четверг, 14 апреля 2016 г.

Великий Сибирский путь


11 апреля 1891 года император Александр III издал указ о начале закладки Транссибирской магистрали. Это был самый большой транспортный проект того времени, который был завершен в рекордные сроки — почти за 15 лет. На сегодняшний день вдоль магистрали расположено 87 городов, пять из которых с населением более миллиона жителей. История создания самой длинной железнодорожной магистрали, которая в течение века оставалась единственным и самым коротким сухопутным путем из Восточной Азии в Европу, приведена ниже.

Первая российская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское село, появилась в 1838 году, а к концу 19 века железнодорожная сеть России составляла уже 50 тыс. км. Освоив европейскую часть страны, возникла необходимость в организации пути, который бы связал центральную часть Российской империи с Сибирью.


Для исследования будущей трассы в 1887 году в Восточную Сибирь были отправлены три экспедиции под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати. Через несколько лет их работа была завершена, и российское правительство приняло решение приступить к строительству самого масштабного транспортного проекта того времени.


11 апреля 1891 года император Александр III издал высочайший указ о начале закладки Транссибирской магистрали, которая первоначально называлась «Великим сибирским путем». В церемонии закладки, прошедшей в мае того же года на Уссурийском участке железной дороги, принял участие наследник престола Николай II, который сам наполнил тачку землей и высыпал ее на дорожное полотно.


Строительство железнодорожной магистрали началось одновременно как со стороны европейской части России, так и от Владивостока. Дорогу прокладывали по малозаселенной местности, в непроходимой тайге. Рабочим приходилось пересекать многочисленные сибирские реки, озера и болотистую местность.


В строительстве Транссибирской магистрали были заняты как российские рабочие, так и иностранные подданные. Квалифицированных мастеров и инженеров специально привозили в Сибирь из центра страны. На некоторых участках были созданы стационарные лагеря для каторжан, ссыльных и арестантов, которых также задействовали в строительстве.


Рабочий день каторжан длился 12 часов и предусматривал перерыв на обед и послеобеденный отдых. Ссыльным выплачивали заработную плату, часть которой разрешалось выдавать на руки. Наибольший заработок за лето составлял 50 руб., наименьший - семь. Арестанты получали в день 1,54 кг хлеба, на обед - 306 граммов мяса, 100 граммов крупы, 205 граммов овощей.


По предварительным расчетам, стоимость Транссиба должна была составить 350 млн руб. золотом, что было огромной суммой по тем временам. Однако уже в первые годы строительства сметы стали неуклонно расти. Чиновники объясняли это сжатыми сроками строительства и другими обстоятельствами.


К 1905 году на строительство было потрачено не 350, а 937 млн руб. По окончании русско-японской войны, в связи с угрозой потери контроля над восточной частью Транссиба, обозначилась необходимость постройки дополнительной Амурской железной дороги. Она обошлась казне еще в 329 млн руб.


21 октября 1901 года началось движение поездов по Транссибирской железной дороге. Несмотря на то, что многие мосты и инженерные сооружения не были к этому времени достроены, началась перевозка пассажиров, почты и грузов.


1 июля 1903 года открылось регулярное движение пассажирских поездов из Владивостока и Порт-Артура в Москву и Санкт-Петербург. К этому времени Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию.


Однако вскоре на строительство Транссиба повлияли и внешнеполитические факторы. В 1905 году Россия потерпела поражение в войне с Японией и обязалась, согласно Портсмутскому договору, передать победителю большую часть железной дороги, проходящей через Манчжурию. Все это вынудило приступить к строительству Амурской железной дороги, которая соединила бы Уссурийский и Забайкальский участки Транссибирской магистрали.


Окончательные работы по строительству Транссибирской магистрали завершились в 1916 году. К этому времени был введен в эксплуатацию мост через реку Амур близ Хабаровска. Самая длинная в мире магистраль, в строительстве которой ежегодно принимали участие 60-80 тыс. рабочих, в буквальном смысле стала локомотивом экономического развития Сибири и Дальнего Востока.


В годы Великой Отечественной войны Транссибирскую магистраль использовали для перевозки воинских эшелонов и грузов, а также эвакуации населения и предприятий из оккупированных районов. В послевоенные годы Транссиб активно строился и модернизировался.


C 1990‑х инфраструктура Транссибирской магистрали постоянно модернизируется, увеличивается пропускная способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок Транссиба. В 2002 году завершена полная электрификация магистрали.


Вдоль магистрали расположено 87 городов, пять из которых с населением более миллиона жителей. Транссиб пересекает 16 рек и на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал.


Транссибирская магистраль занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная железнодорожная магистраль. Ее протяженность составляет 9288 км.