понедельник, 30 апреля 2018 г.

Как работают скоростные поезда в Италии


Возможно ли пересечь Италию за 4 часа? Вполне реально, но только на "красной стреле". Так на Апеннинском полуострове называют скоростные поезда, которые "летают" со скоростью 300 км/ч. Что они из себя представляют и как ими пользоваться?

История скоростных железных дорог в Италии началась полвека назад. В октябре 1968 года правительство решилось на строительство первой в стране скоростной железной дороги между Римом и Флоренцией. Непосредственные работы начались летом 1970 года, а первый участок протяженностью 138 км ввели в строй в феврале 1977 года.

С того времени многое в Италии изменилось. Сейчас общая протяженность скоростных маршрутов приближается к отметке 1000 км, а скоростные поезда соединяют ключевые города Италии - от Салерно, Неаполя и Бари на юге до Турина, Милана и Венеции на севере. Только в период с 2006 по 2017 годы скоростные поезда, именуемые "стрелами" (самыми быстрыми из которых являются красные), перевезли более 350 млн пассажиров. Этот сегмент пассажирских ж/д перевозок активно развивается, о чем свидетельствует появление в 2006 году частного оператора скоростных поездов - Nuovo Trasporto Viaggiatori (NTV).


Нам удалось проехаться на скоростном поезде государственной компании Trenitalia. Для поездки была выбрана "красная стрела" - поезд Frecciarossa 1000 (ETR.1000). Из Неаполя в Рим он домчал за 1 час 10 минут. Это непродолжительная, но впечатляющая поездка побудила серьезнее углубиться в особенности работы скоростных поездов в Италии.

Маршруты и скорости "красных стрел"

Основной маршрут скоростных поездов Италии пролегает с юга на север - от Салерно и Неаполя до Милана и Турина. Доехать из Неаполя в Милан можно всего за 4 часа 19 минут. Также от этой магистрали идут ответвления на Верону и Венецию. Помимо основного скоростного хода, есть два второстепенных. Первый из них соединяет Триест с Венецией, Вероной и Миланом, второй идет от Болоньи вдоль Адриатического побережья до Бари и Лечче. На этих магистралях поезда могут разгоняться до 300 км/ч либо до 250 км/ч.


У государственного перевозчика Trenitalia есть три вида скоростных поездов: Frecciarossa ("красная стрела"), Frecciargento ("серебряная стрела") и Frecciabianca ("белая стрела"). Поезда первой категории развивают скорость до 300 км/ч, двух других - до 250 км/ч. Под брендом Frecciarossa работают преимущественно самые новые и современные поезда Trenitalia - ETR.1000 (Frecciarossa 1000). Они были построены на итальянских заводах AnsaldoBreda (сейчас Hitachi Rail Italy) и Bombardier Transportation. Trenitalia эксплуатирует эти поезда с 2015 года. ETR.1000 могут разгоняться до 400 км/ч, но пока возможности железных дорог этого не позволяют.

В погоне за билетами

Билеты на скоростные поезда в Италии можно купить как онлайн, так и непосредственно на вокзале. Если вы будете покупать билеты заранее, то можете неплохо сэкономить. Например, нам удалось приобрести билеты за два месяца до поездки. Два билета из Неаполя в Рим обошлись в 33,8 евро. Если покупать сегодня на завтра, то только один билет обойдется в 39,9 евро.


Если пассажир, все же, решил покупать билет на вокзале, это можно сделать двумя способами. Первый - воспользоваться билетными автоматами. На вокзалах их достаточно много, очередей возле них нет, хотя, пассажиры пользуются ими регулярно. Второй способ - купить в сервисном центре Trenitalia, где есть электронная очередь. Пассажир подходит к аппарату, выбирает необходимую опцию, получает талончик и ждет своей очереди. Принимают сразу несколько операторов, у них есть своя специализация: одни консультируют, другие продают билеты.


Лаунж-зоны на вокзалах

Для пассажиров скоростных поездов есть специальные лаунж-зоны - FRECCIAClub, где пассажиры могут отдохнуть, воспользоваться Wi-Fi, заказать такси и т.д. Такие зоны имеются на 14 вокзалах в 11 крупных городах: на двух вокзалах в Милане, Риме и Турине, а также по одному в Болонье, Флоренции, Неаполе, Падуе, Венеции, Бари, Салерно, Вероне. FRECCIAClub работают ежедневно, примерно, с 6 часов утра до 9 вечера. Некоторые лаунж-зоны открываются раньше, другие позже указанного времени.


Входить в FRECCIAClub и пользоваться их услугами можно только при наличии карты CartaFRECCIA. Она бывает трех видов: золотая, платиновая и базовая. Владельцы первых двух видов карт могут бесплатно пользоваться услугами FRECCIAClub, владельцам базовых карт придется доплатить за вход или купить абонемент.


Если у вас нет CartaFRECCIA, но вы хотите купить в первом или бизнес-классе, тогда вы также можете подождать свой поезд в лаунж-зоне. Пассажиров без карты, но с билетом, пускают в лаунж-зону за четыре часа до отправления их поезда. Путешественники, купившие билет на поезда других категорий (Intercity, Regionale), не могут воспользоваться услугами FRECCIAClub.

Опоздания и извинения

Как это ни прискорбно, но скоростные поезда в Италии, тоже опаздывают. Во время ожидания нашего поезда в Рим, на табло появилась информация о задержке нескольких поездов, в том числе и скоростных. Также несколько раз по громкой связи звучали объявления на итальянском и английском языках об опозданиях поездов. В конце каждого объявления была фраза "Приносим извинения".


Если скоростной поезд опаздывает на 30 - 59 минут, то пассажиру выдается специальный бонус в размере 25% от стоимости билета, который он может потратить при покупке следующего билета. Если поезд опаздывает более двух часов, то пассажир получает 50-процентный бонус. Наш поезд прибыл вовремя, поэтому извинений мы не услышали.

Классы обслуживания

Скоростные поезда в Италии по классам очень напоминают самолеты. Поезда Frecciarossa 1000 состоят из 8 вагонов: 4 вагона эконом-класса и 4 вагона бизнес-класса. С первой категорией все довольно просто: вагоны оборудованы стандартными сиденьями, расположенными группами по четыре штуки, между которыми находится раскладывающийся столик.


Бизнес-класс в поездах Frecciarossa 1000 делится на три вида (в порядке уменьшения комфорта): Executive (1 вагон), Business (2 вагон) и Premium (1 вагон). Класс Executive предусматривает расположение кожаных кресел по одному с каждой стороны, при этом шаг кресел очень большой.


В классе Business кресле размещаются в три ряда - два ряда с одно стороны, один с другой. Класс Premium очень похож на эконом-класс, имеет схожее количество кресел, но более комфортных.

Посадка в поезд

Выбрать место в поезде пассажир может еще при покупке билета через интернет. Если вы покупаете билет заранее по тарифу "супер эконом", количество мест для выбора ограничено.

При посадке поиск необходимого номера вагона облегчается специальными табло, которые показывают номер близстоящего вагона. Как и в украинских "Хюндаях", номер вагона на самом поезде подсвечивается на электронном табло. На нем также указывается маршрут следования поезда.


Необходимо быть внимательным, поскольку иногда в одном составе соединяют два поезда. Поэтому в одном составе может быть вагон с номером 5а и 5b. Дело в том, что по дороге соединенные поезда разъединяются и дальше следуют отдельно.

На борту

При посадке в поезд никто не проверяет документы у пассажиров, разве что при выходе на платформу могут попросить показать билет. Проверка билетов осуществляется по ходу и занимает считанные минуты. Первое, что хотелось протестировать на борту - это беспроводной интернет. Он был, но подключиться к нему непросто. Необходимо пройти регистрацию на специальной страничке Trenitalia. Система запрашивает номер банковской карточки с CVV-кодом.


Зачем требуется карточка? Большинство онлайн-услуг платные, скажем, посмотреть фильм или послушать музыку. Бесплатными являются GPS-навигатор, который показывает маршрут и скорость следования поезда. Также бесплатно можно посмотреть короткие выпуски новостей на итальянском языке.

Еду в поезде Frecciarossa 1000 можно купить во втором вагоне, где находится небольшое бистро-кафе, которые очень похожи на WOG-кафе в наших "Хюндаях". Единственным отличием можно назвать небольшие столики.


И обратим внимание еще на две маленькие мелочи. Первая - это небольшие урны для мусора. Они расположены возле раскладных столиков. Вторая мелочь - это розетки, которые находятся под каждой парой кресел, поэтому не приходится смущать соседей просьбами зарядить чужой телефон.