воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Трамвай Коломны


С увеличением количества автомобилей людям становится все труднее передвигаться в пределах городов, в последнее время специалисты для решения этой проблемы предлагают прокладывать линии скоростного трамвая и выделять полосы для общественного транспорта. Это дорогой и долгий процесс, зачастую проблему можно решить проще, достаточно лишь обратить внимание на инфраструктуру, которая уже есть в вашем городе. Сегодняшний рассказ о том, как работает трамвай в одном из подмосковных городов.

Коломна – небольшой город, расположенный в Московской области на расстоянии около ста километров от столицы. Является одним из древнейших городов нашей страны, первое упоминание в летописях относится к 1177 году. На его территории находится 70 памятников архитектуры федерального значения, в том числе каменный кремль. Одно из крупнейших промышленных предприятий города – Коломенский завод, старейшее предприятие транспортного машиностроения, выпускающее локомотивы для железных дорог нашей страны. Население города составляет 144 253 человека.


Трамвай в Коломне работает с 1948 года протяженность линий составляет около 40 километров, ежедневно на 10 городских маршрутов выезжают 40 вагонов. Для сравнения, в полумиллионном Томске на четырех маршрутах трудится около 30-и трамваев.

Схема маршрутов коломенского трамвая по состоянию на июнь – июль 2015 года.


Всего «Мособлэлектротранс» располагает 55 трамваями моделей: 71-134К (ЛМ-99К), 71-605, 71-608КМ, 71-619КТ и 71-623.


Помимо пассажирских трамваев на предприятии имеется и специальный подвижной состав, который помогает убирать снег, ремонтировать пути и контактную сеть. 

Вихревой снегоочиститель ВТК-24. Этот трамвай сметает снег, лед и мусор с пути мощной, направленной струей воздуха.


Вагон-вышка производства Петербургского трамвайно-механического завода отдыхает на канаве в ожидании работы.


По состоянию подвижного состава, путевого хозяйства, регулярности движения трамвай Коломны считается одним из образцовых в нашей стране.


Кабина трамвайного вагона 71-608КМ.


Состояние пути – один из главных критериев, который влияет на скорость движения, шум, степень износа вагонов и даже на расход электроэнергии. Капитальный ремонт путей в Коломне начался с 2003 года и ведется по сей день. На многих участках стыки между рельсами заварены, а швы, оставшиеся после сварочных работ зашлифованы, это обеспечивает хорошую плавность, вагоны движутся мягко без толчков, рывков и покачиваний, при этом до минимума снижен уровень шума.

Салон трамвая модели 17-134К (ЛМ-99).


Внимательные пассажиры могут заметить, что на опорах контактной сети вывешены таблички с набором букв и цифр. Это указания для водителей, которые помогают правильно подобрать режим движения. «Х2» означает, что вагоновожатый должен следовать на второй ходовой позиции контроллера водителя, такая практика позволяет предприятию экономнее расходовать электроэнергию.


Многие остановки оборудованы рефюжами – приподнятыми посадочными площадками, облегчающими пассажирам посадку в вагон. Остановка «Конькобежный центр «Коломна».


С осени 2014 года на остановках стали появляться электронные табло с информацией о прибытие ближайшего трамвая, на многих павильонах размещены схемы движения, помогающие пассажирам ориентироваться в маршрутной сети.


Все трамваи оборудованы спутниковыми навигаторами, именно благодаря им пассажиры могут узнать время, оставшееся до прибытия на остановку трамвая нужного маршрута.


Это странное устройство предназначено для загрузки песка в специальный бункер. Дело в том, что для предотвращения юза (движения с застопоренными колесами) и боксования на рельсовом транспорте применяют песок. Для этого на трамваях, электровозах и прочем подвижном составе устанавливаются специальные песочницы – резервуары из которых в нужный момент песок подается на рельсы. Для того, чтобы обеспечить бесперебойную подачу, он должен быть чистый, сухой и просеянный.


В Коломне работает несколько трамваев модели 71-623, они выпускаются на Усть-Катавском вагоностроительном заводе и имеют отличительную особенность – пониженный уровень пола. Вторая и третья двери позволяют пассажирам с детскими колясками и инвалидам-колясочникам без посторонней помощи входить в вагон и выходить из него.


У вагона достаточно просторная кабина, функции многих приборов взял на себя жидкокристаллический дисплей, на нем отображается: положение дверей, состояние тормозов, температура в кабине и салоне, напряжение аккумуляторной батареи и контактной сети, а также многие другие параметры.


На многих трамваях у дверей установлены тепловые завесы.


Большинство коломенских трамваев моложе десяти лет, однако все вагоны вне зависимости от возраста поддерживаются в хорошем состоянии. 

Салон трамвайного вагона модели 71-605 построенного в 1980-х годах.


Кабина «старого» трамвая модели 71-605.


Вне зависимости от возраста все трамваи оборудованы электронными указателями маршрута.


Со временем колеса изнашиваются и на них образуются лыски (сколы), во время движения вагон начинает сильно шуметь и вибрировать, для того, чтобы избавиться от этого эффекта, колесам возвращают нужную форму на токарном станке.


Один из самых старых трамваев Коломны, вагон используется как вышка для ремонта контактной сети. Эта модель производилась на местном заводе, поэтому и носит индекс КМ – Коломенский моторный.