воскресенье, 3 ноября 2019 г.

Севастопольская Оранэла или Балаклавский трамвай


Не все жители города-героя Севастополя знают о том, что когда-то по улицам этого белоснежного города ходил трамвай. Его жизнь была прервана войной, после которой трамвай заменили троллейбусом, который, надо отметить, едва ли не самый образцовый в России.


Еще меньше горожан знают о том, что в непростые 20-е годы прошлого столетия нашлись силы и техническая смелость реализовать уникальный проект – соединить Севастополь и город-спутник Балаклаву пригородной трамвайной линией длиной 25 километров, что почти в два раза длиннее Стрельнинской линии (если считать ее от Автово).


Идея такой линии высказывалась еще до революции, но лишь в 1923 году инженер Ф.Ф. Добронравов представил детальный проект. Линия должна была начаться на пл. Ушакова, затем по 4-й Бастионной улице выходить примерно на современный проспект Острякова и далее по Балаклавскому шоссе приходить в Балаклаву на пл. 1 Мая. Туда в царство рыбы и прогулочных катеров и сегодня ») из Севастополя приходят автобусы и «маршрутки» (или как их называют здесь «топики. В таком виде и был ударными темпами реализован проект, стоивший 250 тыс. рублей. Около Балаклавы была построена тяговая подстанция, к сожалению, погибшая во время войны.


Как это был с Оранэлой в 1920 году, Балаклавскую линию торжественно запустили 1 мая 1925 года. Трамваи ходили те же, что и в городе. Они были так же как у Оранэлы – со штанговым токосъемником. До самой войны возил Балаклавский трамвай своих пассажиров…


Осенью 1941 года балаклавский трамвай оказался на линии фронта, его работа была прекращена. Зимой 41-42 гг. рельсы были разобраны для создания укреплений. После освобождения Севастополя и Балаклавы от фашистов специальная комиссия пришла к неутешительному выводу – линия не подлежит восстановлению (такой же вывод был сделан и о Стрельнинской линии!). Вместо трамвая был запущен автобус, но стал прорабатываться и вопрос запуска троллейбусной линии Севастополь-Балаклава. В советское время троллейбус дошел только до «5-го километра». Один из харьковских НИИ в 1980-х годах начал прорабатывать проект пуска троллейбуса до самой Балаклавы, но из-за распада СССР проект так и не был реализован.


Тем не менее после возвращения Крыма в состав России снова был поднят вопрос о запуске троллейбуса в Балаклаву. Будем верить, что он придет в этот бывший рыбацкий городок.


14 ноября 1924 года была официально открыта трамвайная линия Севастополь - Балаклава. Она положила начало развитию междугородных троллейбусных линий на полуострове. При этом построили Баллинию (так ее тогда называли) после гражданской войны.

До того как Севастополь и Балаклаву связала трамвайная линия, добираться из одного города в другой было очень непросто. "Дорога из Севастополя в Балаклаву - ужасная, вся разбитая. Ее ни разу за последние 30 лет не ремонтировали. Здесь курсируют конные линейки. Все мучаются от этой дороги - лошади, пассажиры, кучеры", - писала севастопольская газета в 1923 году.


Впервые мысль о проведении трамвая из Севастополя в Балаклаву была высказана в 1896-м, когда был объявлен конкурс на проведение трамвайной линии в самом Севастополе. После революции, а точнее, в ноябре 1923-го к этой идее вернулись вновь.

На первый взгляд может показаться, что трамвай в Балаклаву нужен был прежде всего, чтобы доставлять туда курортников. Этот момент, конечно, тоже был важен. Но все же главная причина строительства линии была иной: после гражданской войны в Балаклаве царила массовая безработица, в Севастополе же рабочих рук, наоборот, не хватало. Дело оставалось за малым - наладить надежное транспортное сообщение для доставки рабочих из Балаклавы в Севастополь. Линию предложено было провести от площади Коммуны (Ушакова) через Золотую Балку и Кадыковку в Балаклаву. Длина линии должна была составить почти 15 километров. Основную часть денег на постройку решено было взять от сдачи в аренду на 9 лет 12 дач в Балаклаве и 10 десятин виноградников в Золотой Балке.


В строительстве Баллинии тоже были задействованы безработные - им платили 1 рубль 50 копеек в день. Две артели двигались навстречу друг другу с двух концов линии: 50 человек прокладывали линию от Севастополя, 40 - от Балаклавы. Рельсы для дороги везли из Харькова, шпалы - из Брянска.


"Электричество вытесняет лошадь. Расстояние из Севастополя в Балаклаву вместо обычных двух с половиной часов будет покрыто трамваем за 50 минут. На будущее лето проснется наконец "спящая красавица" Балаклава и благодаря трамваю станет шумным пролетарским курортом", - писали местные газеты, предвкушая запуск линии.

Линия в Балаклаву пришла 7 ноября, официальное открытие состоялось через неделю. В этот день несколько трамвайных вагонов с красными флагами приехали из Севастополя в Балаклаву. "День 4-й годовщины взятия Крыма войдет в историческую летопись Севастополя как один из крупнейших моментов", - говорилось в отчете об открытии линии.

Регулярное движение одного вагона по Балаклавской линии открылось 2 мая 1925 года, 17 мая на линию был поставлен второй вагон - и они стали отправляться каждые полчаса. 26 июля были добавлены прицепные вагоны. Энергию трамвайной линии давала Балаклавская ветроэлектростанция. Эта ВЭС имела мощность 100 кВт и на тот момент была самой большой в Европе. Предполагалось, что трамвай сможет преодолевать расстояние от Балаклавы до Севастополя за 50 минут. На деле же он нередко шел гораздо дольше - потому что часто вставал на полпути из-за отсутствия тока. 

Предполагалось, что балаклавским трамваем ежедневно будут пользоваться не более 250 человек. На самом деле эта цифра подчас доходила до тысячи. Кроме пассажиров, перевозились еще и грузы: в Севастополь доставляли консервы, рыбу, бутовый камень и щебень. Приезжие составляли треть всех пассажиров, остальные были жителями Севастополя, Балаклавы и окрестных деревень. Вагоны постоянно ходили перегруженными (в праздничные дни в них набивалось до 100 человек), так что специальным приказом еще в 1925 году пришлось запретить пускать в моторный вагон более 50 человек, в прицепной - более 40.

С началом обороны Севастополя осенью 1941 года балаклавский трамвай перестал возить пассажиров и переключился на выполнение военных перевозок.


После освобождения города был составлен акт об ущербе, нанесенном немецкой оккупацией. В нем говорилось, что за время военных действий Балаклавская линия была полностью уничтожена на протяжении 12 км. Здание Балаклавской подстанции оказалось полностью разрушено. Общая сумма ущерба по трамвайной линии составила почти два миллиона рублей. Из-за отсутствия рельсов линия восстановлению не подлежала - и ее история на этом закончилась.

Комментариев нет:

Отправка комментария