пятница, 7 мая 2021 г.

Как ускорялось сообщение между Петербургом и Москвой, начиная от паровозов XIX века и до скоростного поезда "Сапсан"?


Практически идеальные геометрические показатели самой первой протяженной отечественной жд магистрали Петербург — Москва, близкое расположение её к столичным научным и административным центрам позволили сделать из неё уникальный скоростной полигон на тихоходной в целом российской "чугунке". Не зря стальную магистраль между Петербургом и Москвой железнодорожники называют "бархатный путь". Все отечественные рекорды скорости поездов были поставлены именно здесь — между Питером и Москвой.

Первый поезд под паровозом серии В №154 прошёл от Петербурга до Москвы 1–2 ноября 1851 года за 21 час 45 минут. Затем пассажирские поезда шли от Питера до Москвы 18 часов (товарные за 48 часов). Однако уже в 1853 году, всего через два года после открытия регулярного движения по магистрали, на ней был установлен один из мировых рекордов скорости хода: экспериментальный поезд прошел между столицами за 12 часов, из них находясь в движении 10 часов 40 минут.

Новый рекорд скорости был установлен 6 декабря 1913 года, когда опытный поезд под паровозом серии С - "Русский Прери" от Петербурга до Москвы был проведен за 7 часов 59 минут.


На ряде перегонов скорость, несмотря на сильную метель, достигала 125 км/ч, приближаясь к современным показателям. На смену паровозам серии С в 1925 году пришли знаменитые Су (Сормовские усиленные).


Появившийся 10 июня 1931 году знаменитый экспресс «Красная Стрела» находился в пути 9 часов 30 минут — лучший результат в регулярной эксплуатации для паровой тяги на этой магистрали. В 1932 году на магистрали появились шустрые пассажирские паровозы серии «ИС» (Иосиф Сталин) постройки Коломенского завода.


Замена в последующие годы Су на паровозы серии П36, которые превосходили их по мощности вдвое, позволяла увеличить не только скорости, но и вес поезда, а это значит и количество вагонов в его составе.


Массовый перевод железнодорожных линий на тягу тепловозами и электровозами привёл к отстранению паровозов П36 и переводу их на отдалённые либо менее загруженные железные дороги. Так уже в 1958 году паровозы перестали обслуживать пассажирские поезда на магистрали Москва — Ленинград. Появление пассажирских тепловозов ТЭ7, имевших конструкционную скорость 140 км/ч позволило запустить в обращение на магистраль фирменные дневные экспрессы.


Впоследствии названные «Авророй», которые проходили всю магистраль за 6 часов 20 минут.


В 1962 году дорога от Москвы до Ленинграда была электрифицирована на всем протяжении, что совпало с поступлением в СССР из Чехословакии первых электровозов серии ЧС2, имевших конструкционную скорость 160 км/ч.


После начала их эксплуатации на магистрали время хода «Авроры» достигло 4 часов 59 минут. Впоследствии были начаты экспериментальные поездки скоростного поезда «Русская Тройка», который находился в пути между столицами 4 часа 30 минут.


В 1984 году была начата регулярная эксплуатация электропоезда ЭР200. Время в пути составляло 4 часа 50 минут между Москвой и Ленинградом. В последующие годы, по мере реконструкции участков дороги, время в пути сокращалось.


Замысел высокоскоростного движения был окончательно реализован лишь в 2000 году, когда между Москвой и Петербургом начал курсировать «Невский экспресс» со скоростью 200 км/ч, во главе которого был запряжён мощный пассажирский двухсекционный электровоз серии ЧС200, имевший конструкционную скорость 220 км/ч.


Но и это оказался не предел российских железных дорог— с 2010 года пальму первенства заняли уже всем известные высокоскоростные электропоезда "Сапсан", способные развивать на отдельных участках магистрали С.Петербург-Москва скорость до 250 км/ч. Этот маршрут поезд проходит в среднем за 3 часа 50 минут.




Комментариев нет:

Отправить комментарий