воскресенье, 10 апреля 2016 г.

Санкт-Петербург: Обзор МАЗ-203 - плюсы и минусы


Речь пойдёт о представителе белорусского автопрома - автобусе модификации МАЗ-203.085. Несмотря на то, что производится техника за рубежом, чиновники и руководители ПАТ, похоже, вполне довольны сделанным выбором. А насколько подобным выбором довольны те, кто непосредственно взаимодействует с данными машинами? Водитель, который уже больше года работает именно на таком автобусе, поделился своими наблюдениями.

Внешне автобус выглядит современно - панорамное лобовое стекло делает своё дело. Совсем немного портят вид лишь зеркала, но зато у них очень хорошая обзорность.

Салон достаточно просторный, немало и сидячих мест (26 посадочных, в т.ч. 5 на низком полу; общее 105). Интересен тот факт, что по умолчанию место кондуктора находится справа от средней двери, в низкопольной части, однако практически во всех автобусах кондукторы занимают место между задней и средней дверью, на подиуме. Кондукторы, к слову, сильно полюбили эти автобусы - за вместительность, проходимость внутри салона и теплоту, а также удобное (с их слов) расположение стационарных валидаторов.


Да и пассажирам "белорусы" тоже пришлись по душе. В первый день работы и мне и особенно кондуктору были переданы только положительные отзывы, что неудивительно. В автобусах данной модели тепло, светло, просторный накопитель в центре салона, широкие двери, нескользкий пол, широкие форточки, ощутимая плавность хода. Если придираться, из минусов для пассажиров можно отметить, пожалуй, немного шумноватый двигатель.

Хорошим показателем объективного признания комфортных характеристик салона данной модели можно считать тот факт, что в нашем парке несколько таких машин поставили на служебные развозки.


Касательно машин поставки декабря 2014 - января 2015 присутствует существенный минус для водителя - кабина, а точнее её компоновка. С приходом в Комитет по транспорту москвича Александра Воробьёва в августе 2013 года все автобусы стали закупаться без отдельного входа в кабину, и первые партии "белорусов" исключением не стали. Менталитет наших пассажиров, к сожалению, устроен таким образом, что он не позволяет им понимать и выполнять такую простую формулировку как "За кабину не заходить". А всякого рода цепи и верёвки, которые водители повесили в надежде предотвратить нарушение пассажирами безопасных условий перевозки, в скором времени приказали убрать. В итоге в часы-пик, когда автобус забит до отказа, любой правый поворот становится очень опасным, поскольку водитель вообще не видит, что происходит у него справа от кабины.

Благо, с конца 2015 года требование отдельного входа в кабину вернули в технические задания аукционов на приобретение автобусов; хотя также надо отметить, что первый вариант с точки зрения пассажира кажется удобней. В широкую первую дверь многие умудряются входить с тележками и даже с детскими колясками.


Также минусом конкретно той же поставки 2014-2015 является и очень мелкий электронный маршрутоуказатель в передней части автобуса. Толково вместить туда пункты назначения автобусного маршрута получается далеко не всегда. В последней поставке автобусов данной модели эта проблема была решена.



Теперь ненадолго перейдём к самой кабине. Первый взгляд в ней, конечно, падает на яркое и сверхудобное сиденье водителя. Сказать, что оно великолепное - это ничего не сказать. Кроме обычных регулировок вперёд-назад, вверх-вниз и спинки кресла, здесь также присутствуют регулировки наклона самого кресла целиком, регулировка жёсткости, подогрев, регулируемые поясничные поддержки и упоры и даже регулируемые по высоте подлокотники с обеих сторон.


И вот, удобно устроившись, можно оглядеться вокруг. Панель приборов выглядит, конечно, не сверхсовременно, но достаточно интересно. По сравнению с тем же ЛиАЗ-5292.60 здесь хотя бы нет клавиш и значков с маркировкой "сделано в СССР". ЖК-дисплей, симпатичные клавиши (правда с криво наклеенными обозначениями), приятный и лёгкий в уборке пластик. Отдельное спасибо хочется сказать за удобное расположение рабочих инструментов, таких как кнопки открывания дверей (есть кнопка сразу на все 3 двери) и рядом находящуюся клавишу автоинформатора. Из общей картины комфорта и удобства использования выбивается лишь руль и подрулевые переключатели.


В целом кабина довольно-таки тесная, по сравнению с другими кабинами такого типа, зато тёплая. За её отопление и обдув лобового стекла отвечает один отопитель (по принципу как в легковых а/м), однако потоки воздуха никак не регулируются. Установка имеет температурный диапазон от 16 до 30 градусов и 3 скорости + auto-режим. Для чего нужны эти навороты - до сих пор никому из наших водителей не ясно, но благо зимой (когда автобусы только поступили) мы не замёрзли. Так же автобусы оборудованы кондиционерами - надо отметить, что они работали на всех МАЗах, кроме одного, что уже большой плюс, по сравнению с теми же Волгабасами (как "сочинскими", так и "гармошками"). Салон охлаждается достаточно хорошо и быстро, а вот к водителю потоки прохладного воздуха доходят лишь через щели, поскольку отдельных выводов в кабину нет. Но, даже несмотря на это, при включённом устройстве через какое-то время начинаешь подмерзать.


По ходовым качествам можно отметить плавность хода. Приёмистость не такая как у ЛиАЗов и Волгабасов, но это скорее плюс. Автобус может развивать до 85 км/ч, но при этом разгоняется без рывков, что является безусловным достоинством в плане обеспечения максимальной безопасности перевозок. Торможение тоже плавное, без рывков и т.н. "кивков" при остановке.