четверг, 23 октября 2014 г.

Транспорт Санкт-Петербурга

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Санкт-Петербург является вторым по величине городом России, его культурной столицей и одним из самых красивых городов мира. В нем проживает 4,6 миллиона человек. Петербург - самый северный в мире город, населенный более чем одним миллионом человек. Он также является крупнейшим городом Европы, не являющийся столицей. Петербург расположен в Северной Европе, на Северо-западе РФ, на берегу Финского залива Балтийского моря, в дельте впадающей в него реки Невы.

В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеется крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты, а также четвертый по пассажиропотоку аэропорт России ("Пулково"). Общественный транспорт в городе представлен автобусом, трамваем, троллейбусом, метро, маршрутным такси, такси, пригородными электропоездами.


Авиационный транспорт

Пассажирские авиационные перевозки из Санкт-Петербурга осуществляются через аэропорт "Пулково", расположенный на южной окраине города в 15 км от центра. К услугам пассажиров имеется два пассажирских терминала – "Пулково-1" (внутренние рейсы и рейсы в страны СНГ) и "Пулково-2" (международные рейсы). В 2008 году "Пулково" обслужил чуть более 7 миллионов пассажиров, что является четвертым результатом среди аэропортов России, после трех московских воздушных гаваней.

Днем рождения аэропорта считается 24 июня 1932 года. Именно в этот день был сдан в эксплуатацию первый объект комплекса - аэродром. От названия железнодорожной платформы, находившейся неподалеку, аэропорт получил название "Шоссейная". В 1973 году аэропорт был переименован в "Пулково". Международный терминал "Пулково-2" принял первых пассажиров 11 апреля 1986 года.

В 2006 году была разработана концепция развития аэропорта, нашедшая свое отражение в Генеральном плане развития аэропорта "Пулково" до 2025 года. Генплан предусматривает строительство нового пассажирского терминала, развитие прилегающей к нему инфраструктуры и комплексную модернизацию аэродрома.

Из аэропорта осуществляется большое количество внутренних и международных рейсов. Основным авиаперевозчиком является ГТК "Россия", для которой аэропорт является базовым и на долю которой приходится около половины всех рейсов. Примерно три четверти всех рейсов приходится на внутрироссийские, из которых половина - на Москву (в день между Москвой и Петербургом осуществляется 20-25 рейсов), рейсы в дальнее зарубежье совершаются практически исключительно в Европу.

Из аэропорта до города можно доехать, используя городской автобус, маршрутное такси или такси.

От терминала "Пулково-1" до станции метро "Московская" курсирует автобусный маршрут N39 с интервалом 20-30 минут с 6:30 до 23:30, время в пути - 15-20 минут. Также на этом маршруте работает маршрутное такси N39.

От терминала "Пулково-2" до этой же станции метро следуют автобусы N13 с интервалом 5-15 минут с 5:36 до 0:47. Время в пути - 15-20 минут. Кроме того, у услугам пассажиров маршрутные такси NN3 (до станции метро "Сенная"), 13 (до станции метро "Московская"), 113 (в район Купчино), 213 (до станции метро "Сенная"). Стоимость проезда на маршрутках – 24 рубля.

В ночное время между центром города (Владимирская площадь) и аэропортом курсирует специальный автобусный маршрут. Время отправления от Владимирской площади: 0:55, 2:00, 3:01, 4:06, 4:15. Отправление от аэровокзала "Пулково-1": 2:04, 3:09, 4:10, 5:15. Стоимость проезда такая же, как и на маршрутах городского общественного транспорта (с 1 января 2009 года – 18 рублей).

Стоимость проезда на такси до центра города составит не менее 500 рублей, а в ночное время тариф будет выше. Помимо официальных такси, в терминалах и у выходов свои услуги могут предлагать частники. Причем их тарифы зачастую отнюдь не ниже, чем у официальных такси.

Железнодорожный транспорт


В городе имеется пять пассажирских железнодорожных вокзалов: Балтийский, Витебский, Ладожский, Московский и Финляндский. Ранее также функционировал Варшавский вокзал, однако в 2001 году он был закрыт. На путях вокзала развернута экспозиция Музея железнодорожной техники, а в помещении вокзала находится торговый центр. Однако в ближайшем будущем музей планируется перевести в другое место. Экспозиция музея состоит из многочисленных тепловозов, электровозов, паровозов, пассажирских вагонов. Кроме того, представлен знаменитый скоростной поезд ЭР-200 и железнодорожный ракетный комплекс БЖРК 15П961.

Балтийский вокзал расположен на территории Адмиралтейского района. Он был построен для железной дороги от Петербурга до Петергофа. С 1853 по 1872 год вокзал назывался Петергофским. Современное здание вокзала построено в 1855-1858 годах архитектором А. И. Кракау. Движение поездов с вокзала открыто 21 июля 1857 года. Современное имя вокзал получил в 1872 году после открытия железнодорожного сообщения с Ревелем (ныне Таллин).


Балтийский вокзал. С вокзала отправляются электропоезда до станций Кингисепп, Ивангород, Петергоф, Ораниенбаум, Сосновый Бор, Гатчина, Луга.

Витебский вокзал до Революции носил имя Царскосельский вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Он является самым старым вокзалом в России. Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Современное здание вокзала построено в 1904 году. Рядом с вокзалом в 1955 году был построен наземный вестибюль станции метро "Пушкинская".

От вокзала отправляются поезда дальнего следования на Калининград, города Украины, Белоруссии, стран Балтии, осуществляются пригородные перевозки на Павловск, Оредеж, Вырицу, Гдов.

Ладожский вокзал является самым современным из пяти действующих вокзалов Петербурга и единственным вокзалом города со сквозным движением поездов. Расположен он в Красногвардейском районе города рядом со станцией метро "Ладожская".


Подготовка к строительству нового вокзала в Ленинграде началась еще в конце 80-х годов прошлого века, однако проект был законсервирован. Вокзальный комплекс в районе Малой Охты был построен в 2001-2003 годах и рассчитан на прием 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Вокзал построен по принципу "интеллектуального здания" и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы.

Ладожский вокзал обслуживает северное и восточное направления, поезда с него отправляются в Тюмень, Нижний Тагил, Пестово, Петрозаводск, Вологду, Мурманск, Воркуту, Котлас, Архангельск, Астану, Шарью, Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк и Костомукшу, Новосибирск, Барнаул. Также имеется ряд вагонов беспересадочного сообщения. Кроме того, на вокзале имеют остановку поезда сообщением Москва - Хельсинки и Москва - Мурманск.

Пригородные поезда следуют с этого вокзала до Волхова, Мги, Невдубстроя, Лодейного Поля и Будогощи, также осуществляется ускоренное движение до Бабаева.

Московский вокзал (до 1924 года – Николаевский) был построен в 1851 году в связи со строительством железной дороги Петербург – Москва. Он является "близнецом" Николаевскому вокзалу в Москве (ныне -Ленинградский вокзал). Рядом с вокзалом расположена станция метро "Площадь Восстания".


Московский вокзал занимает третье место в стране по объему пассажирских перевозок.

С вокзала отправляются поезда дальнего следования в Москву, на юг страны, в Баку, Волгоград, Крым, Казань, Самару, Уфу, Харьков и др. Пригородные перевозки на Кириши, Лодейное Поле, Волховстрой, Будогощь, Малую Вишеру, Бабаево, Великий Новгород.

Первое здание Финляндского вокзала было возведено в 1870 году для железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским. Вокзал расположен рядом со станцией метро "Площадь Ленина". На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин.

Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: здесь начиналась "Дорога жизни", и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришел первый поезд с продовольствием.

С Финляндского вокзала отправляются пригородные поезда в северо-западном и северо-восточном направлениях, а также поезда дальнего следования "Репин" и "Сибелиус" сообщением Санкт-Петербург - Хельсинки.

Билеты на поезда в Петербурге можно приобрести в кассах вокзалов, а на поезда дальнего следования также в Интернете и в многочисленных агентствах города.

Водный транспорт

Санкт-Петербург возводился Петром I в 1703 году как морской, портовый город. Требованием ко всем постройкам и районам города была максимальная доступность водным транспортом.


Акватория Санкт-Петербурга допускает круглогодичную навигацию. С конца ноября - начала декабря и до конца марта - начала апреля Невская губа в прибрежных районах покрыта льдом. В этот период движение судов обеспечивается с помощью ледоколов. На территории города находится несколько морских портов. Основным и старейшим из них является порт Санкт-Петербург.

Он расположен на островах дельты реки Нева, в Невской губе в восточной части Финского залива Балтийского моря. Большой порт Санкт-Петербург включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта.

Морской вокзал расположен в западной части Васильевского острова. С Морского вокзала регулярно отправляются паром Георг Отс в Калининград и паром Julia в Хельсинки. Здание вокзала в будущем планируется снести. На его месте построят новый вокзал с открытой прогулочной зоной, на которой появятся магазины и выставочные помещения.


На Васильевском острове на намывной территории в настоящий момент строится новый пассажирский терминал "Морской фасад". В сентябре 2008 года он принял первое круизное судно - лайнер Costa Cruises C.Mediterranea. В настоящий момент, заход судов в пассажирский порт Петербурга затруднен и поэтому туристы прибывают в торговый порт. Окончательный ввод в эксплуатацию "Морского фасада" должен помочь в решении этой проблемы.

Всего в 2008 году в Петербург на круизных лайнерах прибыло более 300 тыс. туристов.

Основная доля перевозок водным транспортом приходится на речные перевозки по Неве, связывающей город с Ладожским озером и являющейся конечным отрезком Волго-Балтийского водного пути. Навигация на Неве открывается в середине апреля и закрывается в октябре – ноябре.


В городе очень развито экскурсионное сообщение по рекам и каналам. Мест для посадки на многочисленные прогулочные суда в центре города достаточно много. В среднем, прогулка по каналам города и Неве длится 1 час. На всех прогулочных судах имеется экскурсовод, который с удовольствием рассказывает об истории города и зданиях, мимо которых проплывает теплоход. В сезон стоимость прогулки составляет около 500 рублей.

Кроме того, существуют маршруты исключительно по Неве, обычно от Благовещенского моста до Смольного собора. Его обслуживают теплоходы типа "Москва". На них нет экскурсовода и стоимость прогулки значительно меньше. Этот вариант подойдет тем, кто хочет просто насладиться прогулкой по красивой Неве.

От пристаней у Эрмитажа, Медного всадника и Кунсткамеры в Петергоф, Кронштадт, до крепости "Орешек" ходят быстроходные суда на подводных крыльях – "Метеоры".


На Неве расположен также речной вокзал, который находится в 10 минутах ходьбы от станции метро "Пролетарская". От вокзала можно отправится в круиз на трех- четырехпалубных теплоходах на острова Валаам, Кижи, в Петрозаводск, Москву, Ярославль, Кострому, Углич и др. Однако удовольствие это достаточно дорогое. К примеру, 7-дневный круиз в Москву в двухместной каюте будет стоить на человека не менее 13 тысяч рублей. Кроме того, от вокзала также курсируют теплоходы "Метеор", например, на Валаам.

Метрополитен

Метрополитен в северной столице появился в 1955 году. В настоящий момент в городе насчитывается 62 станции (по данным на 1 марта 2009 года) на пяти линиях. Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания: 55 из 62 станций - глубокого заложения (50-75 метров). По плану развития метрополитена, до 2020 года планируется ввод в эксплуатацию 70 км новых линий и 41 новой станции.


Самой длинной линией является вторая (Московско-Петроградская), длина ее составляет 30,1 км. Она же является и лидером по пассажиропотоку.

С 1 января 2009 года стоимость проезда в метро составляет 20 рублей. Для оплаты проезда необходимо приобрести в кассах жетоны или зарядить смарт-карту на определенное число поездок - минимум на 10. Помимо касс, купить жетоны и смарт-карты, а также пополнить баланс карт, можно при помощи специальных автоматов, которые расположены практически на каждой станции. В отличие от московского метро, на самой платформе можно купить свежую прессу в киоске, а в переходах с одной станции на другую расположено большое количество банкоматов, терминалов для оплаты различных услуг.

Интервалы движения на первой и второй линиях аналогичны московскому метро (80-90 секунд в часы "пик"). На трех остальных линиях интервалы движения в пик перевозок могут достигать 3-4 минут. Для знакомства с метрополитеном лучше выделить время не в часы "пик", так как в это время на многих станциях наблюдаются давки, а при входах на станции могут собираться очереди.


Фотосъемка в петербургском метрополитене запрещена даже при съемке на мобильный телефон. Поэтому, если захочется запечатлеть какую-либо станцию, лучше несколько раз осмотреться по сторонам, убедившись, что рядом нет работников метро или сотрудников милиции.

Автобус


Автобусное сообщение в Петербурге было открыто в 1907 году, однако во время Первой мировой войны оно было прекращено. Регулярное движение автобусов было восстановлено в 1926 году. Автобусные маршруты делятся на социальные (где действуют льготы) и коммерческие. До 2006 года подавляющее большинство социальных маршрутов обслуживало государственное предприятие "Пассажиравтотранс", а на коммерческих маршрутах работало большое количество перевозчиков различных форм собственности. В результате проведения в 2006 году конкурса на обслуживание автобусных маршрутов, у "Пассажиравтотранса" осталось лишь одна треть социальных маршрутов. Остальные маршруты стали обслуживать частные компании, крупнейшими из которых являются "Питеравто", "Третий парк" и "Петербургская транспортная компания".

По состояние на начало 2009 года в городе действует около 300 социальных городских маршрутов и около 350 коммерческих. В основном, на социальных маршрутах работают автобусы средней, большой или особо большой вместимости, а на коммерческих - малой или средней вместимости. В отличие от Москвы, где подавляющее большинство маршрутов связывают спальные районы с ближайшей станцией метро, в Петербурге достаточно маршрутов, которые следуют из отдаленных районов в центр города с приемлемыми интервалами движения.

Приобрести билет на проезд можно в специальных киосках, в кассах метро, а также в салоне автобуса у кондуктора или водителя. С 1 января 2009 года стоимость проезда по городу составляет 18 рублей.

Помимо городских маршрутов, в городе существуют также пригородные, междугородние и международные маршруты. Пригородных маршрутов, которые связывают Петербург с Ленинградской областью, насчитывается более 100. Кроме того, действует около 100 междугородных и международных маршрутов, большинство из которых отправляется от автобусного вокзала на набережной Обводного канала, 36.

С 2007 года действует автобусная станция "Северная" у станции метро "Девяткино", куда постепенно переводятся маршруты северного и восточного направлений.

Маршрутные такси


Маршрутные такси обеспечивают транспортное сообщение как внутри города, так и в пригородной зоне. По состоянию на начало 2009 года всего действует более 400 коммерческих маршрутов. В среднем, стоимость проезда на маршрутных такси по городу составляет 20-24 рубля. Стоит учитывать, что водители маршрутных такси очень часто нарушают правила дорожного движения, поэтому передвигаться на этом виде транспорта представляется не очень безопасным.

Троллейбус


Троллейбусное движение в Санкт-Петербурге было открыто 21 октября 1936 года. Перевозки осуществляются по 43 маршрутам. С 1 января 2009 года стоимость проезда в троллейбусе составляет 18 рублей. Проезд оплачивается кондуктору, а при его отсутствии - водителю. Маршруты работают в основном с 5:30 утра до 0:00. Стоимость проезда составляет 18 рублей. Троллейбусное и трамвайное хозяйство города находится под управлением ГУП "Горэлектротранс".

Трамвай


Трамвайное движение в Санкт-Петербурге было открыто 29 сентября 1907 года. К концу 80-х годов прошлого века трамвайная сеть города стала самой большой в мире и была включена в книгу рекордов Гиннесса. Однако в последние 10 лет благодаря старанию властей города трамвайное движение на многих магистралях было прекращено, а часть линий была демонтирована. Кроме того, были закрыты четыре трамвайных парков из десяти. В настоящий момент в городе имеется 38 маршрутов, а протяженность трамвайных путей – около 500 км.

Стоимость проезда также составляет 18 рублей и аналогична оплате проезда в муниципальном автобусе или троллейбусе.

В городе эксплуатируются исключительно трамваи местного производства. Среди них стоит выделить трамвай ЛВС-2005 с переменным уровнем пола. Кузов этого трамвая состоит из двух секций, связанных через узел сочленения. Это первый российский трамвай с пониженным уровнем пола. В настоящий момент в городе насчитывается более 20 трамваев ЛВС-2005.

По программе развития трамвайного движения в городе, к 2012 году трамвайная сеть и объемы перевозок должны будут вырасти на 30%, интервалы движения не должны будут превышать 10 минут.

Такси
В отличие от европейских городов такси в Петербурге развито слабо. Для вызова такси лучше позвонить в таксомоторную компанию самому или попросить это сделать сотрудников вашей гостиницы. Встретить на улице официальные машины такси можно только, пожалуй, в центре города, у вокзалов и возле крупных ночных клубов. Тариф проезда по городу составляет от 30 рублей за 1 километр, в ночное время тариф естественно выше. Однако если вам нужно как можно быстрее доехать из одного пункта города в другой, вы можете поймать на улице обычную машину. В этом случае договариваться о стоимости проезда вы будете исключительно с водителем.

Выделенные полосы

Пока столичные власти обещают организовать в Москве выделенные полосы для общественного транспорта, в Петербурге еще 15 октября 2007 года появилась первая выделенная полоса для движения общественного транспорта. Первые выделенные полосы появились на Большой Пушкарской улице и Большом проспекте Петроградской стороны. Полосы обозначены сплошной линией и особой разметкой. На этом городские власти не остановились и 17 ноября 2007 года на Лиговском проспекте впервые в России ввели в эксплуатацию совмещенную автобусно-трамвайную выделенную полосу. А в декабре 2008 года выделенная полоса для автобусов и троллейбусов была организована на главной улице города – Невском проспекте.

Личный транспорт

Серьезную проблему для жителей города представляют автомобильные пробки, которые хотя и не так критичны, как в Москве, но с каждым годом все больше осложняют уличную обстановку. Для решения этой проблемы предполагается реконструкция основных магистралей города, а также строительство Орловского тоннеля под Невой, Петербургской кольцевой автодороги (КАД) и Западного скоростного диаметра.

Парковка в центре города

Найти место для парковки автомобиля в центре города в выходные дни не так и сложно, но стоит учитывать, что после организации выделенной полосы для общественного транспорта на Невском проспекте, парковаться здесь запрещено. Однако в рабочее место, как и в Москве, найти подходящее место для стоянки своего железного коня не так и просто. При этом стоит обращать внимание на знаки запрещающие парковку, так как в городе работаю эвакуаторы. Еще стоит обратить внимание, что в отличие от европейских городов, платных муниципальных парковок в городе нет.

Движение в городе более спокойное, чем в Москве, поэтому вы редко, когда услышите звуки клаксонов автомобилей и меньше будете сталкиваться с хамством на дороге со стороны других участников дорожного движения. Местные автоинспекторы также более снисходительные, чем в Москве.

Итог

Несмотря на многочисленные транспортные проблемы, организация работы общественного транспорта в городе выглядит лучше, чем в Москве, хотя интервалы движения несколько выше, а подвижной состав более устаревший, чем в столице России. Если все намеченные планы городских властей по развитию общественного транспорта будут воплощены в жизнь, то Санкт-Петербург станет еще более удобным городом с точки зрения транспортного сообщения.