суббота, 21 декабря 2019 г.

Москва: Проекту МЦД становится всё хуже - интервалы поползли вверх и на D1


Репутация проекта МЦД («Московские центральные диаметры») как надёжного транспортного сервиса, по стабильности сравнимого с метро, подвергается сомнению его генеральным исполнителем – АО «ЦППК» уже вторую неделю подряд. С 14 декабря 24-минутные «дыры» в расписании образовались по выходным дням на Подольско-Нахабинском диаметре (D2). С 21 декабря настала очередь терпеть дополнительные неудобства и пассажирам Одинцовско-Лобненской линии (D1).

D1: трехглавое чудо-юдо

Если на линии D2 с самого начала интервал движения был чётким понятным для пассажиров – с четырёх часов утра и до полуночи с обеих конечных станций электропоезда отправлялись каждые 12 минут, между которыми ещё могли вклиниваться электрички попутного направления, то на линии D1 с самого начала под эгидой МЦД курсировали электропоезда трёх разных маршрутов, и с заметно меньшей частотой.
  • «Чистый МЦД» Одинцово – Лобня. Отправление из Лобни с 5:03 до 0:03 каждые полчаса, а также в 0:48. Отправление из Одинцово с 5:11 до 0:41 каждые полчаса.
  • «Короткий МЦД» Москва (Белорусский вокзал) – Лобня с частью рейсов от / до Савёловского вокзала. Отправление каждые 30 минут от Белорусского вокзала с 7:00 до 0:30 (кроме 16:00 и 21:30 ежедневно, а также 18:30 по выходным дням – они, как и ежедневные рейсы в 6:06 и 6:36, начинают свой маршрут с Савёловского вокзала – в 16:01, 21:36 и 18:36 соответственно). Отправление из Лобни каждые 30 мин. с 5:53 до 0:23 (при этом рейсы в 17:23 по рабочим дням, а в 14:53, 20:23, 23:53 и 0:23 ежедневно следуют до Савёловского вокзала, как и дополнительный в 4:53).
  • «МЦД – Аэроэкспресс» Одинцово – аэропорт Шереметьево. Наиболее противоречивый маршрут проекта, вызванный необходимостью встроить шаттлы до аэропорта в стандарты МЦД. На участке Одинцово—Окружная им можно пользоваться как обычным поездом МЦД (при том, что проехаться за 38-45 руб. можно даже в бизнес-классе двухэтажного электропоезда ЭШ2), за исключением станции Тимирязевская, где «Аэроэкспрессы» не остановятся.
Затем «Аэроэкспрессы» «вспоминают» своё изначальное предназначение, и от Окружной до аэропорта следуют без остановок, пропуская девять остановок МЦД, но с общей, несоответствующей экспрессному статусу «МЦДшной» скоростью.
При этом плата за выход или вход на станции аэропорта Шереметьево осталась прежней – 500 руб. за разовую поездку. Отправление от станции Одинцово с 4:56 до 23:56 каждые 30 минут, из аэропорта Шереметьево – с 4:47 до 0:17 каждые 30 минут, а также в 0:42 до Белорусского вокзала.

Кроме того, в промежутках между этими рейсами продолжают курсировать электропоезда, следующие, как правило, в более дальние зоны (маршрутов типа Икша—Можайск, Дубна—Кубинка, Савёлово—Москва и т.д.).

Не вписавшиеся в формат МЦД другие экспрессы («РЭКС») сообщением Москва (Белорусский вокзал)—Одинцово продолжают отправляться от Белорусского вокзала с 6:06 до 10:06 и с 16:06 до 21:06 каждые полчаса, а также с 10:06 до 16:06 и с 21:06 до 23:06 каждые 60 мин. Из Одинцова отправление с 5:48 до 9:48 и с 16:48 до 20:48 каждые полчаса и каждый час с 9:48 до 16:48 и с 20:48 до 22:48. В пути поезда следуют с одной промежуточной остановкой Сколково (бывш. Инновационный центр), а стоимость проезда более чем втрое превышает тариф МЦД на это же расстояние — 138 руб. вместо 45.

Поезда — реже, интервалы — выше

С 21 декабря именно «чистый МЦД» впал в немилость ЦППК. В отсутствие резерва подвижного состава из-за просчёта проектировщиков МЦД, заказавших слишком короткие составы для пассажиропотока в часы «пик», электричкам пришлось выкраивать время для технического обслуживания в ущерб пассажирам. Необходимость проводить регламентное еженедельное техобслуживание поездам, находящимся «весь день на манеже», привела к сокращению рейсов по субботам и воскресеньям: составы будут по очереди загонять в депо.

Из расписания по выходным дням вычеркнуто сразу 18 пар поездов, или 45% всех рейсов «чистого МЦД» – отправлением в 5:03, 5:33, 7:33, 8:33, 9:03, 11:03, 12:03, 12:33, 14:33, 15:33, 16:03, 18:03, 19:03, 19:33, 21:33, 22:33, 23:03, 0:48 из Лобни и 5:41, 6:41, 7:11, 9:11, 10:11, 10:41, 12:41, 13:41, 14:11, 16:11, 17:11, 17:41, 19:41, 20:41, 21:11, 23:11, 0:11, 0:41 из Одинцова.

В отличии от секвестирования перевозок по линии D2, где рейсы «выдирались» из графика «через один», на D1 под сокращение попали и соседние рейсы полного маршрута. Последнее отправление D1 из Лобни по полному маршруту до Одинцова вместо 0:48 сместилось на 0:03, а из Одинцова по полному маршруту до Лобни – на 23:41 вместо 0:41.

При этом «короткий МЦД» Москва – Лобня завершает работу вечером чуть раньше «чистого МЦД», поэтому после 0:30 с Белорусского вокзала на север Москвы, в Долгопрудный и Лобню по выходным дням (ночи с субботы на воскресенье и с воскресенья на понедельник) уже не уехать: отменённые рейсы D1 позволяли совершать поездки от Тверской заставы в северном направлении в 0:50 и 1:20.

Выезд из Лобни в Москвы в эти же ночи вместо 0:48 можно теперь совершить максимум в 0:23, и при этом добраться лишь до Савёловского вокзала. Урезана также свобода передвижения пассажиров из центра Москвы на запад города и в Одинцово: последний поезд в «выходные» ночи в этом направлении теперь проходит Белорусский вокзал в 1:08 вместо 1:38.

Неравномернее стало движение поездов и в другие часы. Некоторые отмены поездов (например, отправлением в 7:33 и 8:33 из Лобни) компенсированы наличием в графике соседних поездов более длинных маршрутов в 7:28 и 7:38, а также 8:28 и 8:38. В то же время в течение рабочего дня помимо увеличения количества 25-30 минутных интервалов появились и совсем «антисоциальные» в 45 мин. (промежуток 4:38 – 5:23 отправлением из Лобни), 35 мин. (5:28 – 6:03), 50 мин. (8:38 – 9:28), и рекордные 90 мин. (22:03 – 23:33). В направлении из Одинцова сокращение оказалось более «гармоничным» – максимальные интервалы составили «всего лишь» 37 мин. (12:34 – 13:11), 33 мин. (13:46 – 14:19), 32 мин. (23:01 – 23:32).

По станции Тимирязевская, а также всем платформам участка Дегунино – Лобня, где не останавливается «МЦД-Аэроэкспресс», максимальный интервал ожидания первого попавшегося поезда в северном направлении в выходные дни вырос до 25 мин. (21:12 – 21:37 от Тимирязевской в сторону Лобни, 6:04 – 6:29 от Тимирязевской в сторону Белорусского вокзала, 23:34 – 23:59 от Тимирязевской в сторону Белорусского вокзала).

Что же касается использования МЦД именно как диаметра во внутригородском сообщении, то в сообщении от Окружной до Сетуни (совместный участок движения «Чистого МЦД» и «МЦД-Аэроэкспресса», где они следовали с общим тактовым интервалом 15 мин.) максимальный интервал движения с 15 мин. вырос до 20-30. В такие «дыры» от Окружной в сторону Сетуни можно теперь попасть в выходные дни в промежутках 5:20 – 5:50, 6:00 – 6:20, 9:20 – 9:50, 18:30 – 18:50, 19:50 – 20:10, 22:50 – 23:20, 23:20 – 23:50, от Сетуни в сторону Окружной – в промежутках 5:47 – 6:08, 6:43 – 7:08, 9:13 – 9:38, 12:45 – 13:08, 13:38 – 13:59, 14:08 – 14:30, 20:38 – 20:58. 21:15 – 21:38, 23:13 – 23:38.

Такая неравномерность движения мало вяжется с разрекламированным принципом «наземного метро». В Московском метрополитене любой интервал свыше 10 мин. уже является чем-то из ряда вон выходящим даже на самых малодеятельных линиях. А в часы «пик» на основных направлениях частота движения поездов достигает и вовсе 38-40 пар. (интервал 1,5 – 1,7 мин.).

К пассажирам решили «прислушаться»?

Из простых правил «тактового интервала» на МЦД появляется всё больше труднозапоминаемых исключений, мешающих пользоваться транспортом «как в метро», без оглядки на расписание движения.

При этом, ещё 8 декабря — до начала сокращения расписания на МЦД-1 (D1) и МЦД-2 (D2), Москва будет добиваться максимального выполнения графика движения поездов на маршрутах МЦД. При этом 20% опрошенных отметили важность максимально уменьшить интервалы поездов на МЦД-1 и МЦД-2. Видимо, чтобы упростить эту задачу, «лишние» поезда поспешили отменить. А «прислушаться» решили к остальным 80% пассажиров, которых существовавший график устраивал. Пока сокращения коснулись лишь выходных дней. Но позади только первый месяц работы диаметров.

Менее амбициозные и более честные проекты по приспособлению железных дорог для внутригородских перевозок продолжают реализовываться в Красноярске, Белгороде и Пензе. К радикальному эксперименту по замене железной дороги трамваем продолжают готовиться в Перми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий