вторник, 19 января 2016 г.

Трамвай Златоуста


Город Златоуст расположен на западе Челябинской области, чуть западнее границы Европы и Азии. Типичный для Урала заводской город в долине меж невысоких гор, с небольшой грязноватой речкой и ещё более грязным городским прудом. Особенность Златоуста — его разбросанность по большой для города с населением менее 180 тыс. человек территории; различные районы города, разделённые скальными отрогами, холмами, прудом, порой настоящим лесом раскиданы по большой территории. Собственно, трамвайная система в городе, одна из самых на Урале, строилась с целью связать эти части, и она полностью повторяет особенности города — три протяжённые линии, сходящиеся на главной городской площади с таким длинным названием (Третьего Интернационала), что местные называют её просто Площадью. Златоуст расположен вблизи главного Уральского хребта, водораздела Волги и Оби, на высоте 400-600 метров над уровнем моря, и местный трамвай является самым высокогорным в России.


Линии от площади Третьего Интернационала расходятся на север, северо-восток и юг. Северо-восточная линия ведёт к железнодорожному вокзалу.


По улицам в районе вокзала построено большое оборотное кольцо.
Собственно главный трамвайный узел на Площади


Северная линия — самая короткая, она ведёт к прославленному металлургическому заводу (в позапрошлом веке златоустовская сталь несколько раз признавалась лучшей в мире). Но, увы, по этой линии я не ходил и не ездил. 

А линия на юг — самая длинная в системе, на неё приходится больше половины длины всех путей Златоустовского трамвая (почти 12 км). Она идёт через жилые районы по проспекту Гагарина, мимо Красной горки, несколько километров через лес, по мосту через реку Ай, через посёлок Машзавода до самого завода.

До посёлка Машзавода, где мы остановились, на трамвае с пересадкой от вокзала было ехать где-то в районе часа, и это при том, что состояние пути сносное, вагоны порой даже современные.

От площади линия идёт круто в гору и где-то километр пересекает частный сектор, построенный на склоне горы над Златоустовским прудом.



Очевидно, это самая высокогорная точка Златоустовского трамвая.


Южнее линия начинает понемногу спускаться.


И уже видна панельная застройка вдоль проспекта Гагарина.


На проспекте Гагарина, у автовокзала.


Трамвай южнее леса, в посёлке Машзавода.


В общем, состояние трамвая в Златоусте неплохое — закрытий линий не было (хотя и строительства новых тоже), разномастный подвижной состав, состоящий из всех видов трамвайной продукции близлежащего Усть-Катавского завода, регулярно обновляется за счёт продукции того же завода, трамвайный транспорт пользуется довольно высоким спросом в городе (более 100 тысяч пассажиров за день).



Трамвайные пути на 100% обособленные и полостью независимы от прочего дорожного движения.


При этом состояние путей не очень хорошее, всё ещё немало старых КТМ-5 в не самом лучшем состоянии, в результате трамвай движется довольно медленно, маршрутки уверенно его обгоняют, утягивая значительную часть пассажиров. При условии модернизации путей и обновления подвижного состава в Златоусте мог бы при существующей инфраструктуре возникнуть настоящий скоростной трамвай.