воскресенье, 6 октября 2019 г.

Последний троллейбус по озеру мчит: Как речники с железнодорожниками конкурировали


Вы не поверите, но к концу XIX века в Европе оказалось около 20000 (двадцати тысяч!) километров специально прорытых в качестве транспортных магистралей водных каналов. На протяжении столетий, пока в первой половине XIX века не началось победное шествие железных дорог - они обеспечивали Европу самым дешевым, хотя и не очень быстрым транспортом. Действительно, если пара лошадей может везти телегу ну, пускай с тремя тоннами груза (давайте даже пять, возьмем сильных лошадей и прочную телегу) - то по воде та же пара лошадок без особых усилий может транспортировать несколько десятков тонн груза, а то и за сотню.

Разумеется, с появлением механических двигателей их немедленно стали пристраивать и на эти суда. Но выяснилось неприятное: во-первых, активные телодвижения винтов и колес - порождали волны, размывающие неукрепленные берега каналов. Да и запаса глубины для работы винтов не было - не рассчитывали на них, когда каналы копали. Но и это еще пол-беды: во-вторых, некоторые каналы проходили по довольно длинным и низким тоннелям. Что будет в тоннеле при активно работающей паровой машине? В смысле, куда денется дым из топки? Вот-вот...


И это не считая того, что вся эта машинерия отнимала объем у сравнительно небольших судов - которые, опять же, ограничивались габаритами каналов, исходно рассчитанных на небольшие (до 200 тонн) баржи. Сколько там останется после установки котлов, паровых машин, закладки многих тонн угля? Вообще, привет рентабельности…


Выход из положения был найден во внешнем подводе мощности. Да, именно по принципу троллейбуса - протянуть над каналами провода, на баржи поставить компактные электромоторы - и вперед! И даже можно не на баржи, а на небольшие буксиры. Это и дешевле выходило, чем с паровыми машинами или ДВС, и по эксплуатации тоже неплохо - потому, что можно было рядом со шлюзами натыкать небольших ГЭС, - для получения вообще бесплатной электроэнергии. Дешевле овса для лошадей.

Подобные решения относительно массово появились в 1880-х годах во многих европейских странах: в Германии, во Франции (особенно) в Бельгии и Швейцарии.


Но что делать с берегами? И тут нашлось решение. Тягу в случае неукрепленного берега придумали обеспечивать с помощью протягивания лежащей на дне цепи через буксир. Конечно, электромоторами. Возмущение воды несравнимо меньше, чем от любых движителей, упирающихся в воду, так что все более-менее нормально. Причем, на прямых цепь не надо крепить всякими хитростями к дну канала - она весом своих многих километров достаточно надежно предохранена от продольного смещения. Правда, вот с прохождением кривых было не очень - там приходилось цепь крепить, и довольно муторными способами отцеплять и прицеплять при прохождении точки закрепления буксиром.


Кстати, технология водного троллейбуса не умерла. Более того, ей просто нет разумной альтернативы - если каналы проходят по длинным тоннелям, то судовые дизели превратят их в форменные душегубки. Поэтому в Европе на линии "canal de la Marne au Rhin", где суда все еще ходят по тоннелям, самый длинный из которых достигает 5 с хвостиком километров - вот, извольте видеть, - до сих пор в ходу "водные грузовые троллейбусы". Деваться некуда. Правда, я подозреваю, что для хода вне тоннелей у них имеются дизель-генераторы, так что провода по всей длине водного пути уже не обязательны - но тем не менее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий