Мир вокруг нас меняется очень быстро. Иной раз кажется, что новые тренды появляются и исчезают в одночасье. На самом деле ничто никуда не исчезает, происходит некое накопление, которое постепенно перерастает в качество или количество. Доказательством тому явилась презентация автобусов MAN и Neoplan, которую немецкий производитель провёл не абы где, а в Мюнхене на территории легендарного стадиона Allianz Arena. В канун выставки Busworld Europe, которая состоится в октябре 2019 года в Брюсселе, MAN Truck & Bus SE решила показать лучшее, что удалось сделать в автобусосторении на сегодняшний день.
Революция или эволюция
Автобусы MAN и Neoplan сегодня можно встретить на любом континенте Земли. Но изначально все транспортные средства немецкой компании проектируются для Европы, а посему в основе их создания лежит не только экономика, но и экология. Европейские города завтрашнего дня хотят получить в будущем транспорт без выбросов, и чтобы это осуществилось завтра, необходим выбор правильного курса сегодня. Немецкие бюргеры как ни странно решили пойти китайским революционным путём – от чадящих ДВС сразу к экологически чистым электромоторам. Отсюда миллионные дотации на разработки и бесплатные зарядные станции.
Но идеи, порождённые в кабинетах, – это одно, а опыт производителей транспортных средств – совсем другое. В компании MAN Truck & Bus совершенно чётко понимают, что переход хотя бы части парка на электромобили может вызвать целый ряд вопросов, и первый из них: есть ли будущее у аккумуляторных технологий?
Никто, в том числе и MAN, пока не может дать ответ на этот вопрос. Но двигаться в будущее нужно, и очень похоже, что в этой немецкой компании знают, каким путём следует идти. Чтобы реализовать своё видение, MAN разработала всеобъемлющую общую концепцию поэтапного перехода к экологически чистому транспорту. Комбинируя комплексные и индивидуальные решения по мобильности и надёжности транспортных средств, они проложили четырёхэтапный путь к идеальному транспорту будущего. По моим представлениям эта этапность выглядит так: от дизеля внутреннего сгорания на дизельном топливе к ДВС на газовом топливе, от газового двигателя внутреннего сгорания к гибридной схеме. И только потом полностью электрическое транспортное средство. Конечный этап – всё же электрический транспорт, а переход на новый вид топлива не мгновенный, он потребует 10–20 лет. В компании говорят: уже к 2030 году каждый второй городской автобус MAN будет полностью электрическим, но для того, чтобы достичь такого результата, начать нужно с 2020 года.
Но идеи, порождённые в кабинетах, – это одно, а опыт производителей транспортных средств – совсем другое. В компании MAN Truck & Bus совершенно чётко понимают, что переход хотя бы части парка на электромобили может вызвать целый ряд вопросов, и первый из них: есть ли будущее у аккумуляторных технологий?
Никто, в том числе и MAN, пока не может дать ответ на этот вопрос. Но двигаться в будущее нужно, и очень похоже, что в этой немецкой компании знают, каким путём следует идти. Чтобы реализовать своё видение, MAN разработала всеобъемлющую общую концепцию поэтапного перехода к экологически чистому транспорту. Комбинируя комплексные и индивидуальные решения по мобильности и надёжности транспортных средств, они проложили четырёхэтапный путь к идеальному транспорту будущего. По моим представлениям эта этапность выглядит так: от дизеля внутреннего сгорания на дизельном топливе к ДВС на газовом топливе, от газового двигателя внутреннего сгорания к гибридной схеме. И только потом полностью электрическое транспортное средство. Конечный этап – всё же электрический транспорт, а переход на новый вид топлива не мгновенный, он потребует 10–20 лет. В компании говорят: уже к 2030 году каждый второй городской автобус MAN будет полностью электрическим, но для того, чтобы достичь такого результата, начать нужно с 2020 года.
Может сложиться впечатление, что разработанная в MAN концепция предполагает постепенный отказ от одних видов топлива (менее экологичных и неперспективных) в угоду другим (более экологичным, а потому перспективным). На самом деле это не совсем так. Общественный транспорт на различных видах топлива может длительное время соседствовать, если, конечно, не будет законодательств на государственном уровне, запрещающих использование определённых видов топлива.
Сегодня всё больше говорят о вреде ДВС как таковом. Мол, даже с Euro 6 у двигателей не идеальный выхлоп. По мне, так это просто популистские заигрывания с народом. Мне вспомнился разговор с одним химиком, занимающимся топливом. Он говорил: «Требования Euro 6 очень жёсткие. Они дают качество выхлопа, которое безвредно для человека. Более глубокое очищение выхлопов возможно только на атомарном уровне с помощью каких-то дорогостоящих химических реакций. А фильтры и дожиг уже ничего не дадут». С этим доводом согласился и один из специалистов компании MAN, сказавший, что рано списывать дизельное топливо, на него возложено слишком много задач, которые просто некому будет выполнять. К тому же в Европе уже вовсю действуют экологические нормы Euro 6с и Euro 6d, они регулируют тайминг во время разогрева двигателя, пока транспортное средство не двигается.
Химик не упомянул ещё об одном способе снижения выхлопов – увеличении КПД двигателя. А вот конструкторы MAN об этом не забыли. Именно поэтому в их списке перспективных транспортных средств не последнее место занимают гибридные машины. О таких системах тоже говорят разное, мол, возрастает цена транспортного средства и малый КПД. А давайте посмотрим.
Принцип работы современного гибридного блока до безобразия прост. Он устанавливается между двигателем и коробкой передач. Это и электродвигатель, и генератор, и аккумулятор. Движение машины начинается с ДВС, но гибридный блок всегда помогает – на спусках и прямых участках он накапливает энергию, а на подъёмах и при старте – отдаёт. В результате, на дизельном ДВС экономия составляет 16%, это в то время, когда многие борются за 3–5%. Не забываем, что это и снижение выхлопов. Именно с таким двигателем был представлен городской двенадцатиметровый автобус MAN Lion’s City G. В городской среде, где большое количество остановок, гибридные машины наиболее полезны. Да такие машины дороже обычных, но по словам специалистов компании их окупаемость составляет всего 4 года. Помимо энергосберегающего блока рейсовые автобусы снабжают системами «старт-стоп».
Принцип работы современного гибридного блока до безобразия прост. Он устанавливается между двигателем и коробкой передач. Это и электродвигатель, и генератор, и аккумулятор. Движение машины начинается с ДВС, но гибридный блок всегда помогает – на спусках и прямых участках он накапливает энергию, а на подъёмах и при старте – отдаёт. В результате, на дизельном ДВС экономия составляет 16%, это в то время, когда многие борются за 3–5%. Не забываем, что это и снижение выхлопов. Именно с таким двигателем был представлен городской двенадцатиметровый автобус MAN Lion’s City G. В городской среде, где большое количество остановок, гибридные машины наиболее полезны. Да такие машины дороже обычных, но по словам специалистов компании их окупаемость составляет всего 4 года. Помимо энергосберегающего блока рейсовые автобусы снабжают системами «старт-стоп».
Говорили и о 19-метровом городском автобусе. Вернее, общая его длина составит 18,75 м. Стоит ли ради этого городить новый автобус? Видимо, стоит, ведь это ещё один ряд мест для сидения. Машину обещали обязательно показать на выставке Busworld в Брюсселе. Она будет представлена с новым дизельным двигателем D1556 LOH мощностью 360 л. с. (265 кВт) и гибридным блоком MAN EfficientHybrid. Новый автобус будет соответствовать экологическому стандарту выбросов Euro 6d, который вступит в силу в Германии с 1 сентября 2019 года.
Среди других экспонатов, которые предстанут взору посетителей на выставке Busworld будет электрический автобус MAN Lion’s City 12 E, рассчитанный на 35 мест. Его запустят в серию в апреле 2020 года. Выхода этой машины ждут многие, так как существует острый дефицит общественного транспорта на электротяге, а потому европейцы вынуждены обращаться к китайцам. К тому же технические характеристики у перспективного автобуса очень неплохие: ёмкость установленных батарей (480 кВт) обеспечивает гарантированный пробег 200 км, а при идеальных условиях даже 270 км и это с полным комплектом пассажиров. Салон электробуса достаточно скромный, но хорошо оптимизированный для перевозок, с большой накопительной площадкой у средней двери и местом для инвалидной коляски. Разумеется, транспортное средство совершенно тихое и абсолютно экологически безвредное.
Весь модельный ряд автобусов, представленных в Мюнхене, – это линейка перспективных машин 2020 года. Поэтому их характеристики если не восхищают, то по крайней мере вызывают уважение. MAN Lion’s Intercity теперь будет оснащаться двигателем D1556 LOH и 12-ступенчатой АКП MAN TipMatic Coach. Это хорошее решение для междугородных и школьных автобусных перевозок. В автобусе 53 места для пассажиров – это исключительная вместимость.
Поедет на выставку и рекордсмен по продажам MAN Lion’s Coach. Идёт волна спроса на этот автобус среди спортивных команд. В 2018 году компании удалось подготовить и продать 128 автобусов по спецзаказу. Они отличаются повышенным комфортом, изысканностью отделки, необычной раскраской. Посетителям на стенде будет представлена туристская модель Lion’s Coach C длиной 13 метров. В салоне этого флагмана 48 мест для сидения, есть подъёмная платформа и два места для инвалидных колясок. Двухосная машина имеет большое багажное отделение. Автобус оснащён двигателем D2676 LOH мощностью 470 л. с. (346 кВт) с максимальным крутящим моментом 2400 Нм. Двигатель агрегатируется с 12-ступенчатой АКП MAN TipMatic Coach.
Двухэтажная машина поставляется с OptiView, обеспечивающей круговой обзор для автобусов при помощи камер. С 2020 года система будет доступна для всех моделей NEOPLAN. Камеры с обеих сторон транспортного средства обеспечивают прекрасный обзор без слепых зон, а два дисплея в кабине легко настраиваются под предпочтения водителя. Таким образом, в прошлое уходят проблемы, связанные с ограничением видимости, запотеванием окон, грязью или солнечными бликами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий