понедельник, 2 мая 2016 г.

Троллейбус Арнема


Арнем — небольшой (140 тысяч жителей) город на юго-востоке Голландии на реке Рейн, единственный город в Бенилюкс, и Нидерландах в частности, где ходят троллейбусы. Троллейбусная система Арнема является одной из крупнейших в Западной Европе.

В 1944 году, во время Второй мировой войны, в окрестностях Арнема союзными войсками была проведена боевая операция «Маркет Гарден», которая закончилась полным провалом. Неудачная попытка высадки десанта вызвала одно из самых кровавых сражений Второй мировой войны. Город был разрушен, почти все солдаты погибли в бою. Это событие оставило огромный след в истории города, и многие приезжают сюда, чтобы посетить места, напоминающие о произошедшей трагедии. Война принесла городу большие разрушения, поэтому Арнем, заново отстроенный после войны, выглядит как современный город. В ходе боев практически полностью была разрушена инфраструктура трамвая: депо с подвижным составом были разбомблены, а пути и опоры разломаны военной техникой.

После окончания военных действий и освобождения территорий было решено возобновить движение электрического транспорта в городе, но уже в виде троллейбуса - ни средств, ни времени на строительство новой трамвайной инфраструктуры у города не было. Новая троллейбусная система была открыта уже 5 сентября 1949 года: первая троллейбусная линия, линия 1. соединила центр Арнема с пригородом Велп.



Территория, на которой расположился Арнем, является холмистой, поэтому троллейбусы показали свои преимущества по сравнению с автобусами - работа электромотора на уклонах значительно эффективнее работы двигателя внутреннего сгорания.

Некоторым преимуществом троллейбусов в Арнеме стало долгое определение их не как моторных транспортных средств, а значит им не приходилось оплачивать транспортный налог. Таким образом транспортные предприятия сохраняли значительные количества денежных средств. Только в 1952 году было введено изменение в законе и троллейбусы стали рассматриваться так же в качестве моторного транспортного средства, но автомобильный налог для них все же уменьшили.

Еще одной особенностью арнемского троллейбуса была отдельная секция для курящих пассажиров в задней части салона троллейбуса. Действие таких секций продолжалось до весны 1973 года, когда был введен запрет на курение в общественном транспорте.



Конец шестидесятых и начало семидесятых годов двадцатого века стал большим шагом назад в области развития электрического транспорта, в том числе и сети троллейбуса Арнема: некоторые линии были преобразованы в автобусное движение, а в начале восьмидесятых вообще подумывали о полной ликвидации троллейбуса в городе. Не на руку сыграла и авария, широко освещенная местными СМИ, в которой пассажир попал под заднее колесо троллейбуса. Это, кстати, в дальнейшем повлияло не изменение технических требований к троллейбусу - выходную дверь теперь необходимо было размещать позади задней оси. Нелучшие впечатления оставляло и изношенное энергохозяйство - только к концу семидесятых первоначальные воздушные линии были заменены на новые.



Некоторый "ренессанс" троллейбуса в городе произошел в восьмидесятых годах: открыт новый мост Roermondsplein (с 1987 года мост им. Нельсона Манделы) через реку Рейн, который стал вторым троллейбусным соединением центра города с его южной частью, а в 1987 году была открыта третья переправа с новой троллейбусной линией.


В середина девяностых годов снова начались обсуждения о ликвидации, но в 1996 году было принято решение сохранить сеть троллейбуса, но с условием: троллейбус должен стать быстрее и комфортнее. Амбициозный план троллейбусного оператора в начале 2000-ых предусматривал закупку сочлененных троллейбусов с низким уровнем пола и строительство выделенных полос с управляемыми светофорами. Тогда же были приобретены новенькие Berkhof Premier AT18 и Van Hool AG300T.


Последнее десятилетие ХХ века характеризовалось слияниями транспортных компаний. В ходе долгих преобразований все троллейбусное движение перешло к одному оператору, а владельцем воздушных линий в итоге остался муниципалитет. Весь троллейбусный транспорт работал под брендом Connexxion, который в дальнейшем был преобразован под общую франшизу всего городского общественного транспорта Breng.



В 2000-ых произошел глобальный пересмотр сети - некоторые участки были отданы под автобусное движение, и наоборот, другие, в том числе и новые районы, получили новые троллейбусные линии. Так же было оптимизировано и количество маршрутов - некоторые были упразднены, а часть объединена. С 2007 года начался новый виток развития системы: автобусные маршруты стали заменяться на троллейбусы.



Против программы нашлись и противники, местные жители района Huissen. Основными доводами стали объем расходов на строительства линий. 21 марта 2013 года городской совет решил (15 голосов против 14), что "ни один троллейбус не доедет до Huissen". Сейчас рассматривается план оживления "старой" трамвайной линии к Huissen.



По мере развития сети началась и замена старых троллейбусов: Volvo начали уходить с линий. а их место стали занимать машины швейцарского производителя Hess. Девять сочлененных троллейбусов были поставлены к концу 2009 года. А в июле 2012 года было объявлено, что дополнительно к этим девяти будет заказано еще 31 троллейбус марки Hess. Начиная с 2013 года первые 11 были приняты к эксплуатации, они заменили старые сочлененные троллейбусы Van Hool. Все новенькие машины поступившие с 2013 года, окрашены в новую цветовую схему: основной цвет светло-голубой, дополняется светло-серым и линиями красного цвета над окнами. Остальные троллейбусы по контракту должны поступить в 2017 году.



Сегодня в городе работает 6 троллейбусных маршрутов, которые имеют свою цветовую индикация для простоты определения номера маршрута. В планах муниципалитета стоит идея удвоить количество сочлененных троллейбусов на самых напряженных линиях.



В декабре 2014 года было объявлено о новом проекте "Троллейбус 2.0" компании EL-KW, входящая в состав британской Vayon Power Green Group, которая совместно с производителем Vossloh Kiepe планирует в начале 2017 года запустить на линии 1 два новых троллейбуса, снабженных литий-ионными аккумуляторами. Ни о какой ликвидации проводов при этом речи не идет, новые троллейбусы будут работать в общем потоке со старыми.



В Арнеме так же есть небольшой музей троллейбуса: в его эскпозиции представлено четыре старых троллейбуса, а один из них является самым первым троллейбусом Арнема - именно он открывал движение в 1949 году. Все аппараты исправны и на ходу. Более того, в некоторые летние воскресные дни на них можно прокатиться. Троллейбусный музей открыт каждый четверг с 13:00 до 17:00.