воскресенье, 10 ноября 2019 г.

ЛиАЗ-5293 или автобус, который часто путают с ЛиАЗ-5256


Автобус ЛиАЗ-5293 разработали еще в 2005 году. В то время с конвейера Ликинского автобусного завода массово сходила высокопольная модель ЛиАЗ-5256, а новейшие «низкопольники» ЛиАЗ-5292 выпускались лишь небольшими партиями и исключительно для поставки в Москву, оставаясь для всей остальной страны дорогущей диковинкой. А вот оптимальным компромиссом между ними как по цене, так и по потребительским качествам как раз и стала новая «девяносто третья» машина: так называемая полунизкопольная, без ступенек на входе через переднюю и среднюю дверь, но с привычными двумя ступеньками в заднем дверном проеме. Автобусы ЛиАЗ-5293 первого поколения, выпускавшиеся с 2006 года, внешне практически не отличались от собратьев модели ЛиАЗ-5256, да и окрашивались обычно в те же цвета.

На самом деле, модель можно было определить лишь по «вторичным половым признакам». Например, по ступенькам, которые довольно легко разглядеть через стекла в створках передней двери: есть ступеньки – это «пятьдесят шестая» машина, нет ступенек – «девяносто третья». А теперь посмотрите ниже, какого красавца модели ЛиАЗ-5293 на заводе подготовили летом 2006 года к открытию выставки MIMS’2006!




Необычная двухцветная окраска, тонированные стеклопакеты, «мерседесовские» фары, модные колпаки, улучшенная отделка салона… Красивая машина получилась! Которую, кстати, в дальнейшем ждала очень необычная судьба. Ее не стали продавать после выставки, а сделали «операцию по смене пола». Нет, не переделали обратно в старый высокопольный ЛиАЗ. Копайте глубже! Ее переоборудовали в троллейбус!


Подстраиваясь под пожелания заказчиков и экологические требования, завод неоднократно менял агрегаты, применяемые на автобусах «девяносто третьей» серии. Первоначально на «девяносто третьи» машины ставили дизели Caterpillar и Cummins уровня Евро-2, Евро-3 и Евро-4. Агрегатировались все эти моторы с автоматическими коробками передач марок Voith, ZF или Allison. Поставщиком и передней портальной оси, и ведущего моста с планетарными колесными редукторами первоначально выступала венгерская фирма Raba, а рулевое управление закупали либо у венгерского завода Csepel, либо у немцев из ZF.


Долго выпускалась и модификация с газовыми двигателями Cummins уровней Евро-2 и Евро-4. Эту версию было легко отличить от дизельных собратьев по громоздкой «нахлобучке» на крыше, под которой были спрятаны баллоны для сжатого природного газа. Досборка газовых машин, к слову, осуществлялась силами специализированной компании «Д.В.С.-ЭКО».


Но наиболее массовыми в итоге стали «девяносто третьи» машины с рядными 6-цилиндровыми дизелями серии ЯМЗ-536. В производственной программе завода они появились в 2012-м и уже через три года полностью вытеснили с конвейера версии с импортными дизелями. Автобусы с ярославскими дизелями уровня Евро-4 назывались ЛиАЗ-529360, уровня Евро-5 – ЛиАЗ-529365. А в октябре 2019 года на конвейер поставили и автобусы ЛиАЗ-529367 с газовыми ярославскими моторами. Кроме того, за время выпуска «девяносто третьих» машин с дизелями ЯМЗ произошли некоторые изменения по части комплектации агрегатами ходовой части: например, вместо портальной передней оси Raba завод стал использовать портальную ось ZF RL-85A, а также перестал использовать венгерские рулевые механизмы Csepel.


Ниже мы набросали небольшую сводную табличку, в которой отметили особенности и годы выпуска основных модификаций автобусов из семейства ЛиАЗ-5293. Помимо них, в 2016-м были сертифицированы еще три варианта автобуса ЛиАЗ-529370 с более современными газовыми моторами Cummins, но до реального выпуска дело там вроде не дошло.


Рестайлинговый ЛиАЗ-529360 для Алматы, ноябрь 2017 г.

Кардинальному обновлению автобусы семейства ЛиАЗ-5293 подверглись в ноябре 2017 года, когда завод получил крупный заказ (сразу на 125 дизельных машин) из Алматы. С этого момента все «девяносто третьи» стали выпускаться новыми масками кузова, унифицированными со среднеразмерной моделью «4292». Вместе с экстерьером обновился и интерьер кабины водителя, где появилась другая панель приборов с цветным дисплеем вместо традиционных стрелочных указателей. По состоянию на октябрь 2019 года заводом было выпущено 253 рестайлинговых автобуса, а в общей сложности тираж машин семейства «5293» за весь период производства (с 2006 года) перевалил уже за 2 тысячи единиц.






А вообще с 2006 года, конечно, очень многое поменялось. Городские автобусы ЛиАЗ-5256 с высоким уровнем пола ушли в прошлое: их завод уже пару лет как не выпускает (лишь в небольшом количестве с конвейера сходят «пятьдесят шестые» в пригородном и междугородном исполнении). И таким образом именно ЛиАЗ-5293 теперь выступает наиболее доступной городской машиной большой вместимости в линейке Ликинского автобусного завода. В среднем сейчас он примерно на 11% дешевле, чем самая недорогая версия «низкопольника» из семейства ЛиАЗ-5292 (со старыми масками и китайскими мостами). А если брать в расчет «низкопольник» с немецкими мостами и новой внешностью, то разница в цене и вовсе будет составлять 28%. Так что «девяносто третьи» машины еще явно рано списывать в архив!


Комментариев нет:

Отправить комментарий