воскресенье, 22 января 2017 г.

Всё метро мира: Бильбао


В таком городе, как Бильбао, в этом заповеднике современной архитектуры и метро должно быть совершенно необычным, соответствующим остальной архитектурной составляющей города. Над реализацией проекта с 1988 по 1995 год трудился известный британский архитектор Норман Фостер, обладатель Притцкеровской премии.

Идея Фостера была в том, чтобы спроектировать максимально минималистский дизайн метро. Обычно проектировщики всячески пытаются скрыть внутренности тоннелей и конструкций за облицовочными материалами, Фостер пошел другим путем, он предложил не скрывать это все, а наоборот. Получилось, что человек, также как и поезд метро путешествует по бетонным тоннелям, без какой-либо отделки. Идея кажется сомнительной, но реализовано это все замечательно. Кроме того в центральной части города павильоны над лестничными сходами и эскалаторами выполнены в виде стеклянных тоннелей, вылезающих из земли. Интересно, что им даже дали название - местные их называют "фостериты". Уникальные и запоминающиеся, они стали таким же символом метро Бильбао, как павильоны Гимара стали символом парижского метро.


Фото со строительства метрополитена.



Всего две линии, которые идут по обе стороны реки Нервьон. По сути левая часть, которая раздваивается - это уже не Бильбао, а пригороды. На метро, например можно добраться из города до побережья океана. На схеме указывается время в пути между станциями.



Интересен и логотип метро Бильбао. Тут нет традиционных обыгрышей написания буквы "М" Сам логотип - это пересекающиеся кольца, которые одновременно символизируют тоннель и движение колеса поезда. За счет разной толщины колец достигается динамика. Надпись выполнена шрифтом Отла Айхера - знаменитого немецкого графического дизайнера. Он принимал участие и в создании логотипа, когда над проектом начал работать Норман Фостер, и хотя Айхер умер задолго до реализации проекта, логотип был воплощен в жизнь.



Начнем с исторического центра. Тут расположена станция Casco Viejo. Название так и переводится "старый город". Тут вход выполнен в виде такой вот бетонной норы. Слева, там где табличка с названием станции висят и информационные плакаты с режимом работы, стоимостью проезда и другой информацией о работе метро. Названия станции на вывеске красного цвета. Они такие на всех станциях - унификация.


Сам вход без отделки какой-либо, только бетон.



Интересная форма тоннелей для пассажиров. Тоннель несколько вытянут вверх. Из декора только светильники и нержавеющие поручни.




На длинных перегонах сделаны такие вот траволаторы. Своды хоть и просто бетонные, но поделены поперечными и продольными рустами. Отверстия от опалубки тоже оставили. Интересно сделано освещение, оно идет снизу из-за балюстрад эскалаторов, поэтому мы не видим никаких светильников тут. В Бильбао в метро есть реклама, она находится на платформе, а вот в таких переходах и на эскалаторах рекламы нет, зато попадаются интересные экспозиции. Вот, к примеру на стенах развешаны фотографии испанских паролимпийцев.


Станция односводчатая с вестибюлями, находящимися в торцах станции на втором, если так можно выразиться, этаже относительно платформы. С двух сторон тут видны лифты на платформу, а прямо после турникетов находятся лестницы на платформу. Часть вестибюля нависает над платформой на нержавеющих талрепах.



Станция с боковым расположением платформ - это довольно типично для Испании, так как тут двухпутные тоннели, которые считаются более бюджетными и технологичными. Считаются таковыми испанцами, а вот наши специалисты уверены, что дешевле и технологичнее строить однопутные тоннели. Станция, при всей своей простоте и аскетичности выглядит очень современно и даже где-то футуристично. Фостер считается одним из классиков хай-тека. У нас принято все что угодно называть хай-теком, любую стеклянную коробку деревенского супермаркета, а ведь это вполне себе определенный архитектурный стиль, который не так уж и прост. И не удивительно, что все трое отцов-основателей этого стиля удостоены самой высокой архитектурной премии.



Основные материалы - это бетон, нержавеющая сталь и стекло. Вот висящая на тяжах часть вестибюля, с которой на платформу ведут лестницы.




Вдоль стен идут длинные нержавеющие лавки. Все крепления элементов подчинены общему шагу рустов на бетонной отделке, крепления как раз таки попадают в русты. Это придает им неслучайный характер, а также говорит о комплексном подходе и глубокой проработке при проектировании.


Выходы над лестничными сходами, особенно в центральной части города, выглядят по большей степени вот так. Это стеклянные "раковины", которые местные назвали "фостеритами" в честь архитектора. На фото выход из станции Abando. Кстати, именно отсюда позаимствовали идею доблестные архитекторы из "Инжпроекта" во главе с г-ном Тарасовым, когда проектировали станцию "Тропарево". Может кто помнит, первоначальные рендеры павильонов - они были из стекла. В итоге то, что получилось на "Тропарево" получилось достаточно оригинальным.




Станция Moyua. Центральная площадь города. Тут такие же фостериты. Кстати к вопросу о герметизации швов. В Бильбао постоянно идут дожди и с гидроизоляцией павильонов тут все хорошо.



Эскалаторы идут до уровня земли. Такое решение также применяется в Европе довольно часто.


Развилка. Обратите внимание на указатели, они тоже выполнены в едином стиле, едином цвете, написаны единым шрифтом.



Эскалатор.


Схема обычно такая. Два эскалатора и посередине лестница. Слева "норка" там находится лифт на поверхность.




Станция такая же по конструкции, как и предыдущая. На заднем плане турникеты. Ограждение площадки стеклянное.


Интересно сделан лифт. Для него не стали делать целую шахту сверху до низа. Внизу для инвалида отдельный турникет.



Турникеты.


Вход в метро без навеса.




Станция Indautxu. Тут архитектура павильонов другая.


Лифты в вестибюль станции.



Вход в наземную станцию Leioa.



Станция Areeta. Здесь вот такой павильон. Справа лифтовый павильон.


Станция островная. Тут уже более "обычная" отделка в виде панелей на потолке и керамогранита на стенах.





Информационный стенд на станции.


Еще одна фотовыставка - прямо на путевой стене. Здесь пары фото, сделанные с разницей в десятки лет.




Станция Algorta. Такой же павильон. На заднем плане парковка проката электровелосипедов.


Платформенная часть тут несколько другая. В начале стоит такая вот будка касс.



Станция островная. Она частично подземная, справа окошки.




Станция Portugalette. Лифтовой стакан.



Наземный павильон.


На подходе к станции.






Кассовый зал. Слева и справа лифты на платформу, чуть дальше справа окошко касс, слева билетные автоматы.


В метро Бильбао используется верхний токосъём.



В Бильбао ходят три типа метросоставов CAF UT500, UT550 и UT600.









Интерьер метросоставов.



Автоматы по продаже билетов.


Билет в метро.


Немного видео о метро Бильбао.





Использованы материалы
Картинки по запросу