суббота, 21 мая 2016 г.

Сан-Франциско: Система легкорельсового транспорта


Muni Metro — система легкорельсового транспорта города Сан-Франциско (США). Линии системы частично проходят под землей, в деловом центре Сан-Франциско, а в остальных частях города по земле, являясь традиционной трамвайной сетью, включая маршруты как обычных, так и скоростных трамваев на эстакадных участках. Систему эксплуатирует муниципальная организация San Francisco Municipal Railway (сокращённо — Muni).


В начале XX века улица Market Street имела самое интенсивное трамвайное движение в мире. По ней было проложено четыре трамвайных пути, по которым в обоих направлениях курсировали трамваи двух конкурирующих фирм, Municipal Railway и Market Street Railway. Каждой фирме принадлежало два пути. В 50-60-ые годы в Сан-Франциско были закрыты и заменены автобусами многие трамвайные линии, однако трасса пяти линий частично проходила по тоннелям (Twin Peaks tunnel: 3,6 км, открыт 3 февраля 1918 года; Sunset-tunnel: 1,3 км, открыт 21 октября 1928 года) и выделенным трассам, в связи с чем их было довольно трудно переоборудовать в автобусные маршруты. Эти линии сохранились. До 70-ых годов на них использовались старые трамваи типа PCC.


В семидесятых годах под Market Street был построен двухъярусный тоннель. На ранних стадиях проекта, планировалось, что оба яруса будут использоваться системой Bay Area Rapid Transit (которая является своего рода сочетанием метрополитена и пригородной электрички). Однако вскоре планы изменились, и было решено, что поезда BART будут использовать только нижний уровень тоннеля, причём система BART в пределах города будет ограничиваться одной линией. Верхний же уровень тоннеля теперь должен был использоваться для движения трамваев.


Так как построенный тоннель был оборудован высокими платформами, использовать старые вагоны PCC в нём стало невозможно. Поэтому San Francisco Municipal Railway полностью обновила подвижной состав. Хотя тоннель и был достроен к 1978 году, трамваи стали ходить по нему только в феврале 1980 года, когда в город были наконец поставлены новые трамваи типа US Standard Light Rail Vehicle. С этого момента трамвайная система стала официально называться Muni Metro. Поэтапно, к ноябрю 1982 года, трасса всех пяти линий стала частично проходить по тоннелю.


T (Third Street) - линия скоростного трамвая в Сан-Франциско, построенная впервые более чем за полвека, и первая полностью выделенная линия в системе. Ее строительство закончилось в конце 2006 года. Линия проходит через бывшие промышленные районы, где теперь строится новое жильё. Открытие постоянного движения на линии состоялось 7 апреля 2007 года.


На данный момент в активной фазе строительства находится вторая очередь линии T Third Street, так называемый проект Central Subway - терхкилометровый участок от пригородного железнодорожного вокзала на углу 4-ой и Kings Street к району Chinatown.


Линия соединит важнейшие деловые и жилые районы города: Union Square является одним из основных торговых и деловых центров города, а Китайский квартал является одним из наиболее густонаселенных районов.


На линии будет расположено 4 станции: одна наземная, 4th and Brannan Station на углу 4-ой и Brannan street, и три подземные, Yerba Buena/Moscone Station на углу 4-ой и Folsom street, Union Square/Market Street Station на пересечении Stockton Street с Union Square и Chinatown Station на углу Stockton и Washington street.


Стоимость строительства нового участка составляет порядка $ 1,58 млрд. Проект в значительной степени финансируется за счет федеральной программы - общая сумма инвестиций $ 942 млн. Кроме того, строительство участка Central Subway также финансируется штатом Калифорния, а так же городом и округом Сан-Франциско.


Строительство началось в феврале 2010 года, а к лету 2014 г. двумя туннелепроходническими комплексами "Big Alma" и "Mom Chung" была закончена проходка тоннелей. Официальное открытие участка ожидается в 2019 году.


SFMTA, местный комитет по транспорту, в начале этого года начал изучать возможность продления линии на северо-восток к North Beach до Fisherman’s Wharf, с возможной пересадкой на линию F Market & Wharves.


В течении всего марта по проекту проходили общественные слушания, а в апреле обсуждали бюджета строительства нового участка.