среда, 28 сентября 2016 г.

Факторы успеха Boeing


В июле 2016 года американская компания отметила столетие с момента своего основания. За прошедший век Boeing стал эталоном качества и одним из символов авиастроения."Боинги" можно увидеть в самых отдаленных точках мира. Но когда-то все начиналось с двух человек, собравших первый самолет. Как же Boeing достиг такого успеха?

Порой судьба преподносит неожиданные сюрпризы. В такие моменты колесо истории может повернуться в совсем иное русло, чем планировалось раньше. Так случилось и с судоверфью Эдварда Хита, построенной в окрестностях Сиэтла. Судоверфь предназначалась для строительства деревянных судов. Затея Хита провалилась, и он был вынужден продать сооружение Вильяму Боингу. Последний превратил судоверфь в кузницу воздушных судов. Так необычно начиналась 100-летняя история всемирно известного авиастроительного концерна Boeing.

За такое длительное время компания пережила много изменений. От управления Boeing отошел даже сам создатель, но это не помешало концерну развиваться и дальше. Компания Boeing, как и сам Вильям Боинг, не была уникальным изобретателем. Очень часто она брала чужие образцы и доводила их до совершенства. Так было с первым самолетом, построенным самим Вильямом Боингом, и с некоторыми популярными моделями, как бомбардировщик B-29. В компании этот факт не отрицают, а, наоборот, всячески подчеркивают не только свои успехи, но и конкурентов.

Сейчас Boeing – это лидер авиастроительной отрасли с миллиардными оборотами. В прошлом году доходы компании составили более 96 млрд долларов, а чистая прибыль – 5 млрд долларов. Активы Boeing оцениваются в 94 млрд долларов. Каким же образом маленькая компания стала лидером большой отрасли? Решающую роль, по нашему мнению, сыграли несколько ключевых факторов.


Одержимый основатель

Многие крупные компании начинались с маленьких предприятий, основателями которых довольно часто необычные люди, одержимые какой-то идеей. Таким был и основатель компании Boeing Вильям Боинг. Юноша-непоседа, родом из семьи зажиточных иммигрантов, долгое время не мог найти себе места в жизни. Чтобы унять непоседливость, мать отправила Вильяма Боинга учиться в Европу, но и это не помогло. Но когда он узнал о самолетах, всю энергию Боинг направил в небо. Вначале будущий конструктор решил научиться летать. В 1910 году на собрании авиаторов в Лос-Анджелесе он безуспешно попытался полетать на биплане.

Когда он узнал о самолетах, всю энергию Боинг направил в небо.

Провал его не остановил, а только подзадорил. Позже Вильям Боинг все же научился летать, а затем загорелся идеей создания собственного самолета. В 1916 году он вместе с другом Джорджем Вестервельтом собрал на старой судоверфи первый самолет. Им стал одномоторный гидроплан B & W Seaplane (сейчас этот самолет хранится в Музее авиации в Сиэтле). Так начиналась история компании Pacific Aero Products, которая в 1917 году была переименована на Boeing Airplane Company. В конце 1930-х Вильям Боинг продал свою долю в компании и отошел от авиации, но его имя благодаря самолетам теперь известно всему миру.



Война

Конечно, для создания успешной компании одного фанатизма мало – без важных покупателей не обойтись. Как показывает история Boeing, долгое время одним из таких покупателей была армия США, особенно на ранних этапах. Не прошло и года, как взлетел B & W Seaplane, Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну. Государству нужны были гидропланы, а Boeing Airplane Company могла их производить. В июле 1917 года армия заказала у компании 50 гидропланов для тренировки пилотов. После окончания войны компания Boeing занялась производством истребителей. В июне 1923 года первый полет совершил истребитель Boeing Model 15. Новый самолет не был уникальным, а был усовершенствованной моделью немецкого Fokker D.VII. Но это не помешало компании собрать для армии и флота США более полутора сотен таких истребителей.

В 1931 году компания Boeing изготовила свой первый бомбардировщик YB-9. Всего таких самолетов было изготовлено только 7 экземпляров. Последующие модели бомбардировщиков – Boeing B-17 Flying Fortress и Boeing B-29 Superfortress – стали более успешными. Оба самолета активно производились во время войны и поставлялись не только ВВС США, но и Королевским ВВС Великобритании. В результате B-17 было изготовлено около 13 тыс. единиц, а B-29 – около 4 тыс. единиц. После войны большую известность получил бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress. Примечательно, что эта модель используется ВВС США до сих пор.


Вовремя перестроиться

Военные заказы всегда приносили Boeing большие прибыли, но не всегда они были решающими в развитии компании. Другой отличительной особенностью Boeing было умение вовремя перестроиться и начать производство самолетов для новых целей. После окончания Первой мировой войны Вильям Боинг решил приспособить свои гидропланы для перевозки почты и грузов. В марте 1919 года он и Эдди Хаббард осуществили первый почтовый полет из Сиэтла в Ванкувер. В декабре того же года компания разработала новый гидроплан B-1 (Model 6). Самолет купил Эдди Хаббард, который в течение 1920-х годов возил на нем почту из Сиэттла в Викторию, Канада. Затем компания Boeing изготовила еще несколько гидропланов для перевозки почты. Впоследствии от гидропланов отказались. В июле 1925 года Boeing представила самолет Model 40, разработанный для Почты США. Новая модель могла перевозить не только почту, но и двух пассажиров. Два года спустя Вильям Боинг основал собственную транспортную компанию – Boeing Air Transport. Синергия производителя и перевозчика позволила Boeing занять прочные позиции на рынке почтовых авиаперевозок.

Отличительной особенностью Boeing было умение вовремя перестроиться и начать производство самолетов для новых целей.

Накануне Второй мировой войны Boeing начал строить самолеты для гражданской авиации. Однако настоящий бум компания пережила после войны. Показательным примером адаптации Boeing к новым условиям можно назвать самолет Boeing 377 Stratocruiser, созданный на основе бомбардировщика B-29 Superfortress. Основным покупателем нового воздушного судна стала американская авиакомпания Pan American World Airways. Особенностью Boeing 377 Stratocruiser был двухуровневый салон, подобный купейному вагону: на первом уровне пассажиры сидели, на втором лежали. Эра реактивных пассажирских самолетов для Boeing началась в 1954 году, когда в небо поднялся Boeing 367-80.

Впоследствии была создана целая линейка "700-х Боингов": 707, 717, 720, 727, 733, 737, 739, 747, 757, 767… Самым массовым самолетом из этой серии стал Boeing 737, а самым большим – Boeing 777, вмещающий от 305 до 550 пассажиров. Новейшей моделью из "семерок" является Boeing 787 Dreamliner. Новый самолет отличается экономичностью и композитный корпусом, который обеспечивает лучшее давление во время полета.


Домашний рынок

Успех Boeing мог бы не состояться без потребностей домашнего рынка. Несколько десятилетий компания работала исключительно на рынке США: заказы для армии, почтовой службы, частных лиц, затем добавилась собственная авиакомпания. После Второй мировой войны, когда гражданская авиация начала быстро развиваться, американские перевозчики были первыми и крупными покупателями новых моделей Boeing. Особенно преуспела в этом авиакомпания Pan American World Airways – наибольший авиаперевозчик США во второй половине 20 века. Ее примеру следовали и другие американские авиакомпании: US Airways, American Airlines, Delta Air Lines и другие.

В 1941 году Boeing поставил первый самолет зарубежному покупателю. Им стали Королевские ВВС Великобритании. Со временем ситуация немного изменилась, и самолеты компании стали летать по всему миру. Сейчас одним из крупных потребителей продукции Boeing является азиатский рынок. К примеру, недавно Иран заказал 100 самолетов. Крупными заказчиками являются авиакомпании Японии и стран Ближнего Востока.



Поглощение и слияние

Вильям Боинг создал свою компанию вместе с Джорджем Вестервельтом. Последний вскоре после основания перешел работать в компанию Curtiss Aeroplane and Motor Company, которая долгое время конкурировала с Boeing в сфере военных заказов. Несмотря на такой поворот, дальнейшая история Boeing характеризовалась слиянием и поглощением других компаний. Так, в 1927 году Boeing Air Transport приобрела транспортную компанию Pacific Air Transport. Это позволило Boeing усилить позиции на рынке почтовых авиаперевозок. Затем последовал союз с Pratt & Whitney, Hamilton Standard Propeller Company, Chance Vought, приведший к созданию United Aircraft and Transport Corporation. В 1934 году корпорация прекратила существование из-за решения Конгресса.

Последующие поглощения происходили после Второй мировой войны. В марте 1960 года Boeing купил Vertol Aircraft Corp, вертолетостроительную компанию из Филадельфии. Благодаря приобретению Boeing начал строить вертолеты. Самым массовых из них стал вертолет Boeing CH-47 Chinook, который и поныне широко используется армией США.

Два крупных слияния произошли в середине 1990-х, когда компания Boeing купила Rockwell International и поглотила своего давнего конкурента McDonnell Douglas. Примечательно, что на базе самолета MD-95 был создан новый Boeing 717. На протяжении 2000-х Boeing купил несколько компаний, преимущественно телекоммуникационного и ІТ-профиля.