понедельник, 20 февраля 2017 г.

Международный трамвай Базеля



Из двух действующих в мире международных трамвайных линий вторая расположена в швейцарском Базеле. Благодаря географическому положению города на границе Германии, Швейцарии и Франции городская трамвайная сеть когда-то обслуживала территорию сразу трех государств. К настоящему времени осталась лишь одна линия, соединяющая Базель с французским кантоном Лаймен. Длина маршрута составляет 16 км и включает 21 остановку. Примечательно, что вагоны трамвая делятся на классы по уровню комфорта. До недавнего времени в Базеле активно обсуждалась реконструкция трамвайных линий, которые бы снова соединили Швейцарию и Германию, но их строительство было остановлено из-за финансового кризиса.


Передвигаться по Базелю можно по-разному. Исторический центр, как и в большинстве других европейских городов, достаточно компактен, чтобы обойти его пешком. К тому же, в Старом городе попадается много узких и крутых извилистых улиц, подъемов и лестниц, где иначе как пешком не пробраться. Более того, некоторые торговые улицы в центре Базеля и вовсе являются пешеходными.



Другое дело — если вам приходится преодолевать значительные расстояния (например, чтобы добраться до какой-то отдаленной достопримечательности или доехать до центра Базеля от расположенного в другом районе отеля). В этом случае рекомендуем пользоваться общественным транспортом, тем более что Базель имеет разветвленную сеть трамвайных и автобусных маршрутов.



Базельский транспорт очень удобен для пассажиров. По-швейцарски точный, относительно недорогой или даже бесплатный, чистый и комфортный. На каждой остановке вы найдете общую схему транспортной системы, а также расписание движения соответствующих маршрутов. Кроме того, на специальных электронных табло в режиме реального времени появляется информация о том, через сколько минут можно ожидать ближайших трамваев/автобусов (соответственно, напротив времени ожидания указывается номер данного маршрута и направление движения — название конечной остановки).



Непосредственно в салонах также действует система оповещения для пассажиров: объявляется не только следующая остановка (голосовые объявления идут на классическом немецком, а иногда также на английском и французском), но еще и номера маршрутов, на которые можно будет пересесть на этой остановке.



Основной вид общественного транспорта в Базеле — трамваи (Strassenbahn или, как их чаще всего называют на швейцарском диалекте, просто Tram или любовно Trämli). Прямым предшественником базельского трамвая принято считать конки, именовавшиеся на местном диалекте Rösslitram.





Городская трамвайная сеть существует уже более века (первый электрический трамвай появился тут в 1895 году) и, наряду с кафедральным собором, является своеобразной достопримечательностью и одним из символов Базеля. Яркие трамвайные вагончики стали уже неотъемлемой частью городского пейзажа.



Все трамваи Базеля находятся под управлением двух транспортных операторов: компаний BVB (Basler Verkehrs-Betriebe) и BLT (Baselland Transport). Собственно, основным оператором в городской черте является именно компания BVB. Ее трамваи (и автобусы) зеленого цвета курсируют в основном по территории кантона Базель-Штадт, куда входит в том числе и центр города. Трамваи (и автобусы) желто-красного цвета находятся в ведении компании BLT и обслуживают преимущественно южные пригороды Базеля (хотя у BLT имеется и несколько маршрутов в центре).



Обе компании входят в транспортный союз Северо-Западной Швейцарии, TNW (Tarifverbund Nordwestschweiz). Практически все трамвайные маршруты проходят через площадь Barfüsserplatz.



На сегодняшний день в Базеле 13 трамвайных маршрутов. Причем благодаря уникальному географическому положению города — Базель расположен в месте пересечения границ сразу трех стран (Швейцарии, Франции и Германии), — некоторые трамвайные маршруты на протяжении истории являлись международными. Главный такой маршрут — № 10, протяженность которого составляет 26 км, что делает эту трамвайную линию одной из самых длинных в Европе. Маршрут обслуживается компанией BLT и связывает швейцарские кантоны Базель-Штадт и Базель-Ланд с кантоном Золотурн и французским (эльзасским) городом Лаймен (Leymen). Трамвай № 11 тоже отчасти можно считать международным, поскольку его конечной остановкой является граница эльзасского города Сен-Луи (Saint-Louis) (этот маршрут также обслуживается BLT). Кроме того, трамвайный маршрут № 8, находящийся в ведении транспортной компании BVB ходит до немецкого города Вайль-на-Рейне (Weil am Rhein), где находится всемирно известный Музей дизайна Vitra.



Другие трамвайные маршруты тоже имеют свои особенности. Например, трамвай № 17 (BLT) отличается тем, что ходит только в утренние и вечерние часы в будние дни и изредка по субботам. А, например, основной трамвайный маршрут № 11 (BLT) в учебное время, утром и вечером, дополняется вспомогательной линией E11. Маршрут № 21 также является вспомогательным, поскольку только утром и вечером и только в будние дни. Остальные трамваи Базеля — основные маршруты — ходят довольно часто (интервал движения составляет обычно от 5 до 20 минут, в зависимости от времени суток и маршрута) и регулярно, с утра до вечера и каждый день.



Также предлагаем вашему вниманию схему движения трамваев в Базеле (вышеописанные вспомогательные маршруты обозначены пунктиром, основные маршруты — сплошными цветными линиями). Эта схема может вам пригодиться, если вы собираетесь провести в Базеле некоторое время.



В ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье в Базеле ходят ночные автобусы, трамваи и электрички. Их также запускают в новогоднюю ночь и 31 июля, во время праздника на Рейне. На ночных видах транспорта действуют те же самые тарифы, что и на обычных дневных (раньше существовала надбавка). Всего в эту ночную транспортную сеть (TNW-Nachtnetz) входит 33 маршрута, обслуживающих как центр Базеля, так и пригороды. Интервал движения — примерно раз в час, причем за всю ночь такие автобусы, трамваи и поезда делают не более двух-трех рейсов, так что частым такое движение не назовешь.



Далее приводится полная карта общественного транспорта в Базеле, с маршрутами и трамваев и автобусов (трамвайные маршруты обозначены всё теми же цветными линиями, сплошными или пунктирными, а автобусные — линиями серого цвета).



Каждый турист, который останавливается в Базеле на ночь, в гостинице, отеле, апартаментах или даже в скромном молодежном общежитии, получает специальную карточку Mobility Ticket (Mobility Pass, Mobility Card). Эту карточку вам бесплатно выдадут сотрудники отеля, где вы остановились. Карточка дает право бесплатного проезда на всех городских трамваях и автобусах в Базеле и окрестностях в пределах зон 10, 11, 13 и 15, установленных транспортной ассоциацией TNW (в частности, весь городской центр Базеля относится к зоне 10, а базельский аэропорт EuroAirport входит в зону 13.



Как уже было сказано, географическая особенность города такова, что до соседних стран — рукой подать, так что в близлежащие французские или немецкие города можно съездить на обычном трамвае или автобусе — или же на электричке Basel Regional S-Bahn.



Частично использованы материалы: