воскресенье, 19 февраля 2017 г.

Омск: Один рабочий день самого молодого водителя трамвая


Старенький трамвай № 1, громыхая, подъезжает к конечной кольцевой. Вместе с пассажирами из трамвая выходит девушка и выносит с собой большую металлическую палку — ключ. В мгновение она переводит стрелки и возвращается в салон. «Заходите! По сугробам что ли пешком пойдете?», — весело кричит она нам из-за приоткрытой двери. Старенький вагон с несколькими слоями красно-белой краски и бортовым номером 76 едет на запасные пути. У Екатерины Тихоновской 40-минутный обед и есть время рассказать о своей работе.

На конечной в Амуре Екатерина Тихоновская высаживает последних пассажиров, переводит стрелки, ставит на запасные пути трамвай и отправляется на обед в ближайший киоск.

Водитель трамвая…

14 февраля, у нее день рождения. Девушке исполняется 24 года, за панелью трамвая она провела 3 из них. «Это моя мечта с детства, и я ее добилась. У меня и мама, и папа водители трамваев. Я пришла работать кондуктором, потом подметала эти вагоны. Все это время я училась водить. Водить можно только с 21 года. Училась, кстати, тоже у своего отца — он теперь инструктор», — рассказала Екатерина Тихоновская. Мама девушки была категорически против — она знала, какая это тяжелая работа, но дочь поставила ультиматум — или она будет учиться здесь, или поедет с этой же целью в Новосибирск. Мать сдалась и позволила Екатерине пойти в трамвайное депо.

Водителям трамваев требуются дополнительные навыки и допуск, чтобы возить пассажиров по Октябрьскому мосту, т.е. по маршрутам № 1 и № 4.

«Многие спрашивают, а почему не на троллейбус? Да потому что с таким же успехом я тогда на автобус пошла. То же самое, только к проводам не привязан. <…> Но после трамвая страшно. По рельсам все-таки легче ездить», — рассказала девушка.

Средняя зарплата водителя трамвая, по данным депо, около 27 тыс. руб. при полной загруженности. Многие сверх того подрабатывают кондукторами в свои выходные. Сама Екатерина размер заработка не сообщила, но отметила, что на жизнь хватает: «Хватает еще и высшее образование оплачивать [по направлению] "Организация ресторанного бизнеса"».

Работа водителя сложная. До 6:00 надо прийти, проверить свою машину, в порядке ли она. Каждое стекло, каждый прибор. Затем нужно подключить вагон и прогреть его. Отставать или опережать по графику можно не более чем на 1–2 минуты. После осмотра нужно выдвигаться на маршрут — каждый раз выдают новый: 1, 4, 8 и прочие. «Я могу ездить по любому маршруту. Буковку "Т" видели на корпусе над гаражным номером? Это значит "тяжелый профиль" — я могу ездить через "горбатый" мост и возить пассажиров. А сотка (гаражный № 100), например, такой буковки не имеет и пассажиров возить через мост не имеет права. То есть сам проедет, но без пассажиров», — пояснила Екатерина Тихоновская. В книжке водителя трамвая есть отметка о допуске проезда по Октябрьскому мосту — чтобы возить пассажиров по нему, нужен вагон с хорошими тормозами и умелый водитель.

Салон старый, потрепанный и громыхающий, но теплый.

… и ее «мальчик».

Девушка выходит из вагона и чуть приобнимает его. «Ма-альчик мой», — ласково называет она старенький трамвай. Именно на этой машине еще в 90-е и «нулевые» возил пассажиров ее отец, именно на этом вагоне она училась ездить, и именно на нем она теперь работает. «Мальчиками» называют свои вагоны почти все водители трамваев. «Трамвай — он мой. Все просто», — пожала плечами Екатерина. В руках она неизменно держит небольшой ключ. Хитро замыкая контакты на внешнем корпусе, трамвай можно открыть и закрыть снаружи.

В вагоне все немного ветхое. Едва ли его скоро повезут на реконструкцию. В кабине водителя все тоже старенькое и видно, что побывало в ремонте. Пара кнопок, тумблеров, рычагов да аналоговые датчики. Панель заботливо выстелена линолеумом. «Помню, как в первый раз вышла на маршрут. Было очень страшно. Я попросила своего водителя-сменщика выйти в этот день кондуктором. Позвонила: "Света, пожалуйста, выйди со мной". <…> Первый день прошел без эксцессов. На второй день своей езды я "поймала" такую заявку, которой не было ни у кого с 80-х годов. У меня в кабине перетерся провод. Когда я начинала тормозить, трамвай разгонялся. Обнаружили до выхода в маршрут», — рассказала Екатерина Тихоновская.

Панель заботливо укутана линолеумом. Из сторонних предметов можно заметить разве что приклеенную открытку с цветочками над лобовым стеклом.

За три года вождения она знает в трамвае каждый винтик, но, если сесть за другой, немного теряется. «Свой же знаешь, как работает. Сразу начинаешь чувствовать, если что-то не так, а на чужом — нет», — почему-то с грустью сказала девушка. Восхищенным взглядом она проводила проезжающий трамвай модели 71-619. В 2005 году купили две такие машины. Даже спустя 12 лет они выглядят современными на фоне стареньких моделей 71-605, некоторые из них помнят Советский Союз до распада.

«Вот на таком новом (имеется в виду модель 71-619) желтом ездит моя мама. Она тогда, в 2005 году, его с завода получала», — поделилась Екатерина. Недавно директор депо посоветовал ей поучаствовать в конкурсе и повысить категорию, тогда ей могли бы предложить работу на отреставрированных или новых трамваях. В то же время и мама предложила девушке стать сменщицей на современном и теплом трамвае. Екатерина напрямую не отказалась, но призналась руководителю, что менять свой, ставший родным, вагон на другой не хочет. «Ну вот не хочу. Не нужен мне этот КВР (трамвай после капремонта). Директор мне говорит: "Там тепло". А у меня тоже!», — с гордостью заявила девушка. 

Перед прощанием она поделилась, что одно из главных ее желаний, чтобы омский трамвай не только сохранился в нынешнем виде, но и развивался. Правда, сама признала, что о развитии говорить пока не приходится — один трамвай в неполной комплектации стоит более 14 млн руб. «Ведь трамвай — это не только железо и деревяшки», — улыбнулась водитель.