среда, 20 февраля 2019 г.

Первая советская "маршрутка". РАФ-977 "Latvija"


В наши дни – очень редкая машина, а в середине 1960-х он был самым массовым микроавтобусом в СССР, встречался как в крупных городах, так и (реже) – в глубинке. А по другому и быть не могло, ведь «рафик» был первым массовым микроавтобусом в Союзе, и первой маршруткой.

Первые «Латвии» 977 модели покинули заводские ворота в конце 1958 года, в 1961 году появился совершенно новый кузов. Индекс модели – РАФ -977Д, её основные внешнее отличие – 5 небольших окон по бокам, отсутствие прямоугольной подштамповки на передней панели, передние двери имеют сдвижные стёкла.



Дизайн «рафика» разработан Светланой Вагаршаковной Мирзоян, выпускницей академии имени Штиглица, тогда еще это было высшее художественно-промышленное училище.


Внешний вид машины, салон, и даже эмблемы – всё это её работа, в которую вложена душа.


Спустя несколько лет, машина обрела окончательный вариант внешнего вида (977-ДМ), с которым выпускалась в дальнейшем, в том числе и в виде фургона на Ереванском заводе под маркой ЕрАЗ 762. Наладить выпуск цельнометаллического фургона РАФ-977К пробовали и в Луганске, но там дело не пошло.


Техническую основу микроавтобуса составляют компоненты «Волги», ГАЗ-21. Двигатель, коробка передач механическая 3-х скоростная, подвеска, всё это было от «Волги», из-за чего был ряд проблем.


Двигатель был слабоват, и при полной загрузке бодрым ходом РАФ не отличался. Тормозная система, лишенная каких либо усилителей, барабанная на всех колёсах, требовала от водителя немалых усилий при нажатии на педаль, и нажимать на неё следовало заблаговременно. Педали газа и тормоза слишком близко друг к другу расположены, и в обуви от 43 размера и больше, появлялись сложности с переносом ноги с газа на тормоз. Виной тому рулевая колонка. Она проходит между педалью тормоза и сцепления.


Рулевое управление без гидроусилителя, тяжелое и с большим люфтом. Но машина, на удивление, имела хорошую маневренность.


Место водителя в целом тесновато, да и залезть туда непросто, но если сравнивать с «буханкой» от УАЗ, то рижский микроавтобус был в этом плане удобней. Учитывая, что другой, подобной «рафику» машины в СССР попросту не было, то и недостатки были не столь существенны, да и западные аналоги в то время удобством и комфортом похвастаться могли редко.


Пассажирский салон просторный, сиденья, как в городских автобусах. В салон помещалось 9 пассажиров, еще один – на переднем сиденье, справа от водителя. Зимой, из-за двигателя расположенного рядом, это в прямом смысле слова было тёплое местечко, а вот летом там было жарко. Тем не менее, экспортировались «рафики» и в страны с жарким климатом, такие как Иран, Куба, страны Африки.


Одной из самых распространенны модификаций была РАФ-977И, это «скорая помощь», даже в середине 90-х они еще встречались кое-где, хотя выпуск всех модификаций 977-й модели завершился в 1976 году.


Мало их уцелело до наших дней, и находка 977-го, даже в «призрачном состоянии» полуразложившегося остова у реставраторов считается удачей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий