вторник, 27 марта 2018 г.

Новосибирск: Строительство «городской электрички»


Уже несколько месяцев в Новосибирске обсуждается проект, так называемой, «городской электрички». Проект «городская электричка» анонсировал и поддерживает врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников. В настоящее время проект находится в разработке, но уже известна схема движения электропоездов и расположения будущих станций.

Разрабатывающийся проект предусматривает перспективное развитие транспортной доступности левого берега Новосибирска за счет организации пригородного пассажирского железнодорожного сообщения на участке Новосибирск-Главный – Новосибирск-Западный – Клещиха – Чемской, тяготеющего к территориям существующих и развивающихся новых жилых массивов «Чистая Слобода», «Юго-Западный», «Северо-Чемской» и «Южно-Чемской»:



Мэр Новосибирска Анатолий Локоть объявил, что расходы на организацию движения городской электрички составят 584 млн рублей. По его словам, строительства новых путей не потребуется, все средства пойдут на модернизацию четырех станций. Мэр выразил уверенность, что городская электричка возьмет на себя част пассажиропотока Новосибирска и существенно разгрузит дороги.

«Примерную стоимость работ могу вам сказать: остановочная платформа Клещиха - это 8 млн рублей, остановочный пункт Чемской - 15,5 млн рублей, остановочный пункт Норд-Молл - 40 млн рублей, остановочный пункт Чистая Слобода - чуть больше 520,5 млн рублей, там сложнее ситуация и требует больших вложений... Считайте сами», - приводит агентство слова главы Новосибирска.

Предварительный проект городской электрички предполагает кольцевое движение по уже проложенным в городе железнодорожным путям. Его разрабатывают совместно Западно-Сибирская железная дорога, департамент транспорта Новосибирской области и мэрия Новосибирска. Строительство станций возьмет на себя ЗСЖД, мэрия будет отвечать за планирование инфраструктуры и стыковочных маршрутов.

В этом году будет разработана проектная документация, основные работы придутся на 2019 год.

Но вот этот момент больше всего удивил:


Они вспомнили про Пашинскую ветку! При этом тактично «умолчалчивают» об уничтоженном в 2005 году пассажирском сообщении на ней (и даже вокзалом несколько лет назад). Почему бы не восстановить вокзал в Пашино и сделать там станцию отправления?
Пашино – Чик или Пашино – Бердск: вот это была бы полноценная городская электричка! Интересно, а насколько в реальности будет востребован о.п. Нордмолл?

«Опыт других городов показывает, что сегодня электричка — это полноценный внутригородской вид транспорта. И есть высокие шансы реализовать подобный проект на территории области и города», — сказал Травников.

Проекты включения электричек в транспортную сеть города реализованы во многих крупных городах: например, в Москве ежедневно на электричках в центр города добираются порядка полутора миллионов человек. «Одна из целей начатой несколько лет назад реформы — сделать пригородную электричку частью единой системы, — рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Гамид Булатов. — Отношение к пригородным электричкам, традиционно не самое позитивное, изменится, когда они станут комфортными, свободными, будут ездить часто. Тогда многие водители пересядут на них с личного транспорта и снизится загруженность автомагистралей».


Врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников подчеркнул, что это совместная инициатива с ОАО «РЖД». «Когда я анонсировал этот проект, это была не только моя инициатива, но и РЖД. Проект этот предусматривает строительство новых станций электричек, а также формирование кольца. Оно проходит по левому берегу, часть по правобережью города и Новосибирскому району. Также проект предусматривает строительство пересадочных пунктов, чтобы пассажиры имели возможность пересесть (на другие виды транспорта). Я к этому проекту отношусь очень позитивно. Я его поддержал», – сообщил Андрей Травников.

Сейчас на стадии рассмотрения проводится изучение потребности жителей Новосибирска в реализации этого проекта, анализ существующей маршрутной сети наземного транспорта и метрополитена в городе, перспективы ее развития, технологические возможности железной дороги и городской транспортной инфраструктуры.


Травников также сообщал, что запуск этого проекта позволит увеличить пассажиропоток на сети «Экспресс-пригород» на 50%. «До конца февраля мы ждем резюме по итогам обсуждения проекта в мэрии и горсовете Новосибирска», — обрисовал перспективы проекта Андрей Травников.

Кстати на официальном сайте Экспресс-Пригорода информации об этом проекте НОЛЬ! Неужели перевозчик не заинтересовывает потенциальных клиентов? Или предполагается, что пассажирами они в любом случае будут заниматься, как единственный оператор перевозок пригородным ж/д транспортом?

Какие вопросы предстоит решить.

Вопросы, которые нужно решить перед запуском проекта городской электрички в Новосибирске, достаточно объемны. В РЖД РБК Новосибирск сообщили, что сейчас проводится изучение объективной потребности жителей города в реализации данных намерений, анализ существующей маршрутной сети наземного транспорта и метрополитена в городе Новосибирске, перспективы развития этой сети, технологические возможности железной дороги, городской транспортной инфраструктуры.
По словам врио губернатора, в случае одобрения проекта со стороны РЖД, ЗСЖД планирует реализовать часть работ — строительство станций, подготовка путей — за собственный счет. Возведение пересадочных узлов, их включение в маршрут наземного транспорта, в том числе подведение трамвайных линий, станет задачей муниципалитета и региона.
При этом власть будет рассматривать и вопросы софинансирования проекта со стороны бизнеса. Так, депутат Савельев сообщал РБК Новосибирск, что готовность рассматривать вопрос софинансирования постройки платформ готов застройщик «Вира-строй» (комплекс «Матрешкин двор»). — Они сейчас ждут документацию по платформам для оценки размера инвестиций».

Сервисы и субсидии.

Чтобы использование городской электрички было удобным, необходимо заранее прорабатывать вопросы организации пересадочных узлов, поиска конкурентного тарифа при организации смешанных пассажирских перевозок, оптимального для пассажира, создание инфраструктуры для организации курсирования пригородных поездов.

Перспектива — «умные» технологии, система единого проездного, оплата через мобильные приложения. Так, 13,4% пассажиров московских экспрессов в аэропорт купили билеты на них через сайт и мобильное приложение, среди все более востребованных смарт-технологий — внедренная бесконтактная оплата на турникетах.

Михаил Хромов, генеральный директор московской «Центральной пригородной пассажирской компании» (куда же мы без его мнения):
— Для регионов важно, чтобы к тем мерам, которые приняло правительство (нулевой НДС и льготный тариф на плату за пользование инфраструктурой) добавилась поддержка региональных бюджетов. Субъекты РФ должны в полном объеме компенсировать пригородным компаниям потери в доходах, если они возникают из-за установления регионом тарифов на проезд пассажиров ниже себестоимости перевозки.

Опыт других регионов.

В Москве существует отдельная «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК), которая эксплуатирует ветку и занимается оборудованием платформ (ого, не знал; прям новый день — новые факты). Для разгрузки массовых пригородных направлений в Подмосковье строятся новые пути. «Задача — обеспечить тактовое движение пригородных электричек в часы пик с частотой четыре-шесть минут и по возможности убрать нынешние дневные окна в расписании», — отметил Гамид Булатов.

Планируется постепенное обновление парка в том числе новыми безтамбурными поездами «Иволга», где есть равномерно распределенные по вагону двери, плавность хода, климат-контроль и система видеонаблюдения. В числе сервисов московской «Центральной ППК» — Wi-Fi в вагонах, оплата билета банковской картой в поезде или в билетном автомате, мобильное приложение с графиком движения электричек и информацией о прибытии поезда. Перспективными называют развитие мультимодальных перевозок по единому проездному документу, который возит пассажиров от новых микрорайонов к электропоездам в режиме экспресса. (Что-то пока все эти блага медленно вводят.)

Кстати о комфорте для пассажиров, точнее о турникетах. Похоже в Москве от Сибири научились всё турникетить — Экспресс-Пригород почти с самого начала этим страдает. Недавно вот Экспресс-Пригород вознамерилась остановочный пункт Правая Обь затурникетить.

Во многих городах чиновники долго «внедряли» этот проект — Пермь, Уфа, Екатеринбург, Омск.

Вот например в Уфе — там эту «городскую электричку» рожали несколько лет. И ни один чиновник нигде не сказал и никогда не скажет, почему её не было ни в СССР или даже в начале 2000-х годов! А почему не скажет? Потому что этот факт попросту уничтожит его мега-идею, за счёт которой можно попиариться или освоить бюджетные деньги: когда через станцию Уфа курсируют транзитные электропоезда, например Абдулино – Тавтиманово/Симская – Шингак-куль/Кропачёво – Карламан/Дёма – Урман, с небольшими интервалами и со всеми остановками в черте города, то необходимости в какой-то специальной «городской электричке» вообще нет (да, всё новое, как говорится, это хорошо забытое старое).

Аналогично и с Новосибирском: можно ведь сделать такие же транзитные маршруты, как Чик – Сокур или Пашино – Бердск, в дополнение к новому проекту? Но Новосибирский узел довольно крупный и устроен по другому: возможно, что там технически трудновато реализовать уфимский вариант.

Теперь Пермь. Наиболее интенсивное движение электропоездов в Перми всегда было на Горнозаводском направлении — на Кизел и Чусовскую. Электропоезда в направлении этих станций разветвлялись после станции Лёвшино. И на участке Пермь-2 – Лёвшино было ох как много поездов — смотрите сами, расписание (время местное) Горнозаводского направления по графику 2005-2006 года (городские электропоезда обозначены как «(гор.)»):

6282, Пермь – Пальники, 05.29-06.21, ежедневно
6422, Пермь – Голованово (гор.), 06.18-07.04, ежедневно
6262, Пермь – Углеуральская, 06.39-10.43, ежедневно
6202, Пермь – Чусовская, 07.00-10.56, ежедневно
6402, Курья – Левшино (гор.), 07.39-08.14, ежедневно
6272, Пермь – Дивья, 07.55-09.21, ежедневно кроме суб., воскр.
6272, Пермь – Кухтым, 07.55-10.02, суб., воскр.
6424, Пермь – Левшино (гор.), 08.21-08.56, ежедневно
6220, Пермь – Сылва, 08.44-10.22, ежедн. кроме суб., воскр. по 30.10
6220, Пермь – Комарихинская, 08.44-10.58, суб., воскр.
6426, Пермь – Голованово (гор.), 09.22-10.08, ежедневно
6292, Пермь – Левшино, 09.39-10.21, ежедн. кроме суб., воскр. по 30.10
6292, Пермь – Дивья, 09.39-11.01, суб., воскр.
6428, Пермь – Левшино (гор.), 11.30-12.05, ежедневно
6204, Пермь – Чусовая, 11.44-15.26, ежедневно
6264, Пермь – Углеуральская – Кизел, 11.55-16.31, ежедневно по 30.10
6274, Пермь – Боковая, 12.45-15.34, ежедневно по 30.10
6206, Пермь – Чусовская, 14.20-18.12, ежедневно по 30.10
6266, Пермь – Углеуральская – Кизел, 14.35-19.05, ежедневно
6406, Курья – Голованово (гор.), 15.19-16.05, ежедневно
6284, Пермь – Пальники, 15.31-16.23, ежедн. кроме суб., воскр., по 30.10
6294, Пермь – Дивья, 15.31-16.52, суб., воскр. по 30.10
6222, Пермь – Сылва, 15.54-17.34, ежедневно
6408, Курья – Голованово (гор.), 16.23-17.09, ежедневно
6296, Пермь – Дивья, 17.12-18.38, ежедневно
6410, Курья – Левшино (гор.) 17.34 18.09, ежедневно
6252/6251, Пермь – Лысьва, 17.55-22.25, ежедневно
6254, Пермь – Теплая Гора, 18.28-23.42, ежедневно
6412, Курья – Левшино (гор.), 18.42 19.17, ежедневно
6208, Пермь – Чусовская, 19.10-23.04, ежедневно по 30.10
6430, Пермь – Левшино (гор.), 19.24-19.59, ежедневно
6268, Пермь – Углеуральская, 19.40-23.40, ежедневно
6432, Пермь – Левшино (гор.), 20.05-20.41, ежедневно
6298, Пермь – Ярино, 20.25-22.11, ежедневно
6416, Курья – Левшино (гор.), 21.29-22.05, ежедневно
6224, Пермь – Комарихинская, 22.08-00.22, ежедневно по 30.10
6226, Пермь – Сылва, 23.11-00.53, ежедневно

Участок Пермь-2 – Лёвшино аж 33 ежедневных пары — воистину московские интервалы! Однако это только в летнее время, зимой чуть поменьше — всего лишь 25, что тоже весьма немало. Но даже в лучшие для пригородного сообщения годы, в Новосибирске не было такого количества поездов на любом из внутригородских участков. Возможное объяснение — это наличие метрополитена, который забирает на себя всех жителей, живущих в отдалении от железной дороги, а также автомобилизация населения.

В Ростове-на-Дону тоже недавно ввели городские поезда, сообщением Ростов – Кизитеринка, одна пара. Видать пользуется спросом, раз до сих пор держится.

Так будут ли городские электропоезда востребованы в Новосибирске? Если будет удобное для людей расписание и выполнено всё, о чём обещают чиновники, то да — думаю, что будут. Проект в принципе неплохой, поэтому будем надеется на его успешно осуществление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий