воскресенье, 10 марта 2019 г.

Хельсинки: Вывели из эксплуатации низкопольные трамваи «Bombardier Variotram»


Последний раз на улицы столицы Финляндии низкопольные трамваи «Bombardier Variotram» выезжали 28 декабря 2018 года. Сейчас эти вагоны, выпущенные в 1998 – 2003 году выставлены на продажу. Перевозку пассажиров обеспечивают новые трамваи «Škoda ForCity Smart Artic MLNRV3», которые Хельсинки получили в 2015 – 2018 года, а также старые трамвайные вагоны «Valmet MLNRV2» и «Valmet MLNRV1». В общей сложности в трамвайном хозяйстве Хельсинки на данный момент отстранено от эксплуатации 65 трамвайных вагонов различных моделей, в том числе по 20 низкопольных трамваев «Bombardier Variotram MLRV1» и «Bombardier Variotram MLRV2», выпущенных в 1998 – 2003 году. Это первый случай массового отстранения от эксплуатации низкопольных трамвайных вагонов в возрасте 15 – 20 лет.

По неофициальным данным причиной выведения из эксплуатации низкопольных трамвайных вагонов «Bombardier Variotram» в Хельсинки стало появление трещин в несущих конструкциях трамвайных вагонов. Вывод из эксплуатации этих вагонов был анонсирован еще в конце 2017 года. Оператор общественного транспорта Хельсинки компания «HKL» и компания «Bombardier» договорились о том, что совместно будут искать покупателя для 40 трамвайных вагонов.


Отметим, что по своей конструкции трамвайные вагоны «Bombardier Variotram» напоминают пятисекционные вагоны «Электрон» украинского производства – у них также «нечетные» секции опираются на неповоротные тележки, а «четные» являются подвесными. Проблемы с кузовами трамвайных вагонов «Bombardier Variotram» были выявлены уже давно – в 2006 – 7 годах во время капитального ремонта трамваев их кузова уже были усилены. Между оператором общественного транспорта Хельсинки «HKL» и «Bombardier Transportation» в 2007 году был подписан договор о техническом обслуживании трамваев.


30 ноября 2017 года компании «HKL» и «Bombardier Transportation» подписали соглашение о том, что будут вместе искать покупателя для 40 низкопольных пятисекционных трамвайных вагонов моделей MLRV1 и MLRV2 и о их выводе из эксплуатации в Хельсинки в конце 2018 года.

Официальная формулировка причины вывода вагонов из эксплуатации – трамваи не полностью подходят требованиям трамвайной сети Хельсинки в отношении кузовов и конструкции тележек. Общеизвестно, что трамваи с неповоротными тележками негативно влияют на трамвайные пути, особенно в кривых малого радиуса. Именно поэтому Хельсинки выбрали конструкцию трамвая на поворотных тележках «Škoda ForCity Smart Artic MLNRV3».

То, что в кузовах сочлененных трамваев довольно часто появляются трещины – не секрет для трамвайщиков. Особенно часто такие дефекты появляются у вагонов-«гармошек», которые работают на изношенных путях и при изобилии кривых малого радиуса.

Трудно судить о причинах дефектов вагонов в Хельсинки – судя по фотографиям, пути в столице Финляндии содержатся в идеальном состоянии. А вот участков с кривыми малого радиуса в городе достаточно. В этом и проблема – вагоны с неповоротными тележками ускорено изнашивали пути и реборды бандажей колес, что требовало значительных средств на техническое обслуживание и текущий ремонт.

О том, какой город будет покупателем вагонов «Bombardier Variotram» пока неизвестно. Есть данные, что два вагона из Хельсинки побывали на испытаниях в немецком городе Рейн-Неккар, однако этот город их не приобрел. Для отстоя трамваев перед продажей, по неофициальной информации, сейчас создается площадка в городе Хамина.

Кроме вагонов «Bombardier Variotram» в Хельсинки также отстранены от эксплуатации еще и вагоны «Valmet NRV1», выпущенные в начале 1970-х годов, а также вагоны «Valmet Nr I+». Их вывод из эксплуатации начался в 2016 году. Вагоны «Valmet NRV1» являются плодом двухкратной модернизации вагонов «Valmet Nr I». Первую модернизацию вагоны проходили в середине 1990-х годов, а вторую – с 2006 по 2011 год. Вагоны «Valmet Nr I+» проходили лишь модернизацию в средине 1996 годов. Несмотря на высокопольность, вагоны «Valmet NRV1» оборудованы современной системой управления тяговым электроприводом на базе мощных полупроводниковых элементов, они полностью пригодны для эксплуатации, к примеру, во Львове, Житомире или Виннице, то есть в украинских городах, которые имеют ширину колеи 1000 мм.

Заметим, что часть вагонов «Valmet Nr I» в Хельсинки была модернизирована с установкой дополнительной низкопольной секции – 42 таких вагона и дальше находятся в эксплуатации несмотря на то, что их возраст перешагнул за 30 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий