего. Так, работник кассы автовокзала А.Бекоев перепутал рейсы автобусов и вместо поселка Знаур продал билеты на автобус в город Гори. Водителя Г.Яралова упрекали в том, что тот брал много безбилетных пассажиров. И зачастую люди с билетами не могли занять свое место, согласно купленному билету. В газету даже пришла жалоба с призывом «одернуть халтуриста-водителя».

С 1 октября были снижены цены на проезд в автобусах и легковых такси. На автомобиле-такси «Победа» стоимость проезда по городу составляла 1 рубль 50 копеек. Доехать на автобусе из Сталинира до поселка Дзау стоило 3.45 коп, в Знаур – 4.95 коп, до райцентра Ленингор – 13.95 коп, до города Гори – 5.75 коп, до Тбилиси – 17.45 коп.

В мае 1956 года автотранспортное предприятие Сталинира (Цхинвал) получило два современных автобуса «ЗИС-154». При большом стечении народа они отправились в свой первый рейс. В автобусах новой модели было 32 сидячих места, впервые здесь был устроен вентилятор в салоне и отопление. Расстояние в 120 км от Сталинира до Тбилиси автобус покрывал всего за два часа. Увеличивается число рейсов автобусов и в районы автономной области. В поселок Дзау автобус отправляется из Сталинира четыре раза в день, в поселок Знаур – пять раз, в поселок Ленингор два раза в неделю, по понедельникам и субботам.
12 октября 1956 года в Цхинвале открылось специализированное здание городского автовокзала. Располагалось оно на месте Дома Быта по ул. Тбилисская (ныне – ул. Ю Лужкова). Это было одноэтажное здание, по своей архитектуре схожее с сегодняшним магазином «Комсомольский». Здесь уже были билетные кассы, рабочие кабинеты и, как новшество – зал ожидания. В это время пассажирский автопарк состоял из 38 автобусов, 11 пассажирских такси и 5 грузовых таксомоторов.

В апреле 1958 сотрудники милиции провели рейды по выявлению фактов незаконного использования государственного автотранспорта. Было установлено, что зачастую водители автобусов, совершавшие рейсы в села, самовольно изменяли маршрут. Например, водитель автобуса рейса Цхинвал – Дменис выехал с тремя пассажирами в… город Гори. Еще интереснее обстояло дело с водителями грузовых автомашин. Они на время становились перевозчиками пассажиров. Так, водитель грузовика «ГАЗ-53» № ПП 29-08 Харитон Тедеев выехал из Сталинира в Знаур, при этом в кузове грузовой автомашины находилось 40 человек, мужчин и женщин. Здесь же в кузове были еще и мешки с мукой и сахаром.

В марте 1970 открылись новые автобусные маршруты. Теперь автобусы ездили из Цхинвала в Тбилиси и Рустави… через поселок Дзау и селение Еред. И хотя маршрут получался не прямой и петлистый, пожелания жителей населенных пунктов юго-осетинским транспортным управлением неизменно учитывались. В 1970 году автотран-спортная сфера ЮОАО насчитывала 63 многоместных автобуса и 38 легковых такси. Стоимость проезда в городском автобусе устанавливалась единым тарифом – 5 копеек.

Здание железнодорожного вокзала было построено в 1940 году, именно сюда в этот же год 20 июня впервые прибыл поезд. Первые перевозки по железной дороге Сталинир – Гори были грузовые, но в 50-х годах сюда приходят пассажирские составы и электрички. Помещение железнодорожного вокзала было представлено оригинальной архитектурой. Здесь располагались зал ожидания, билетные кассы, ресторан и отделение милиции. Сюда же в 70-х годах «перебралась» и городская автостанция, занявшая одно крыло здания железнодорожного вокзала. С ростом количества автобусов и такси, мест для их стоянок на прежнем месте уже не хватало, а здесь перед железнодорожным вокзалом была обширная площадь.

И в заключении, короткая история авиасообщения в Южной Осетии. В марте 1939 года началось строительство железной дороги Сталинир – Гори. Протяженность железнодорожной ветки, соединяющейся с Закавказской железнодорожной магистралью, должна была составить 33 километра. По плану строительство должно было быть закончено в январе 1941 года. А пока дорога не была построена, сообщение с Грузией происходило посредством автомобильного и… авиационного транспорта. Для многих станет новостью, но между Сталиниром и Тбилиси в 1939 году существовало воздушное сообщение. С аэродрома, который находился на северной окраине столицы Юго-Осетинской Автономной области, осуществлялись пассажирские, грузовые и почтовые авиаперевозки на самолетах «АНТ-3». Время полета до Тбилиси составляло 40 минут. Адрес конторы Сталинирского аэропорта: Дзауское шоссе (ул.8 июня), переулок Папанинцев, 4.

Во время военного противостояния с Грузией помещение авто и железнодорожного вокзала пришло в запустение. Долгие годы автовокзал размещался в неказистом здании рядом с прежним автовокзалом. В 2009 году аварийное помещение было отремонтировано и сегодня представляет собой красивое, светлое внутри, современное здание.