вторник, 20 сентября 2016 г.

Как петербуржцев напугал первый трамвай


В эти дни 1880 года в Санкт-Петербурге, на Болотной улице публика с восторгом и ужасом наблюдала за движением вагона конного трамвая, который двигался без лошадей.

Это был экспериментальный электрический трамвай российского инженера Федора Аполлоновича Пироцкого. Пироцкий имел отличное по тем временам образование, окончив Военно-артиллерийскую академию. Стоит пояснить, что в 60-ые годы XIX века артиллерия переживала период научно-технической революции и именно военные были готовы ставить новые опыты.

Пироцкий был распределен на службу в Киев, где и познакомился с выдающимся изобретателем дуговых ламп — Павлом Яблочковым. Его знания в электротехнике росли и в 1871 году, уйдя со службы, он возвращается в Петербург, что бы начать карьеру инженера. Спустя четыре года он уже смог поставить на рельсы свою тележку с электродвигателем и начать первые опыты.



В Германии другой изобретатель Вернер фон Сименс занимался тем же самым. Они шли, как говориться «ноздря в ноздрю». В 1879 году фирма Сименса демонстрирует в Берлине на выставке первую электрическую железную дорогу. Но она мала, это скорее аттракцион. И вот в сентябре 1880 года Пироцкий запускает свой вагон, который мог везти 40 человек со скоростью 10 км/ч. Вагон был серийным, и двигался по обычным рельсам, к которым подавалось напряжение. Говорят, что на вагон смотрел и Сименс, и они с Пироцким обсуждали варианты конструкции.

Сименсу повезло — его поддержали городские власти Берлина и в 1881 году он запускает первую линию электрического трамвая. А опыты Пироцкого пришлось свернуть — городские чиновники не видели выгоды, да и влиятельное лобби хозяев конок тоже не дремало.

Так Россия упустила приоритет в развитии трамвайного дела, электротрамваи появились в Империи только в 1892 году, но потом еще довольно долго пробивали себе дорогу. Тем не менее — опыты Пироцкого были одним из доказательств выгоды нового источника энергии, и они помогли развитию электротехники в России.