суббота, 2 января 2016 г.

Дворцы на рельсах: самые красивые вокзалы мира в стиле 19 века


Подборка из двенадцати красивейших ж/д вокзалов, которые построены в стиле дворцов. Большинству из них уже более ста лет, поэтому они одновременно являются и памятниками архитектуры.

Вокзал-гостиница. Сент-Панкрас (Лондон, Великобритания)
Свое имя вокзал Сент-Панкрас получил благодаря святому Панкратию. Именно так переводится название с английского. Сент-Панкрас является 13-м по загруженности вокзалом Великобритании. Но больше он известен благодаря своей красоте и многофункциональности. Вокзал был построен в 1868 году и внешне похож на замок, есть и своя башня с часами. Через несколько лет к зданию была пристроена гостиница, которая функционирует до сих пор. Во второй половине 20-го века часть вокзала стала использоваться как место экспозиции арт-объектов, в частности инсталляций, скульптур.


Бельгийское чудо. Вокзал Антверпен-Центральный (Бельгия)
Центральный вокзал Антверпена считается самым красивым в Бельгии. К его созданию привлекались несколько архитекторов. Само строительство тоже было нелегким и длилось 10 лет, а открытие вокзала состоялось в 1905 году. Через полвека часть декоративных конструкций была убрана. Дело дошло до чрезвычайного происшествия: в 1978 году из-за обветшания с карниза вокзала упал камень весом в 300 кг. Несмотря на это, реконструкция здания началась только в 1998 году. Ремонтные работы, как и строительство, продолжались, опять же, 10 лет.


Внутренний интерьер вокзала в Антверпене.


Триумфальная арка. Гар-дю-Нор (Париж, Франция)
Северный вокзал Парижа или Гар-дю-Нор является самым известным и самым загруженным вокзалом не только Франции, но и Европы. Ежегодно здесь обслуживают порядка 190 млн пассажиров. Здание вокзала было сооружено в 1864 году, впоследствии несколько раз перестраивалось. Фасад напоминает триумфальную арку и увенчан 9 большими скульптурами и 14 малыми, которые символизируют европейские города, имеющие сообщение с Гар-дю-Нор. Вокзал стал одним из символов Парижа, поэтому он часто фигурирует в произведениях искусства.


Сан-Бенту (Порту, Португалия)
Вокзал Сан-Бенту был построен на месте бывшего монастыря бенедиктинцев. Монастырь существовал с 16-го века, однако в конце 18-го века комплекс подвергся пожару, а в 19-м веке пришел в жалкое состояние. Со временем на месте монастыря был возведен вокзал. Строительство продолжалось 10 лет – с 1896 по 1906 год. Еще 10 лет производилась укладка расписанной глиняной плитки, которая называется азулежу. Именно она и стала главной особенностью вокзала. Внутри вокзала посетитель может увидеть множество картин из истории Португалии – битва у Вальдевеша, завоевание Сеуты. Сейчас вокзал является конечным пунктом для пригородных поездов и поездов, следующих из Порту на север.


43-х метровый гигант. Будапешт-Келети (Венгрия)
После преобразования Австрийской империи в Австро-Венгерскую Будапешт стал второй столицей. К тому времени строительство железных дорог шло уже полным ходом. Так, в Будапеште в начале 1880-х годов было пять ж/д станций, но даже такого количества было мало. Поэтому в 1881 году началось строительство нового вокзала, который сейчас известен под названием Будапешт-Келети. Работы были выполнены довольно быстро по тогдашним меркам – за три года. Высота его фасада достигает 43 м. На входе стоят статуи известных изобретателей: Джеймса Ватта и Джорджа Стефенсона. Сейчас Будапешт-Келети – это главный вокзал Венгрии. Летом этого года его штурмовали беженцы из Сирии, желавшие уехать в Германию.


Вид с улицы.


Восточная экзотика. Вокзал Чхатрапати Шиваджи (Мумбаи, Индия)
Вокзал Чхатрапати Шиваджи в Мумбаи – один из самых загруженных и красивых вокзалов Индии. В 2004 году он был внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Само здание было возведено еще в колониальные времена и является образцом англо-азиатской архитектуры. Поэтому его отличительной чертой можно назвать соединение европейского и индийского стилей. Примечательно, что строительство вокзала было приурочено к 50-летию правления королевы Виктории, которое отмечалось в июне 1887 года. Открытие состоялось почти на год позже – в мае 1888 года. Тогда вокзал получил название – вокзал Виктории. Так он назывался до 1996 года, когда был переименован на честь индийского национального героя. В 2008 году, во время теракта в Мумбаи, вокзал также подвергся нападению террористов.


Былая слава. Старый вокзал Куала-Лумпур (Малайзия)
Старый вокзал в столице Малайзии Куала-Лумпур был сооружен еще в 1886 году. Здание сочетает в себе черты, присущие английской дворцовой архитектуре, а также местной малазийской. В начале 20-го века вокзал был немного перестроен. До 2001 года этот вокзал был главным вокзалом Малайзии. После открытия нового комплекса, получившего название Куала-Лумпур-Сентрал, он утратил былое значение. Сейчас старый вокзал больше ориентирован на пригородные поезда. В 2007 году на его территории был открыт железнодорожный музей, а некоторые платформы были отданы под экспозиции.


Хайдарпаша (Стамбул, Турция)
Стамбул расположен на обоих берегах Босфора, а значит и ж/д вокзалов тоже два. Так, на азиатском берегу находится вокзал Хайдарпаша. С моря он кажется настоящим европейским дворцом и не сразу верится, что это здание возведено в Стамбуле. А все дело в том, что вокзал проектировали немецкие архитекторы. Открытие состоялось в 1872 году. Станция Хайдарпаша стала первым пунктом будущей ж/д ветки Стамбул – Багдад, которую тоже строили немцы. Долгое время станция играла важную роль в ж/д сообщении Турции. После открытия подземного тоннеля под Босфором значение Хайдарпаши снизилось. В июне 2013 года вокзал был закрыт на реконструкцию, которая должна завершиться в 2016 году.


Вокзал Флиндерс-Стрит (Мельбурн, Австралия)
Станция Флиндерс-Стрит была открыта в 1854 году. Однако полноценный вокзал был построен только в 1909 году. В начале 20-го века Мельбурн бурно развивался, поэтому в конце 1920-х годов вокзал Флиндерс-Стрит считался одним из самых загруженных в мире. Здание располагается на пересечении двух улиц. Переходя дорогу, пассажир попадает к центральному входу. Над ним располагаются часы, которые являются местной достопримечательностью и ориентиром. Есть на вокзале и другие часы: они находятся на башне, расположенной с другого конца здания. Но они не столь популярны.


900 тонн стекла. Страсбург (Франция)
Первый вокзал в Страсбурге был построен еще в 1846 году. Находился он в другом месте, и позднее стал рынком. Современный же вокзал был возведен в тот период, когда город находился во владении Германии – в 1883 году. Однако работы и некоторые видоизменения проводились до 1900 года. После этого вокзал почти обрел современный облик, за исключением одной детали. В 2006-2007 годах в связи с открытием в Страсбурге движения скоростных поездов TGV, вокзал был реконструирован. Над зданием сооружен своего рода стеклянный купол, который полностью накрыл постройки 19-го века. На эти работы строители расходовали порядка 900 тонн стекла. Кроме того, ночью стеклянный купол подсвечивается обильным светом.


Вокзал-галерея. Перемышль (Польша)
Вокзал Перемышля является вторым старейшим вокзалом Польши (после Вроцлава). Он был сооружен еще в 1860 году и полностью сохранился (был немного расширен в конце 19 века). Практически в неизменном состоянии он дожил до сегодняшнего дня. Особенностью вокзала является не только фасад, напоминающий дворец, но и внутреннее убранство. Стены холла украшены картинами. У пассажира складывается впечатление, что он посещает галерею или художественный музей. Большая площадь только усиливает впечатление. Поскольку Перемышль является пограничным городом, вокзал успел побывать в составе нескольких железных дорог: австро-венгерской, польской и советской. И только в 1945 году Перемышль во второй раз стал частью Польши, а вокзал перешел в ведение Польских железных дорог. Сейчас там периодически устраиваются ретро-представления 19 века.


Львов (Украина)

Вокзал Львов - старейший на Украине. Движение поездов здесь было открыто еще в 1861 году. Этот год считается на Украине и датой основания железной дороги. Тогда во Львов прибыл первый поезд из Вены. В 1904 году на месте старого вокзала был построен тот, который мы имеем возможность наблюдать сейчас. Здание напоминает дворец. Львовяне так его и называют – "двірець" (слово перешедшее с польского dworzec – "вокзал"), а площадь вокруг него – Двирцевой. За основным зданием находится дебаркадер, который также является изюминкой вокзального комплекса. В 20-м веке вокзал подвергался новшествам. Как правило, это происходило после смены политического режима. Так, в 1920-х годах власти Польши проводили реконструкцию зданию. Именно в этот период на фронтоне появились скульптуры украинского скульптора Петра Войтовича, символизирующие Львов и железную дорогу. К слову, в 1918-м году за вокзал шли ожесточенный бои между армией Западноукраиснкой народной республики (ЗУНР) и поляками.


Комментариев нет:

Отправить комментарий