воскресенье, 9 октября 2016 г.

Москва: Новая маршрутная сеть «Магистраль»


С 8 октября 2016 года в Москве запущена новая сеть наземного транспорта «Магистраль». Новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев проходят по центру Москвы и основным транспортным путям. Объясним, зачем нужна такая сеть, кому она поможет и как ей пользоваться.


Зачем что-то менять?
В целом — чтобы общественный транспорт Москвы лучше отвечал запросам пассажиров. Конкретно эта сеть маршрутов — чтобы пассажирам было легче перемещаться в центре.

Мы хотим, чтобы пассажирам было удобно совершать повседневные поездки по Москве, полностью полагаясь на наземный общественный транспорт. Например, чтобы можно было приехать из своего района в центр по делам, переместиться в другую часть центра, чтобы встретиться с друзьями в кафе, потом вернуться домой — и всё это с помощью наземного транспорта.

Для этого транспорт должен ходить быстро и часто, быть вместительным и удобным и главное — ездить там, где нужно пассажирам. Запуск маршрутной сети «Магистраль» — один из шагов на пути к этой цели. 


Что меняется?

Чтобы транспорт в центре стал удобнее, мы запускаем три типа маршрутов: магистральные, районные и социальные.

Магистральные маршруты основные и самые длинные. Они соединяют сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и Семёновскую, Нагатинскую и Полежаевскую. Эти маршруты отмечены толстой линией на новой схеме. Интервал движения — 5 – 10 минут. Это самые быстрые и частые маршруты сети.

Районные маршруты более короткие: они соединяют районы с центром. На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку. Интервал движения — 10 – 15 минут.

Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до центров «Мои документы», поликлиник, МФЦ и других социально значимых мест. Интервал движения — до 30 минут.

Ещё изменился подход к графику движения: транспорт переходит на тактовое расписание. Пассажиры будут знать, например, что в пиковое время магистральный автобус с Тверской улицы на Ленинский проспект ходит каждые восемь минут. И если человек пришёл на остановку, а перед ним закрылась дверь автобуса, то через восемь минут приедет следующий.

Тактовое расписание похоже на расписание движения метро: пассажиры не должны его знать, хотя оно есть. Ты просто приходишь на остановку и какое-то короткое время ждёшь ближайшего автобуса.

Что стало с маршрутами?

Популярные маршруты в центре мы сделали магистральными и выпрямили их, чтобы повысить скорость движения и сократить интервалы. Например, троллейбус № 62 от «Ударника» по Ленинскому проспекту теперь называется м4, это магистральный маршрут с интервалом движения каждые четыре минуты.

Ближайшие несколько месяцев транспорт по маршрутам будет ходить с двумя номерами — новым и старым. Также можно будет посмотреть, как переименовались маршруты, на любой схеме транспорта в центре.

Параллельно мы улучшаем схемы движения автомобилей и наземного транспорта, чтобы они не мешали друг другу.

Также мы выпрямили некоторые старые маршруты: если раньше они должны были делать петли и двигаться по улицам с односторонним движением, то теперь ничто не мешает им ходить по одной и той же улице в обоих направлениях. Так удобнее запоминать маршруты и находить нужные остановки. Например, раньше автобус № 6 в одну сторону шёл по Воздвиженке, а в обратную — по Гоголевскому бульвару. Между этими улицами почти километр пешком. А теперь маршрут м6 идёт в обе стороны по одним и тем же улицам. Прямые маршруты проще запомнить, и ими удобнее пользоваться.

В районе Долгоруковской и Баррикадной улиц теперь есть сквозное движение через Садовое кольцо. Раньше автобусы теряли 15–20 минут, чтобы выехать на Садовое, развернуться, проехать обратно и продолжить движение по маршруту. Теперь этот объезд не нужен, автобусы проходят прямо. 


А что с ночными маршрутами?

В рамках «Магистрали» меняются два экспресса: № 144 и 904. Оба отправляются от «Китай-города», проходят через Охотный Ряд, Театральную площадь и Лубянку. Далее 144-й экспресс поворачивает налево и идёт по Ленинскому проспекту до Тёплого Стана. Экспресс № 904 идёт направо по Ленинградскому проспекту в Митино.

