Городской автобус Mercedes O 305 стандарта VÖV особо ничем не примечателен. Проект был разработан по единому западногерманскому стандарту и конструктивно машина являлась аналогом подобных разработок от ведущих европейских автобусных заводов. Разве что качество изготовления было типично "мерседесовским". Зато сочленённый вариант - Mercedes O305G был принципиально новой моделью, под стандартной внешностью которого скрывались прорывные технические решения, определившие компоновку автобусов ОБВ вплоть до наших дней.
После презентации на IAA прототип был сначала подвергнут эксплуатационным испытаниям, после чего в конструкцию были внесены многочисленные изменения.
Машина длиной 11 м. была запущена в серийное производство в конце 1968 года. В 1970 году появился вариант длиной 11,3 м., который имел двигатель увеличенной мощности.
С 1974 года подобное оформление передней части стало вариативно применяться и на модели O 305/O 305G. "Триста пятый" с такой передней часть был длиннее стандартного на 150 мм.
Далее небольшая техническая часть. Основные размеры, кузов и всё, что с ним связано.
Двигатель и его расположение |
Рабочее место водителя |
Салон и его элементы:
Когда в конце 60-х гг. начался выпуск автобусов стандарта VÖV, то общих рекомендаций к сочленённым машинам ещё не существовало. Каждый производитель "гармошек" сам решал, какими будут его машины. Распространённой была концепция с двигателем в базе тягача и приводом на вторую ось.
Осознав свой промах, педантичные немцы расширили и доработали типовую стандартизацию, распространив её и на сочленённые машины.
Однако стандартизировать получилось только внешний вид и номенклатуру агрегатов и запчастей, ибо компоновка не поменялась. Уровень пола по этой же причине оставался намного выше, чем у одиночных "стандартных" машин, где двигатель располагался сзади. Однако выбора не было и в города Германии стали поступать машины подобного типа. Это были MAN SG 192.
В 1975 году первый сочленённый автобус толкающей схемы был продемонстрирован руководству компаний ННА и Ассоциации общественного транспорта.
Несмотря на всю прогрессивность новой машины, она была воспринята неоднозначно. Были мнения, что такая сложная и дорогостоящая конструкция не заинтересует транспортные компании. Неизвестно, как бы сложилась концепция сочленённых машин, если бы руководство ННА не убедило концерн Daimler-Benz AG , что за такими автобусами будущее. Правами на новую систему стабилизации, названную KWS, владела сама ННА (в лице HHA Hamburg-Consult), но согласна была продать патент любому крупному производителю. В конце концов Daimler-Benz AG выкупил все права (патент Германии № 2420203) на новую систему, получив единоличную возможность производить сочленённые машины самой прогрессивной схемы.
Второй экземпляр машины, также собранный в FFG, был продемонстрирован в 1977 году. Он был изготовлен из двух отставленных от эксплуатации машин ННА с бортовыми номерами 1768 и 1769. Новая машина была названа Mercedes-Benz O 305G (G - gelenkbus, сочленённый автобус, нем.) Длина её составляла 17150 мм, что несколько необычно. До того момента сочленённые машины в Германии строились длиной 16500 мм либо 18000 мм. После этого, в 1978 году, Daimler-Benz AG начал производить сочлененные автобусы на собственном заводе. Концерн на долгие годы стал монополистом в производстве "гармошек" толкающей схемы.
Несмотря на всю прогрессивность новой машины, она была воспринята неоднозначно. Были мнения, что такая сложная и дорогостоящая конструкция не заинтересует транспортные компании. Неизвестно, как бы сложилась концепция сочленённых машин, если бы руководство ННА не убедило концерн Daimler-Benz AG , что за такими автобусами будущее. Правами на новую систему стабилизации, названную KWS, владела сама ННА (в лице HHA Hamburg-Consult), но согласна была продать патент любому крупному производителю. В конце концов Daimler-Benz AG выкупил все права (патент Германии № 2420203) на новую систему, получив единоличную возможность производить сочленённые машины самой прогрессивной схемы.
Второй экземпляр машины, также собранный в FFG, был продемонстрирован в 1977 году. Он был изготовлен из двух отставленных от эксплуатации машин ННА с бортовыми номерами 1768 и 1769. Новая машина была названа Mercedes-Benz O 305G (G - gelenkbus, сочленённый автобус, нем.) Длина её составляла 17150 мм, что несколько необычно. До того момента сочленённые машины в Германии строились длиной 16500 мм либо 18000 мм. После этого, в 1978 году, Daimler-Benz AG начал производить сочлененные автобусы на собственном заводе. Концерн на долгие годы стал монополистом в производстве "гармошек" толкающей схемы.
Машина сразу получилась исключительно удачной. Несмотря на высокую стоимость, ею заинтересовались многие транспортные компании в Германии, а также за её пределами.
Конструктивно автобус представлял собой тот же набор элементов, что и одиночный О 305. Новым был лишь узел сочленения.
Все остальные узлы и агрегаты располагались на штатных местах.
Салон тоже не отличался от "стандартных" машин.
- Тип кузова - несущий, сваренный из профилей квадратного сечения.
- Длина / Ширина / Высота, мм - 17150 (или 17300) / 2500 / 2941
- База, мм - 5600 + 6150
- Колея передних / средних и задних колес, мм - 2087 / 1800
- Дорожный просвет, мм - 245
- Передний/задний свесы, мм 2450 (2600) / 3000
- Минимальный радиус поворота, м - 21
- Снаряжённая/полная масса, кг - 12880/25300
- Нагрузка на переднюю / среднюю / заднюю ось, кг - 3390(6300) / 3080(10000) / 6410(11000)
- Общее количество мест/посадочных - 184/49 или 171 / 58 или 167/66
- Подвеска - пневматическая.
- Рулевой механизм - с гидроусилителем руля.
- Тормозная система - пневматическая барабанного типа с приводом на все колёса.
- Вентиляция - естественная через люки и форточки, принудительная - потолочные вентиляторы.
- Система отопления - жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя, независимый подогреватeль Webasto DBW-300/350.
- Двигатель - ОM 407 h, 6-цилиндровый, рядный, горизонтальный. Рабочий объем, л - 11,413. Мощность 177 кВт (241 л.с.) Максимальный крутящий момент 715 нМ. Или турбодизель ОM 407 hA мощностью 206 кВт (280 л.с.)
- КПП - 3-ступенчатая автоматическая W3D O80/2.2R или MB W3D 110/R или фирмы Voit.
Шпурбус-концепт с электроприводом.
Сам же "триста пятый" Мерседес прожил на редкость счастливую и долгую жизнь. Продержавшись на конвейере до 1988 года, он на год пережил "одиночного" собрата.
В Германии многие экземпляры закончили жизнь не по причине физического износа, а из-за морального "устаревания". Пришедший ему на смену 405G не являлся по настоящему инновационной машиной, а лишь сменил кузов на более современный. В большом количестве подержанные 305G отправлялись в Россию, где эксплуатировались ещё очень долго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий