среда, 1 мая 2019 г.

Угандийская железная дорога — безумный экспресс


Более ста лет назад, задолго до того, как нога европейца ступила на земли, которые сегодня называются Кения, пророк из местного племени по имени Кимньол (Rimnyole) говорил об ужасном «стальном змее», который будет пересекать травянистые равнины, пожирать скот, грабить земли и сеять хаос на своем пути. Он предсказывал, что неведомый зверь принесет с собой неизвестных чужеземцев. У одного из них будут необычные красные волосы и однажды он станет правителем их земли. Несмотря на отсутствие деталей в предсказании Кимньола, с уверенностью можно было сказать одно – для местных наступят трудные времена. Впоследствии «стальным змеем» оказалась Угандийская железная дорога или «дорога ниоткуда в никуда», как называли ее некоторые скептики.


А все потому, что строительство стоило колоссальных денежных затрат и человеческих жертв. Местные племена пытались сопротивляться строительству колеи. Уверенные в себе после победы над соседним племенем, народ нанди пошел войной на белых. Исход битвы был очевиден – тысячи нанди были убиты.

Пророчество Кимньола оказалось правдой. Однако, никто не мог предвидеть насколько сильно строительство железной дороги изменит земли и жизнь народа нанди.

Драка за Африку


Строительство дороги началось в конце 19 века, как раз в тот период, когда европейские державы разрывали Африку, пытаясь заполучить кусочек ее земли. Многие европейские колонисты основали небольшие торговые посты вдоль побережья, но лишь некоторые из них решались вторгнуться в чужие земли.

Основное присутствие британцев было сосредоточено в колониях в Египте, Южной и Восточной Африке – обширном регионе на восточном побережье континента, который впоследствии раскололся на двадцать отдельных государств. Французы заняли территории Западной Африки и оттуда начали завоевание вглубь страны, стремясь создать империю, охватывающую материк с запада на восток.


Это не устраивало британцев, и они задумали помешать продвижению французов на восток, построив железную дорогу от порта Момбаса до восточного берега озера Виктория, источника Нила. Это позволило бы колонистам контролировать и сам Нил. Река, пересекающая континент с юга на север, успешно бы заблокировала любой стране создание западно-восточной империи. Кроме того, контроль Нила сулил большие экономические преимущества.

Угандийская железная дорога: начало строительства


Так, в декабре 1895 года британский инженер Джордж Уайтхаус, которому и дали задачу построить железную дорогу, отправился в гавань Момбасы с наброском будущего маршрута. Невероятная колея должна была протянуться на тысячи километров и стать одним из самых амбициозных проектов англичан того времени.


Однако, Уайтхаус понимал, что придется заплатить весьма высокую цену за строительство. Не только деньгами, но и изнурительным трудом. На западе от Момбасы находился обширный безводный район, который большинство караванов обходили стороной. После него шло 500 км саванны и кустарников, кишащих львами и комарами. Далее находилось вулканическое нагорье, разделенное Великой рифтовой долиной 80 км в ширину. Последние 150 км до берега озера были заболочены.


В 1896 году в городе Момбаса началось строительство. В течение следующих пяти лет в гавань Момбасы прибыло огромное количество материалов: 200 тыс. рельс, 1,2 млн шпал, 200 тыс. рельсовых накладок, 400 тыс. путевых болтов и 4,8 млн стальных рычагов и балок. А также локомотивы, тендеры (вагон для перевозки топлива), тормозные, товарные и пассажирские вагоны. Спокойный прибрежный город Момбаса вдруг превратился в развивающийся современный порт.

Практически все рабочие на стройке прибыли из Британской Индии. Возможность получать регулярную зарплату, бесплатную еду и свободно путешествовать привлекли сюда примерно 37 тыс. рабочих и профессионалов.

Ужасные условия работы


В течение первого года половину рабочей силы свалила малярия, дизентерия и другие тропические болезни. Изнуряющая жара и пылевые бури создавали ужасные условия работы. Даже писатель М. Ф. Хилл (M. F. Hill) в своей официальной истории железной дороги отметил, что «будто сам африканский дух возмутился вторжением железной дороги белого человека».

Нападение львов-людоедов


Один из самых ужасных несчастных случаев на стройке произошел в 1898 году во время строительства моста через реку Тсаво. Ночью, когда все спали, пара львов-людоедов нападала на лагерь. Атаки продолжались в течение десяти месяцев. По некоторым данным погибло 135 человек. Однако, анализ останков волос и костей дал основание полагать, что их было около 35.

Сотни рабочих сбежали с реки Тсаво, оставив стройку на произвол. Спустя несколько дней тщательной охоты, львов убили. Животные были огромные. Длина первого от носа до кончика хвоста составляла около трех метров! В 1924 году шкуры продали Филдовскому музею естественной истории в Чикаго (США) за 5000 долларов. Там они хранятся и по сей день.

Безумный экспресс


Около 2500 рабочих погибли во время стройки – по четыре человека на каждую милю (1,6 км). Приблизительно 6700 человек решили остаться и основать первое сообщество индийцев в Кении. Остальные вернулись домой.

Изначально строительство моста оценивали в 5 млн долларов, но в итоге это стоило Британии 9 млн долларов. Этот факт принял недовольную огласку в парламенте и СМИ. Даже после фактического начала строительства было много скептиков.


Тогда же Угандийская железная дорога получила унизительное прозвище «безумная». Очень скоро это слово стали ассоциировать со стройкой. Позже появилось понятие «безумный экспресс», благодаря писателю Чарльзу Миллеру, который в 1971 году выпустил книгу «The Lunatic Express: An Entertainment in Imperialism» (Безумный экспресс: развлечение в эпоху империализма), которая не издавалась на русском.

Другие называли проект самым смелым в мире. Уинстон Черчилль описал «безумный экспресс», как «одну из лучших выставок британского искусства».

Чем все закончилось


В течение следующих ста лет Угандийская железная дорога играла жизненно важную роль в развитии всего региона, открыв восточноафриканские земли и связав их с побережьем. До этого Найроби был необитаемым болотом. Но именно здесь на полпути Джордж Уайтхаус решил построить склад. И сегодня Найроби – столица Кении и один из самых крупных городов в стране с численностью населения более 3 млн человек.


Чарльз Элиот, который в 1900-1904 годах был комиссаром протектората Британской Восточной Африки, сказал: «Страны часто строят железные дороги, но нечасто железная дорога создает страну».


Угандийская железная дорога прослужила 116 лет. В 2017 году по рельсам от Момбасы до Найроби проехал последний состав. Сегодня функционирует более быстрое железнодорожное сообщение, которое проложено параллельно оригинальной колеи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий