воскресенье, 25 августа 2019 г.

Как ЛиАЗ-677 пытались оснастить горизонтальным дизелем, и почему из этого ничего не вышло


С дизельными двигателями в СССР как-то всегда не ладилось. Советским конструкторам долгое время не удавалось разработать силовой агрегат на тяжелом топливе, характеристики которого хотя бы приблизительно соответствовали бензиновым двигателям. Поэтому и реальных примеров серийных грузовиков и автобусов с такими двигателями крайне мало. Но работы велись, причем по всем фронтам. Большинство автомобильных заводов страны испытывали прототипы своих моделей с дизельными двигателями.

Не остался в стороне и Ликинский автобусный завод, который в 1968-69 годах сделал прототип городского автобуса ЛиАЗ-677Д с дизельным двигателем ЯМЗ-233 (известен также, как ЯМЗ-9712). Это был 6-цилиндровый мотор, который выдавал 180 л.с. Про гидромеханическую трансмиссию пришлось забыть: её место заняла обычная "механика".


Внешне прототип отличался оригинальным оформление передней части с прямоугольной решеткой радиатора со скругленными краями и отсутствием поднимающегося переднего капота. Борта автобуса сделали гофрированными, видимо для усиления или чисто с дизайнерской точки зрения. Прототип автобуса эксплуатировался до середины 70-х годов. Так почему же дело "заглохло" в этот раз?


В 1966-67 годах было решено провести сравнительные стендовые испытания трех горизонтальных автобусных двигателей: ЯМЗ-233, НАМИ-019-6Г и MAN D2146NM1U. По результатам этих испытаний должны были выбрать лучшую конструкцию. Победителем испытаний стал именно ЯМЗ-233, но это не стало аргументом для государственного аппарата, которые из-за определенных политических причин закрыли проект.


В рамках специализации СЭВ производство автобусов с горизонтальными двигателями было передано в Венгрию на завод Ikarus. Тот в свою очередь купил лицензию на моторы RABA-MAN, тем самым поставив окончательный крест на отечественном горизонтальном дизельном двигателе.

Но история дизельных ЛиАЗ-677 на этом не заканчивается. В 1971-72 годах в Венгрии выпустили три прототипа ЛиАЗ-677Д с пятицилиндровыми двигателями RABA. "Венгерские" ЛиАЗы получили измененное оформление передней части с большой радиаторной решеткой.


Были также эксперименты с установкой дизеля Perkins (примерно 1969 год) и перспективного отечественного дизеля ЯМЗ-7401 (1974 год). Но дальше опытных образцов дело не сдвинулось. Поэтому ЛиАЗам приходилось довольствоваться устаревшими и прожорливыми карбюраторными моторами ЗИЛ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий