вторник, 6 сентября 2016 г.

Всё метро мира: Тбилиси


Метрополитен в Тбилиси был введён в строй четвёртым по счёту в СССР, после Московского, Ленинградского и Киевского. Случилось это 11 января 1966 года, когда население города составляло около 800 тыс. человек. Хотя, например, в Минске удалось добиться строительства метро только к 1984 году, когда город уже получил полуторамиллионного жителя. Сейчас всё изменилось. Население Тбилиси чуть выше миллиона человек, а Минска — почти два, и постоянно растёт. И если в Минске активно ведётся строительство третьей линии, то в Тбилиси всё заморожено, кроме продления Сабурталинской линии на одну станцию.

Ближе всего к центру города расположена станция «Тависуплебис моедани» («Площадь Свободы»).


Её наземный вестибюль.



Эскалаторы в метро Тбилиси не очень старые, но довольно ушатанные. Скорость движения, по ощущениям, выше, чем в Московском или Петербургском метро.



Станция облицована мрамором.



Ранее станция называлась "Площадь Ленина".


Это колонная станция глубокого заложения.



Часть указателей — только на грузинском.



В 2007 году глухой торец центрального зала был украшен символом «Революции Роз». Но советские барельефы сохранились.



Потолок боковых залов обшит сайдингом.



В Тбилиси эксплуатируются в основном номерные вагоны Мытищинского завода 81-717/714 и 81-717.5/714.5, а также Еж3, Ем-508Т и Ема-502. В каждом составе по пять вагонов.


Среди пассажиров можно встретить как хипстеров или панков в полной боевой раскраске, так и дедушек-аксакалов, спустившихся, по ощущениям, прямо с высокогорных пастбищ.


Схемы метрополитена в вагонах нет...



... но зато есть реклама. Реклама в вагонах размещается невероятно уродским и неудобным способом — на фанерных дощечках, снизу установленных на специальной перекладине, а сверху тупо прикрученна саморезами к обшивке салона.



А вот и сама схема Тбилисского метрополитена.


Вестибюль станции «Руставели».



По некоторым данным, это самая глубокая станция в Тбилисском метро — 60 м.



Станция "Руставели"




Станция открыта 11 января 1966 года в составе первого участка метро «Дидубе» — «Руставели». Несмотря на это, на путевой стене красуется «1965».



Вестибюль станции «Авлабари».



До 2010 года в метрополитене действовали жетоны (сначала металлические, затем пластмассовые). В настоящее время система оплаты проезда — только по пластиковым картам.


Нижний эскалаторный зал.



Первоначальное название станции — «26 комиссаров».



Эти указатели продублированы на английском языке.



В поездах станции объявляют также на грузинском и английском языках. Интервалы движения относительно большие — в выходные днём в среднем 5 минут.


Вход на станции осуществляется не только из вестибюлей, но и из подземных переходов, особенно на окраинах.



Вход на станцию «Делиси».



Это односводчатая станция мелкого заложения.



В 1992-2007 годах именовалась «Виктор Гоциридзе», после чего ей было возвращено исконное название.



Станция «Важа-Пшавела». Здесь всего один действующий путь, поезда продолжают движение в обратном направлении.



Станция «Грмагеле».



Вестибюль станции «Гурамишвили».



До 1992 года она называлась «ТЭМКА», по расположенному рядом ТЭВЗу, Тбилисскому электровозостроительному заводу.



Это односводчатая станция глубокого заложения, в полной степени испытывающая на себе воздействие грунтовых вод.



Над красивыми фонарями расположен потолок ужасающего вида.



Тут ощущается стойкий запах влажного подвала, хотя он характерен для всего тбилисского метро.



Пожалуй, «Гурамишвили» — самая страшная станция метро в Тбилиси.



Вот аналогичная по отделке и конструкции станция «Садгурис моедани-2», где потолок полностью обшит сайдингом.



Эта станция является частью единственного в городе пересадочного узла.



Сам переход, всегда людный.



Выход на станцию «Садгурис моедани-1» («Вокзальная площадь»).



Станционный зал.


Есть в Тбилиси и небольшой открытый участок. Здесь Ахметели-Варкетилская линия соединяется с электродепо ТЧ-1 «Надзаладеви». На этой же линии расположено второе депо — ТЧ-2 «Глдани».



Линия проходит мимо депо.



На участке расположено всего две станции — «Гоциридзе», до 2011 года — «Электродепо». На ней сделаны две боковые платформы.



И «Дидубе», стандартная станция с островной платформой. Около неё расположен автовокзал, откуда стартуют маршрутки в Мцхету и Гори.