суббота, 12 марта 2016 г.

Как делают черкасские автобусы ATAMAN


На заводе «Черкасский автобус» довелось бывать уже дважды. Первый раз мы приехали сюда в 1999 году, когда заводчане только готовились запустить в производство первый автобус БогданА091. Во второй визит в 2003 году завод переходил на выпуск новой модели А092. И вот, спустя 13 лет, вновь появился повод побывать в Черкассах – представлена новая модель Ataman А092Н6.


Не смотря на то, что отличие всего в двух буквах индекса, Ataman A092H6 – это полностью новый автобус, созданный с чистого листа силами заводского конструкторского бюро. К тому же, именно в Черкассах, первыми на Украине, представили автобус малого класса, отвечающий нормам Евро-5. И не просто представили, а запускают в серийное производство уже в следующем месяце.


Не благодаря, а скорее вопреки

История завода «Черкасский Автобус» началась в 1964 году, как авторемонтного предприятия для автобусов ПАЗ-652. До развала Союза на ЧАРЗе успели отремонтировать почти 25 тыс. ПАЗиков и еще освоить выпуск продукции оборонного характера. Но в 1993 году обе эти позиции оказались не востребованными, и заводу пришлось срочно искать новые рыночные ниши. В те времена спросом пользовались автоприцепы, а также переоборудование грузовых фургонов в пассажирские. На ЧАРЗе осваивают производство собственных прицепов и массово переоборудуют ИЖ-2715. Пробуют заводчане и выпускать собственные «маршрутки» на шасси «ГАЗели», делают автомастерские, экспериментируют с другими направлениями, но к кризису 1998 года завод пришел в тяжелейшем положении.

Спасительным стал альянс с концерном «Укрпроминвест», который искал производственную площадку для производства новых украинских автобусов малого класса Богдан А091. В Черкассах провели реконструкцию, капитальный ремонт цехов, установили новое оборудование. В итоге, ЧАРЗ из ремонтного становится автомобилестроительным заводом, рассчитанным на производство 1500 автобусов в год. 12 ноября 2000 года ЧАРЗ был официально переименован в «Черкасский автобус».


Ставка на автобусы «Богдан» оказалась правильной. «Черкасский автобус» каждый год наращивал производство – потребность в новых машинах на японских агрегатах ISUZU, в Украине была огромна. Тогда же и появился знаменитый лозунг заводчан: «Даешь, Богданизацию всей страны!». Вскоре подключились и экспортные рынки. «Богданы» начали поставлять в Грузию, Армению, Россию, Беларусь, Молдову. В 2007 г объемы производства достигли пиковых значений 1500 шт. в год и завод уже едва справлялся с заказами.

В корпорации «Богдан» к тому моменту было принято стратегическое решение (известное под термином «рокировка») о переносе всего автобусного производства на автозавод в Луцк, а в Черкассах строили автомобильный завод под легковые автомобили. В новой концепции для «Черкасского автобуса» была отведена роль «запасной» площадки, а новую «линейку» автобусов малого класса Богдан А20 на агрегатах Hyundai корпорация начала выпускать уже в Луцке. И тут грянул кризис 2008 года.

Корпорация «Богдан» оказалась в тяжелейшем положении, ведь ее кредитная нагрузка оценивалась в $350 млн., а новенькие с «иголочки» автозаводы в Черкассах и Луцке еще не успели раскрутиться. «Черкасскому автобусу» тоже было не сладко: его долговая загрузка превышала 151 млн. гривен, а рынок автобусов сократился в разы.


В корпорации «Богдан» принимают решение уступить львиную долю акций «Черкасского автобуса» основному кредитору - Проминвестбанку и в 2011 году завод переходит под новое управление. Оказавшись сам на сам в условиях изменившегося рынка, коллектив «Черкасского автобуса» убедил новых собственников, что предприятие сможет выбраться из кризиса путем нестандартных решений. И не только выбраться, а стать лидером украинского рынка.


Здесь надо отдать должное председателю наблюдательного совета «Черкасского автобуса» Александру Дорошу. Спасение родного завода для него стало делом всей жизни. Именно Дорошу удалось сохранить коллектив завода, наметить стратегические цели в новых условиях и дать команду «Вперед!».


«Черкасский автобус» продлевает стратегическое соглашение с японской корпорацией Isuzu до 2020 года, заново строит собственную дилерскую сеть, выходит на экспортные рынки России и Казахстана, проводит удачный ребрендинг своей продукции и возобновляет производство. Возвращаться на рынки решено было под новым именем – ATAMAN. Параллельно, развивается направление по дистрибуции грузовиков Isuzu. Создаются версии для городских служб, производителей сельхозпродукции, ритейлеров. Шасси Isuzu начинают использовать украинские производители спецнадстроек.


Уже к августу 2011 года «Черкасский автобус» не только вернулся на украинский рынок, но и становится лидером по объему выпуска. Завод, в кризисный период и после полной смены собственника, сумел самостоятельно найти покупателей и произвести 190 автобусов в месяц. С тех пор каждый месяц в Черкассах отмечали очередное новое достижение.

Показательно, что весь ключевой менеджмент на заводе остался прежний. Руководил предприятием Виталий Раабе. Именно по инициативе г-на Раабе на заводе создается собственное конструкторское бюро из молодых специалистов.


Виталий Германович лично отбирал будущих конструкторов во время защиты дипломов в местных вузах. Затем им предлагал работу на заводе. «Кто-то приходил и уходил, кто-то не выдерживал заводских будней, но постепенно мне удалось сформировать «костяк» - вспоминает Виталий Раабе. «И теперь молодые конструкторы творят чудеса. Они предлагают такие нестандартные решения, на которые мы и не рассчитывали. И новый Ataman A092H6 – это полностью их «детище» - продолжает директор черкасского завода. «Конечно, под моим контролем, но этот автобус уже создавала наша молодежь» - резюмирует Виталий Раабе.


Как делают автобусы ATAMAN 

А вот производственный цикл в Черкассах не изменился за последние 13 лет. Тот же цех чернового кузова, где из труб формируют остов будущего автобуса. На отдельных постах формируют крышу и боковины. Затем на специальных тележках будущий автобус движется на следующие этапы. Боковины автобусов в Черкассах делают из оцинкованного металла, а крепят методом горячей натяжки.







В Черкассах есть свой цех стеклопластиковых изделий, где делают переднюю и заднюю маски, бампера и прочие элементы для автобусов.



После формирования каркаса кузова, автобусы на тележках едут в малярный цех. Здесь 4 камеры и 3 поста подготовки. Окраска кузовов производится вручную эмалями Helios, а использование стеклопластика при производстве автобусов продиктовало и использование низкотемпературной сушки. В камере кузова сушат при температуре не выше 60 градусов.




Окрашенный кузов далее попадает на линию сборки, где поэтапно обрастает уже автобусной «начинкой». Стекла в Ataman используют черкасского производства, сидения – из Львова, ручки, поручни – также украинские. Учитывая, что агрегатная база – японской Isuzu, степень локализации все же превышает 50%.



В отдельном цеху на подъемниках устанавливают агрегаты Isuzu: двигатель, коробку передач, мосты. На момент нашей съемки здесь как раз заканчивали сборку газовых версий Ataman A092G6. Баллоны приходится закупать в Польше, поскольку украинские аналоги слишком тяжелые. Отказались в Черкассах и от дисков украинского производства из-за нестабильного качества.


А еще сотрудничество с японской Isuzu научило заводчан правильно организовывать сам процесс производства. В Черкассах внедрили японский «кайзен», которым гордятся заводы Toyota, Isuzu и др. Систему внедряли сами японцы. Они сначала изучили все процессы, наметили слабые места и убедили сделать все по-другому. Директор завода Виталий Раабе так иллюстрирует эффект от «кайзена»: «Японские специалисты рассчитали, что нам необходимо переформатировать завод на 2 производственные линии вместо 3-х.


Поначалу, мы не слишком в это верили, но оказалось, что на 2-х линиях мы повысили производительность до 250 автобусов в месяц, а раньше на 3-х линиях едва могли выпустить 100 штук. Эффект был колоссальный +150%.».

Много и других инноваций появилось в Черкассах в сотрудничестве с Isuzu. Все готовые автобусы проходят обязательный пробег 30 км и возвращаются для устранения замечаний. А уже после их принимает отдел контроля, а затем заказчик. Такая система тоже дает свои плоды.


Но вот станочный парк на «Черкасском Автобусе» уже порядком устаревший. Из нового оборудования закупили только станок для лазерного раскроя металла и еще несколько позиций. Здания тоже давно просится обновить. И технология антикоррозийной обработки каркаса кузова имеет свои изъяны.

Виталий Раабе лишь печально качает головой. «Я был на многих автобусных заводах Европы, был на новейшем заводе MAN\Neoplan в Турциии видел к чему нужно стремиться. Это огромные инвестиции! А мы, тут в Черкассах, еле из одного кризиса выползли, так сразу в другой попали. С момента начальных инвестиций от «Укрпроминвеста» в завод больше не вкладывали практически ничего. Да и откуда? Последние годы мы живем по принципу: нам бы коллектив прокормить и в убытки не попасть. Но я понимаю, что без новых технологий дальше будет уже сложно конкурировать, тем более мы стремимся в Европу. Нам придется искать средства на модернизацию, если мы хотим выжить.»

Модельный ряд «Черкасского Автобуса»

Сегодня бизнес «Черкасского автобуса» держится на двух «китах»: производстве собственных автобусов Ataman и эксклюзивной дистрибуции грузовых автомобилей Isuzu через компанию «Комтранскомплект».


Автобусный бизнес, после 1 января 2016 года, когда начали действовать нормы Евро-5, формируется на 3-х основных моделях. Это хорошо известная украинским перевозчикам «газовая» версия Ataman A092 серии G в исполнении для городских и пригородных перевозок с различным числом баллонов. Благодаря газовому двигателю Isuzu (130 л.с.) с многоточечным впрыском метана, автобус в эксплуатации оказался на 40% экономичнее, чем дизельный аналог. «Черкасский автобус» уже выпустил 96 газовых автобусов и они неплохо себя зарекомендовали на маршрутах. Стоимость Ataman A092G6 стартует от $67000.


Вторая модель, которую завод подготовил в исполнении Евро-5 – это междугородний полутораэтажный автобус (категории М3, III-класса) Ataman A096 с двигателем Isuzu 190 л.с. . Разработано две модификации на 33 посадочных мест с двумя пневмодверями, и на 35 мест с передней пневмодверью и задней механической. Междугородний Ataman A096 оснащен системой курсовой устойчивости, wi-fi- роутером в салоне, видеосистемой с 19-дюймовым монитором, камерой заднего обзора, GPS-навигатором и т.п. Цена стартует от $130000. Завод уже отправил заказчикам 36 штук А096-х.


И третья модель – это новинка 2016 года, автобус Ataman A092H6. Ее главное отличие от предшественницы – это полное соответствие 107 правилу ЕЭК ООН и новый уровень удобства для пассажиров. Ataman А092Н6 теперь имеет две двухстворчатые автоматические двери шириной по 1225 мм. Сзади – абсолютно низкий уровень пола и ровная накопительная площадка, которая дополнительно оснащена еще и аппарелью для инвалидных колясок.


Новый автобус оснащен двумя кондиционерами (для водителя и салона отдельно). Вписаться в нормы Евро-5 удалось благодаря установке нового поколения дизельного двигателя Isuzu 4HK1-E5NC рабочим объемом 5,2 л и мощностью 154 л.с. Штатная тормозная система с ABS теперь оснащена более эффективными дисковыми тормозными механизмами спереди и сзади, кроме того автобус оснастили еще и вспомогательным газодинамическим тормозом на выпускном тракте.


Как сообщили в дистрибьюторской компании «Украинский Автобус», городской Ataman А092Н6 в комплектации с 2-мя кондиционерами имеет стоимость $65000.


Как видим, «Черкасскому Автобусу» удалось не только самостоятельно выжить, но и полностью обновить модельную «линейку». Как непросто это было? – знают только сами заводчане. А еще топ-менеджеры завода. Они и сейчас полны сил и энергии, и готовы осваивать новые рынки Европы. Они – такие же, как и 13 лет назад, настоящие профессионалы и фанатики своего дела, на которых до сих пор держится украинский автопром. И только седина на висках выдает пролетевшие года.


1 комментарий: