суббота, 3 июля 2021 г.

Эр-Рияд: Троллейбус для короля


На земном шаре осталось не так много мест, куда трудно попасть. В транспортном отношении одним из таких была троллейбусная линия по территории Университета медицинских наук имени короля Сауда бин Абдулазиза в столице Саудовской Аравии – городе Эр-Рияде. Проедимся на троллейбусах и осмотрим парк по обслуживанию машин.

Туристская поблажка

Основная часть туризма в Саудовской Аравии по-прежнему включает религиозное паломничество. В декабре 2013 г. Саудовская Аравия впервые в своей истории объявила о намерении начать выдачу туристических виз. До осени 2019 г. получить визу иноземцам было по-прежнему трудно.


Фактически туристическая революция произошла лишь в ноябре, когда для оформления документов необходимы лишь деньги, билеты и Интернет. Электронную визу зимой 2019–2020 гг. я оформил за 5 минут. А уже за два дня до моего вылета в Саудовскую Аравию мир захлестнула паника, связанная с выплеском коронавируса COVID-19 во всех странах. Власти королевства моментально начали ограничивать въезд иностранцев. А те немногие туристы, которые сумели проехать в начале марта рассказывали мне о многочасовых переговорах с пограничниками и непонятных порядках пропуска. Несмотря на высокую вероятность получить отказ на въезд в страну, я решил лететь туда и попытаться проникнуть в Эр-Рияд.


Водитель троллейбуса на рабочем месте

Головки токоприёмников троллейбусов в Эр-Рияде

Подарок королю

Университет медицинских наук им. Короля Сауда бин Абдулазиза (KSAU-HS) официально основан в 2005 г. Главный кампус находится в Эр-Рияде с двумя дополнительными кампусами в городах Джидде и Аль-Ахса. В главном кампусе в Эр-Рияде расположены 7 колледжей: медицинский, стоматологический, фармацевтический, общественного здравоохранения и медицинской информатики, прикладных медико-санитарных наук, сестринского дела и колледж науки и здравоохранения.

Официальное открытие кампуса в Эр-Рияде состоялось 23 апреля 2013 г. Архитектурный ансамбль строений представляет собой микс современного и исламского зодчества. Корпуса и общежития окружены большой ландшафтной зоной, между которой проложен маршрут троллейбуса. Его длина 4 км, вдоль которых установлено 10 станций со специальными павильонами ожидания, где организованы комфортные условия ожидания транспорта. Трасса соединяет территории нового университетского кампуса и больничный комплекс с госпиталем. Въезд машин, а также проход людей на территорию университетского городка осуществляется через специальные посты. Троллейбусы с территории университета к больнице проезжают по эстакаде.

Вход на станцию со стороны улицы. Тут имеется карта с указанием номера станции, остановками и табло, где отображается время прибытия троллейбуса

Станция со стороны движения троллейбуса

Внутри станции

Генеральным подрядчиком строительства транспортного комплекса на территории университета правительством Саудовской Аравии по условиям тендера была назначена испанская компания SICE-Group. Электрооборудование по субподряду поставляла компания АВВ. Движение обеспечивают три подстанции, вырабатывающие напряжение в 750 В, однако на сегодняшний день оно понижается до 600 В.


Подвижной состав поставила немецкая компания Viseon Bus GmbH. Двенадцать сочленённых 18,6-метровых троллейбусов модели Viseon LT20 были доставлены в Эр-Рияд в ноябре 2011 г. Их пробный пуск состоялся 19 ноября 2012 г. Ещё один троллейбус Viseon LT20 VIP, тринадцатый по счёту, компания Viseon подарила университету. Специальная отделка салона, где установлены кожаные кресла, мониторы, столы для переговоров, мини-бар, а также другие опции, призванные обеспечить комфортную поездку высокопоставленным гостям.


На пути к цели

Проникнуть в Саудовскую Аравию оказалось не так просто. После длительных переговоров, досмотра и прохождения дополнительных процедур на границе, мне сначала предложили покинуть Королевство и вернуться обратно. И всё же удалось настоять на своём и продолжить путь к намеченной цели.


Кампус, линия троллейбуса и гараж по их обслуживанию находятся на востоке Эр-Рияда, куда не ходят городские рейсовые автобусы, а между этим районом и остальной частью столицы раскинулась бескрайняя жёлтая пустыня.


Поездка сюда возможна лишь на такси, водители которых с удивлением оглядывают пассажира и на всякий случай осведомляются о цели визита, так как в университете не учатся иностранцы, а в расположенной по соседству больнице могут лечиться только подданные королевства. Выйдя за несколько километров до университета, я принялся искать линию троллейбуса, которую вскоре обнаружил по знакомым толстым опорам и растяжкам.

Троллейбусный анклав

По выделенной полосе троллейбусы работают с интервалом 5 минут ежедневно, кроме пятницы и субботы, с 7:00 до 19:00. В дни мероприятий выпуск на маршрут составляет 8 машин, в обычные дни – 6. Проезд бесплатный. Время поездки с учётом остановок из одной точки в другую составляет 10 минут. Вход для мужчин во вторую дверь, для женщин в третью. Первая дверь предназначена только для водителя. Переход мужчин в женскую часть салона и наоборот не разрешён. Управляют троллейбусами исключительно граждане Филиппин. В Саудовской Аравии местные жители уже лет 30 не работают на такого рода работах, отдавая эту нишу приезжим в основном из стран с сунитским направлением ислама.


Никаких спецчастей на контактной сети в виде стрелок, пересечений и крестовин нет. Замкнутая линия имеет два круга, несколько «кривых» вдоль трассы и места для автоматической установки токоприёмников на провода при выезде из парка.

Троллейбусный парк, площадью 31 000 м2 расположен в 300 м к востоку от первой станции. Дорога к нему огорожена забором с колючей проволокой и двумя постами охраны. На территории парка имеется гаражное для хранения троллейбусов депо для текущего ремонта и мойки, а также вспомогательный корпус. От парка до маршрута троллейбусы идут на автономном ходу, работа которого осуществляется за счёт дизельного двигателя.

За прошедшие 7 лет с момента открытия этого троллейбусного хозяйства, сами машины, контактная сеть и условия работы транспорта по-прежнему отвечают самым высоким мировым стандартам. Подавляющему числу городов мира ещё недостижим уровень эр-риядского троллейбуса по комфорту и концепции обслуживания.


Комментариев нет:

Отправить комментарий