Ночные маршруты тоже немного изменятся. н1, н2, н3, н4, н5 и н6 будут объединены единым пересадочным узлом на Славянской площади, около станции метро «Китай-город». Ночью эти маршруты будут съезжаться на Славянскую площадь, чтобы припозднившиеся пассажиры могли пересесть между ними и отправиться на другой конец города. Интервалы движения останутся прежними — 30 минут. Остальные круглосуточные маршруты останутся без изменений.

Со старыми понятно. А есть ли новые маршруты?
Один из новых маршрутов — автобус А от площади трёх вокзалов до Лужников. Теперь с вокзалов легко попасть в центр, проехать по бульварам и выехать на Комсомольский проспект. А на «Сапсан» можно поехать на автобусе.

Раньше единственный способ попасть в центр с Казанского, Ленинградского или Ярославского вокзала — спуститься в метро. Из-за этого станция метро «Комсомольская» самая загруженная в городе. Теперь вместо метро можно использовать наземный транспорт.

Но А — не совсем новый маршрут. Ещё с начала XX века в Москве был трамвайный маршрут А, который курсировал по Бульварному кольцу. Маршрут многократно менялся, переносился и сокращался вплоть до 1991 года, когда его закрыли. В 1997 году маршрут восстановили по восточной части Бульварного кольца — от Калужской до Чистых прудов. Этот трамвайный маршрут москвичи называют «Аннушкой». Новый магистральный автобусный маршрут А идёт по западной части Бульварного кольца, продолжая традиции исторического маршрута прошлого века.

Другой пример — маршрут м1, который соединяет Ленинский и Ленинградский проспекты через центр. Можно сесть на Тверской и через 15 минут оказаться возле Парка Горького или поехать дальше по Ленинскому проспекту и выйти у Нескучного сада.

Раньше с севера по Цветному бульвару можно было добраться только до Трубной площади, дальше маршрут прерывался. Если нужно было доехать до Театральной или Лубянки, приходилось спускаться в метро. Теперь есть маршрут № 38: — от Рижской до Неглинной, Большого театра, Лубянки и Китай-города без пересадок.

Наконец, мы восстановили движение транспорта по Большой Никитской — смотрите маршрут м6 от «Нагатинской» до «Полежаевской». Восстановлено движение общественного транспорта по Неглинной. Некоторые маршруты, которые запускаются сейчас, не ходили в Москве с 1990-х годов.

Как разобраться в новой нумерации маршрутов?

Очень просто: все переименованные маршруты теперь содержат букву М: м1, м2,м3 и так далее. Нумерация маршрутов — подряд сверху вниз против часовой стрелки:

— м1 — по Ленинградскому проспекту;
— м2 — по Кутузовскому;
— м3 — по Комсомольскому;
— м4 — по Ленинскому;
— м5 и м6 — по Варшавскому;
— м7 — по Рязанскому;
— м8 — по шоссе Энтузиастов;
— м9 — по проспекту Мира.

Специально для проекта мы создали новые остановочные флажки, карты и трафареты на автобусе. Первое время на трафаретах будут и старые, и новые номера маршрутов

На каждой остановке в центре есть схема движения со всеми остановками. Или можно скачать схему в электронном виде в конце этой страницы.

Магистральные — интервал менее 10 минут:


Т1м1
Больница МПС — улица Кравченко
Маршрут продлился от Больницы им. Боткина по Ленинградскому проспекту до Больницы МПС. Теперь вместо Варшавского шосее проследует с Тверской на Ленинский проспект с двусторонним движением по Тверской и Моховой. Доставлять пассажиров с Варшавского шоссе в центр города вместо Т1 будут автобусы 6 и 25 и троллейбус 8, а также трамвай № 3.
Т2м2
Фили — м. «Китай-Город»
Маршрут продлён от Моховой улицы по Театральному проезду, Охотному Ряду и Лубянской площади до м. «Китай-Город». Вместо Бульварного кольца проследует кратчайшим путём с Нового Арбата на Моховую через Знаменку.
м3
м. «Семёновская» — Стадион «Лужники»
Этот диаметральный маршрут свяжет восточную и юго-западную часть центра, проходя по Старой Басманной улице и Покровке через Лубянскую площадь, Охотный ряд и Моховую на Пречистенку и Большую Пироговскую улицу.
62м4
Озёрная улица — кинотеатр «Ударник»
Этот маршрут объединит основные троллейбусы, работающие на Ленинском проспекте. Под номером М4 действуют бывшие 62, 33 и продлённый 84.
25м5
Нагорный бульвар — Лубянская площадь
Трасса не поменяется, только сократятся интервалы движения.
6м6
Силикатный завод — м. «Нагатинская»
М6 будет двигаться по Большой Полянке и Варшавскому шоссе до м. «Нагатинская» вместо Павелецкого вокзала. На участке по острову Балчуг до Павелецкого вокзала изменится трасса и сократятся интервалы. А ещё будут ликвидированы оттянутые развороты на Садовом кольце и выпрямлены трассы за счёт организации движения в оба направления по Большой Никитской и Моховой.
63м7
138 квартал Выхина — Лубянская площадь
Трасса не поменяется, только сократятся интервалы движения.
45м8
Лубянская площадь — Четвёртая Кабельная улица
Трасса не поменяется, только сократятся интервалы движения.
Т9м9
м. «Владыкино» — м. «Китай-Город»
Маршрут продлится от гостиницы «Останкино» до м. «Владыкино» с пересадкой на МЦК и от Лубянской площади до Китай-Города.
206м10
Лобненская улица — м. «Китай-Город»
Маршрут продлится от Савёловского вокзала через Малую Дмитровку, Тверскую и Театральный проезд до Китай-Города.
144144
м. «Тёплый стан» — м. «Китай-Город»
Больше не будет одностороннего разворота вокруг Кремля. Появится двустороннее движение от Боровицкой площади по Моховой, Охотному ряду, Театральному проезду, Новой и Старой площадям и по Лубянскому проезду до Китай-Города.
904904
4-й мкр Митина — м. «Китай-Город»
Маршрут продлится от Белорусского вокзала по Тверской улицк, Охотному Ряду, Театральному проезду, Лубянской площади до «Китай-Города».
Б
Садовое кольцо
Без изменений.
Т31A
Стадион «Лужники» — м. «Комсомольская»
Маршрут продлится от Трубной площади по Цветному бульвару, Садовому кольцу и Каланчёвской улице до площади трёх вокзалов.
39
м. «Университет» — м. «Чистые пруды»
Без изменений.
3
Балаклавский проспект — м. «Чистые пруды»
Без изменений.
A
Калужская площадь — м. «Чистые пруды»
Без изменений.
Районные — интервал менее 15 минут
3
Улица Милашенкова — Триумфальная площадь
На этом маршруте больше не будет оттянутого разворота на Садовом кольце у Самотёчной площади. Левый поворот теперь организован с Садового кольца напрямую на Долгоруковскую улицу, и это сэкономит 16 минут поездки.
4
Улица Лебедева — кинотеатр «Ударник»
Без изменений.
8
Москворецкий рынок — кинотеатр «Ударник»
Маршрут продлится от м. «Добрынинская» до кинотеатра «Ударник» и будет объединён с маршрутом № 1к по трассе от Москворецкого рынка до «Ударника».
10
Даниловская площадь — Самотёчная площадь
Без изменений.
13
ВДНХ — Трубная площадь
Без изменений.
т15
ВДНХ — Лужнецкий проезд
Без изменений.
24
Гостиницы ВДНХ — Трубная площадь
Без изменений.
т25
Проспект Будённого — Лубянская площадь
Без изменений.
38
Рижский вокзал — м. «Китай-Город»
Маршрут продлится от Трубной площади по Неглинной улице (обратно — по Петровке), Театральному проезду, Новой и Старой площадям и по Лубянскому проезду до Китай-Города.
39
Фили — Триумфальная площадь
Маршрут продлится от Нового Арбата по Садовому кольцу до Триумфальной площади.
47
Бескудниковский переулок — Самотёчная площадь
Больше не будет оттянутого разворота на Садовом кольце у Триумфальной площади, это сэкономит 14 минут поездки.
79
Стадион «Лужники» — Савёловский вокзал
Больше не будет оттянутого разворота на Садовом кольце у Триумфальной площади. Появится левый поворот с Новинского бульвара на Баррикадную улицу.
-101
Дворец спорта «Мегаспорт» — м. «Китай-Город»
Больше не будет одностороннего разворота вокруг Кремля. Появится двустороннее движение от Тверской через Лубянку до «Китай-Города». Также больше не будет оттянутого разворота на Ленинградском проспекте у Путевого дворца, время в пути сократится на 16 минут.
156
Нагатински затон — Котельническая набережная
Без изменений
158
3-й Павелецкий проезд — Лубянская площадь
Вместо Большого Устьинского моста и Солянки автобус будет двигаться в направлении центра по Садовнической улице, а обратно — по Раушской набережной. Ещё появится двустороннее движение по Большому Москворецкому мосту и по Варварке до «Китай-Города». На Большом Устьинском мосту и Солянке останутся трамваи А, 3, 39 и троллейбусы 16, 45, 63.
Социальные — интервал 20 – 25 минут
39
Никитские ворота — улица Расплетина
Больше не будет оттянутого разворота на Садовом кольце. Маршрут пройдёт напрямую с улицы Красная Пресня на Большую Никитскую — на 12 минут быстрее.
40
м. «Сокольники» — Рабочая улица
Без изменений
64
Стадион «Лужники» — Песчаная площадь
Больше не будет оттянутого разворота на Садовом кольце у Триумфальной площади. Появится левый поворот с Новинского бульвара на Баррикадную улицу, время в пути сократится на 15 минут.
122
м. «Сокольники» — Лубянская площадь
Без изменений
132
Стадион «Лужники» — Киевский вокзал
Без изменений
255
Стадион «Лужники» — Таганская площадь
Без изменений
К
Манежная площадь — Александровский сад
Трасса не изменится, а вот автобусы будут переоборудованы для маломобильных пассажиров.
Ночные
н1
Озёрная улица — аэропорт «Шереметьево»
Место единой пересадки перенесётся с Лубянской площади на Славянскую площадь у м. «Китай-город».
н2
м. «Китай-город» — Беловежская улица
Место единой пересадки перенесётся с Лубянской площади на Славянскую площадь у м. «Китай-город».
н3
м. «Китай-город» — Уссурийская улица
Место единой пересадки перенесётся с Лубянской площади на Славянскую площадь у м. «Китай-город».
н4
м. «Китай-город» — Новокосино
Место единой пересадки перенесётся с Лубянской площади на Славянскую площадь у м. «Китай-город».
н5
м. «Китай-город» — Каширское шоссе, 148
Место единой пересадки перенесётся с Лубянской площади на Славянскую площадь у м. «Китай-город».
н6
м. «Китай-город» — Осташковская улица
Место единой пересадки перенесётся с Лубянской площади на Славянскую площадь у м. «Китай-город».
3
ул. Академика Янгеля — м. «Чистые пруды»
Маршрут продлится до остановки «Улица Академика Янгеля».

А почему новые маршруты быстрее?
Две причины: на маршрутах больше автобусов, а сами маршруты распрямились и почти полностью перешли на выделенные полосы.

Больше автобусов — значит, интервал движения короче, на остановках ждать меньше. Средний интервал движения по всей сети — восемь минут, причём у магистральных маршрутов средний интервал в пиковое время — семь минут.

Благодаря выделенным полосам автобусы и троллейбусы идут быстрее. А так как у маршрутов больше нет неудобных объездных петель, пассажиры могут быстрее добраться до нужной остановки.

Например, по центральному коридору вокруг Кремля автобусы уже сейчас будут ходить по специально спроектированным выделенным полосам в двух направлениях, а не объезжать Кремль по кругу. Раньше из-за одностороннего движения в поездке вокруг Кремля можно было потерять до получаса.
А остановки тоже новые?
Некоторые — да. Мы устанавливаем 24 новые остановки в центре Москвы, 12 из которых расположены на участках, где общественный транспорт не курсировал с 90-х годов.

Также мы будем постепенно заменять старые остановки на новые, более удобные.
Почему именно наземный транспорт, а не метро?
Метро отлично работает на дальних расстояниях. Если вам нужно с «Юго-Западной» на «Речной вокзал», то метро — самый быстрый способ добраться. Временем пересадок, спуска и подъёма можно пренебречь.

Но на коротких дистанциях метро не так удобно: спуск, пересадки и подъём могут занять больше половины времени пути. Автобус или троллейбус идут медленнее, чем метро, но на коротких дистанциях вы будете доезжать быстрее и с меньшими усилиями.

Другая проблема метро в центре Москвы — станции стоят слишком далеко друг от друга. Среднее расстояние между нашими станциями метро — 1600 метров. В центре очень много мест, дорога от метро до которых занимает 15–20 минут пешком. По меркам современных транспортных систем это долго.

Для сравнения, в Париже среднее расстояние между станциями в центре — 400 метров. И всё равно в центре Парижа работает развитая сеть общественного транспорта. 
Сеть «Магистраль» будет решать проблему в Москве за счёт того, что остановки встречаются на пути чаще, чем станции метро, к тому же по обеим сторонам движения. Не нужно далеко идти пешком — просто выходите на нужной остановке.
Наконец, из окна автобуса или троллейбуса можно рассматривать достопримечательности. Вы оцените это весной, когда дни будут длиннее, а на Тверской распустятся деревья.
Какие автобусы будут ходить?
На новых маршрутах сети «Магистраль» будут ходить удобные современные автобусы с мягкими сиденьями и кондиционерами.
Как теперь ездить?
Так же, как и раньше: приходите на остановку, проверяете маршруты по схеме, ждёте 5 — 10 минут и садитесь в автобус или троллейбус нужного маршрута. В нём действуют все те же проездные документы, что и в других видах наземного транспорта, в том числе карты «Тройка».

Основной пересадочный узел магистральных маршрутов — Лубянка. Это значит, что вы сможете доехать практически в любой район Москвы или любую часть центра с одной пересадкой на Лубянке.
Почему спроектировали именно такие маршруты?
Рабочая группа «Московского транспорта» руководствовалась тремя критериями:
  • Высокий пассажиропоток и плотность. Маршруты должны проходить там, где они нужны людям острее всего — в густонаселённых районах и деловом центре. 
  • Пешеходная доступность. Остановки должны быть в пешей доступности от большого количества торговых, культурных и деловых центров. Люди, которые работают в этом районе, должны иметь возможность пройти до остановки пешком. 
  • Линейность и симметрия. Маршруты должны идти насколько возможно прямо, без петель и отклонений. А остановки должны стоять по обе стороны дороги с возможностью перейти дорогу где-то неподалёку.
Кто был в рабочей группе?
Чтобы спроектировать эти маршруты, мы собрали всех, кто занимается транспортом в Москве: представителей ведомств, префектур, институтов градостроительства, активистов, блогеров и экспертов-урбанистов, а ещё пригласили международных экспертов с опытом проектирования маршрутных сетей наземного транспорта.
Почему меня не спросили?
На самом деле вас спросили и вы ответили — но не словами, а делом.

Маршруты спроектировали специалисты, но основу для каждого решения предоставили сами пассажиры: то, сколько и как люди ездят по Москве было главным критерием, по которому мы ориентировались.
Что в итоге?
Мы рассчитываем, что к 2017 году больше людей начнут пользоваться наземным транспортом, а сам наземный транспорт станет надёжным и простым: автобусы и троллейбусы будут ходить с предсказуемым интервалом в пять — 10 минут, маршруты будут удобными, а в самих автобусах и троллейбусах будет комфортно.