вторник, 30 августа 2016 г.

Янгонский трамвай


Никогда не забуду рассказ одного пожилого янгонца, вспоминавшего, как он опоздал на свое первое свидание. «Я бежал быстро, но не успел вскочить на подножку. Трамвай прозвонил – и скрылся за поворотом.» Казалось, речь идет о каком-то другом городе и о какой-то другой реальности. Янгон, каким я его знал много лет – это город старых чадящих автобусов, многие из которых были переделаны из старых колониальных грузовиков, участвовавших во второй мировой войне (на них просто нахлобучивали склепанную жестяную коробку с лавками внутри, сваренными из старых железных труб). Сейчас, после начала перемен в стране, янгонские автобусы, конечно, намного новее, но от этого они не перестали быть автобусами.
А между тем, трамвай в Янгоне действительно был.


Британские колонизаторы пустили его в 1906 году (причем, историю рельсового городского пассажирского общественного транспорта в Рангуне отсчитывают с еще более ранней даты – 1886 года). В лучшие годы трамвайный парк насчитывал 77 вагонов. Больше того, в 1936 году начали свое движение по рангунским улицам троллейбусы. От тех времен осталось только несколько фотографий – как подтверждение недоверчивым о том, что трамвай на улицах их города – это не фейк и не фантазия.

Вот так выглядел рангунский трамвай (на заднем плане — южный вход в пагоду Шведагон).


А потом началась вторая мировая война. Закончилось электричество, а из-за воронок после бомбардировок не по всем улицам стало можно проехать. Кроме того, кончились запчасти – в войну было не до них. В 1942 году навсегда остановилось движение троллейбусов. Чуть позже в свой прощальный рейс двинулся рангунский трамвай. А после обретения независимости правительство страны решило, что электротранспорт – это ненужное баловство, и что электроэнергию надо экономить.


Нужно сказать, что Янгон в предшествующие десятилетия ремонтировался крайне редко. Асфальт на улицах не менялся на протяжении многих лет, и был весь в трещинах и ямах. Именно поэтому в восточной части Янгона, на улице Пазундаун, до самого последнего времени через асфальт кое-где проступали рельсы, а посередине улицы стояли столбы с распростертыми по обе стороны штангами для трамвайных проводов. Интересно, что вывеску «Департамент беспроводного транспорта» на здании дорожной полиции в том же самом районе Пазундаун сняли всего несколько лет назад – хотя «проводного транспорта» в Янгоне на тот момент не было уже почти семь десятилетий.

То есть, еще пару лет назад казалось, что трамвай – это ушедшая навсегда эпоха. Тем не менее, события последних лет заставляют в этом усомниться.

Сначала, после проведенной пять лет назад реконструкции Стрэнд-роуд (Канна-лан, или Прибрежной улицы, тянущейся более чем на десять километров вдоль берега реки Янгон) была заново проложена одноколейная железнодорожная линия, предназначенная для того, чтобы вывозить грузы из янгонского порта. Поскольку портовые сооружения и хранилища тянутся вдоль берега на несколько километров – железнодорожная колея шла вдоль них, по линии Стрэнд-роуд. Но грузы вывозили из порта в ночное время, а днем колея простаивала. Именно поэтому в мэрии Янгона возникла идея пустить по линии что-то, что могло бы перевозить пассажиров, и тем самым разгрузило бы переполненный общественный транспорт Янгона. Так появился квазитрамвай.

Квазитрамвай в новейшей истории Янгона представлял собой отдельно взятый вагон янгонской кольцевой железной дороги (без дверей, с тремя подножками с каждой стороны и двумя пассажирскими салонами со скамьями вдоль стен), который в дневное время катался туда-сюда по рельсам на Стрэнд-роуд. Этот вагон издавал вполне трамвайный грохот и лязг, привлекая к себе всеобщее внимание, но в качестве транспортного средства янгонцы его почему-то не восприняли – хотя первоначально даже была идея цеплять этот вагон в конечной точке маршрута к поезду кольцевой железной дороги – чтобы пассажиры без пересадки могли ехать дальше.


Возможно, янгонцев пугал внешний вид этого транспортного средства – мало кто останется равнодушным, видя, как мимо него с грохотом и звоном мчится, качаясь в разные стороны на рельсах, одинокий обшарпанный вагон. Янгонцы считали его «бешеным» и старались держаться от него подальше. Впрочем, основной причиной все-таки, видимо, стал консерватизм жителей города – они привыкли ездить на автобусе, и выбор новых средств передвижения нарушал привычный и устоявшийся порядок вещей в их жизни.


Но янгонские власти упорно стремились продолжать начатое. На это их толкали японцы, которые впервые за полвека разработали мастер-план Янгона и активно начали давать советы по оптимизации пассажиропотока в городе. Так родилась идея задействовать для перевозки пассажиров водный транспорт (из которой пока что тоже ничего путного не получилось), а потом — пустить самый настоящий трамвай. Солидный городской трамвай как раз и призван был заменить одинокий вагон-призрак, болтающийся туда-сюда по Стрэнд-роуд.


Для трамвайного маршрута мьянманцы с помощью тех же японцев закупили три старых вагона, колесивших до этого по рельсам Хиросимы, обустроили остановки, протянули над рельсами контактный провод и оборудовали подстанции с трансформаторами. На все это удовольствие японцы выделили инвестиции в размере 3,9 миллионов долларов, причем формальным инвестором выступила «Japan’s West Corporation». Выступая на церемонии открытия, которая состоялась 11 января 2016 года, японский посол Татеши Хигучи очень деликатно прокомментировал тот факт, что все три вагона уже отпраздновали свой полувековой юбилей. «Их очень хорошо обслуживали», — сообщил посол и выразил уверенность, что вагоны будут находиться в исправном виде еще долго.


Маршрут янгонского трамвая короче, чем у его предшественника – бешеного вагона электрички. Он начинается около пристани Вадан на западе и заканчивается немного дальше пагоды Ботатхаун, в Линсадауне на востоке. Длина маршрута 3 мили (4,8 километра) – тем не менее, он проходит вдоль всего исторического центра янгонского даунтауна. Поскольку трамвай курсирует по одноколейке, для всего маршрута достаточно одного состава (даже двери открываются на одну и ту же сторону, независимо от направления движения). Трамвайных колец нет – места для водителя (в таком ретро-вагоне ему максимально подходит старое слово «вагоновожатый») оборудованы с обеих концов вагона, и водителю на конечной остановке надо просто пересечь салон.


На маршруте – 7 остановок (считая конечные). Время в пути в одну сторону – 30 минут. В день трамвай совершает два рейса туда-обратно. Первый рейс – с отправлением из Вадана в 8.00 утра и с отправлением в обратную сторону из Линсадауна в 8.45. Второй рейс – с оправлением из Вадана в 9.45 и отправлением из Линсадауна в 10.30.



К числу достоинств этого трамвая можно отнести и его звуковой сигнал. Трамвай не звенит, а гудит. Причем, это сложно сформулировать, но гудок этот – победной торжественной тональности.


Поскольку этот трамвай проходит по ведомству мьянманских железных дорог, тут придерживаются тех формальностей, которые уже давно сочтены излишними в общественном транспорте Янгона. Например, вагон сопровождает полицейский (на первом маршруте 11 января полицейские дежурили даже у дверей вагонов).



Кроме него, есть кондуктор с книжкой отрывных билетов – на каждом билете кондуктор от руки вписывает дату. Стоимость проезда – 100 кьят.




Вагон – действительно ретро, но обновленный и заново отделанный – отремонтированный, покрашенный, с новыми чистыми мягкими сиденьями. А главное – в нем есть кондиционер, который отлично работает. К числу достоинств следует отметить уже упоминавшийся факт – пассажиров в вагоне обычно мало, поэтому сидячие места с хорошим обзором гарантированы.



И последнее, что в этой связи можно сказать. В очередной раз поражен некреативностью и нелюбознательностью мьянманских гидов, привыкших тупо отрабатывать заезженную за много лет программу для туристов. Кондуктор и полицейский сказали мне, что путешественники-иностранцы трамваем почти не пользуются, а туристов в сопровождении гидов они не видели никогда. То есть, мьянманские гиды, которые любят до посинения таскать иностранцев из пагоды в пагоду, в результате чего эти иностранцы начинают тихо ненавидеть этот город, даже не в состоянии понять, насколько интересна для их клиентов была бы поездка в чистом кондиционированном ретро-вагоне с новыми мягкими сиденьями. Причем, поездка именно вдоль Стрэнд-роуд, которая в колониальное время строилась как «витрина» Янгона при виде с реки и изобилует идущими в ряд красивейшими колониальными зданиями.