суббота, 15 ноября 2014 г.

Москва: Как выбирали дизайн новых станций метро


Московские власти 14 ноября 2014 года подвели итоги международного открытого конкурса на оформление станций метро "Солнцево" и "Ново-Переделкино": разработкой дизайна станций, которые появятся в 2017 году, займутся российское бюро Nefa Architects и латвийское архитектурное бюро United Riga Architects.

Это первый в новейшей истории московской подземки конкурс подобной величины - прислали свои заявки около 600 архитектурных студий из России и из-за рубежа.

"Впервые с 50-60 годов прошлого века мы вернулись к тому, что на вновь строящихся станций метро стали проводить конкурсы", - прокомментировал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Конкурс на оформление станций стартовал 23 июня и проходил в два этапа. В финальную часть вышли 10 заявок, по пять на каждую станцию.

Ноу-хау сегодняшнего конкурса - привлечение к голосованию москвичей. Именно они, по словам Хуснуллина, и предопределили судьбу станции "Ново-Переделкино".

Проект концепции "Солнцево" выбрали без особых проблем, рассказывают участники обсуждения, тогда как с дизайном станции "Ново-Переделкино" однозначного решения у жюри не было.

Как рассказали bbcrussian.com в пресс-службе Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, жюри не смогло определиться с победителем "Ново-Переделкино" и председатель жюри назначил победителем именно того, за кого отдали свои голоса граждане на народном голосовании.

Деревня и солнце


"Проект Солнцево был выбрал большим количеством голосов, - рассказывает один из членов жюри, соучредитель "Дизайн-лектория", критик и преподаватель Ольга Косырева. - У проекта есть много сильных сторон - он вполне зрелищиный, в достаточной степени оригинальный и вполне реализуемый".

"Соотношение между новизной проекта и его реализуемостью было сочтено оптимальным", - говорит критик.

Архитекторы из московской студии Nefa Architects обыграли в своей концепции название станции и историческую принадлежность места.

"Нам очень повезло работать именно над проектом станции "Солнцево", потому что солнечный свет это основной материал для архитектуры. Мы сразу стали думать о том, что мы будем строить образ на солнечном свете. Трудность как раз состояла в том, чтобы запустить солнечный свет под землю", - рассказывает главный архитектор Nefa Architects Nefaresearch Дмитрий Овчаров.

Тема солнца, солнечных зайчиков и солнечных брызг реализуется с помощью светящихся отверстий в стенах и потолке на платформе и наружном павильоне.

Входом в метро, выполненном в виде деревенской избы или деревенского сарая, архитекторы напоминают, что в прошлом веке название Солнцево было дано дачному поселку.


"Дачные домики - это такой архетип с двускатной кровлей, некий символ дома, человеческой постройки", - объясняет Дмитрий Овчаров, который предлагает выполнить станцию в минималистском духе.

"Сначала мы решили, что у нас будут наружные павильоны с хаотичной перфорацией, тем самым будет достигнут эффект солнечных зайчиков, такой же прием, но уже с искусственым, отраженным светом, было решено использовать и на платформе", - добавляет он.

Противоречивый выбор


Жюри другого конкурса разошлось во мнении по поводу лучшего дизайна для станции "Ново-Переделкино", и окончательное слово было за "народным" выбором.

К проекту латвийского бюро United Riga Architects, отсылающего к мотивам убранства теремов и палат, у членов жюри были претензии. Некоторым участникам жюри показалось, что проект был чересчур китчевым, а архитекторы не имели цельной художественной концепции. Некоторые посчитали, что латвийское бюро представило шутливый и несерьезный проект.

С другой стороны за проект латвийских архитекторов отдали свои голоса 34,2% участников электронного референдума.

"Мы очень рады что более 300 тысяч москвичей участвовало в голосовании и признало нашу работу лучшей", - прокомментировал главный архитектор United Riga Architects Евгений Леонов.

"В нашей работе мы пытались использовать исконно московские мотивы и трансформировать эти мотивы с помощью современных материалов и современных технологий. В результате у нас получился яркий современный дизайн", - сказал bbcrussian.com главный архитектор.

Для United Riga Architects подземный терем станет первым масштабным проектом в Москве.

Чистый дизайн


Архитекторам, участвовавшим в конкурсе, предлагалось создать дизайн станций метро "Солнцево" и "Ново-Переделкино", строительство которых завершится к 2017 году. К проектированию самих станций они отношения не имели.

Отраслевые специалисты сдержанно отнеслись к результатам конкурса. Эксперты ожидали большего от участников, хотя и признаются, что конкурсанты изначально были поставлены в достаточно жесткие рамки.

В условиях конкурса кроются и его недостатки, признают члены жюри.

"Архитектура метро - это несколько больше, чем дизайн. Архитекторы не участвовали в создании пространства, некоего нового подземного мира. Они просто облицовывали то, что им уже было дано. Мы сами поставили конкурсантов в условия чистого дизайна", - сокрушается член жюри, главный архитектор ОАО "Мосинжпроект" Александр Вигдоров, отмечающий тем не менее серьезную работу конкурсантов.

Условием участия в конкурсе было обязательство довести проект до реализации.

Дизайн-критик Ольга Косырева признает, что окончательный вид станции может отличаться от представленного на суд жюри проекта.

"Конечно, это же не окончательный проект, а проектное предложение, какие-то изменения возможны. И потом, не надо обольщаться, 3D-визуализация, рендеры никогда не выглядят в жизни, как будут выглядеть реальные помещения", - говорит Косырева.

Архитектор Nefa Architects говорит, что ему знакома эта проблема.

"Процесс реализации всегда сложный, конечно есть тендеции упрощения, удешевления решений. Мы с этим сражаемся уже 20 лет. Понимаем, что будет долгий и сложный путь, и надеемся, что итог будет максимально похожим на проект", - говорит Дмитрий Овчаров.

Некоторые эксперты сожалеют, что окончательное решение конкурса фактически отдали на откуп обычным обывателям, участвовавшим в электронном голосовании.

"Участники народного голосования не в состоянии сделать поправку на ту разницу, которая существует между 3D-картинкой и реальной картинкой", - считает главный архитектор "Метрогипротранс" (ведомства, проектирующего метро) Николай Шумаков, считающий, что итоговое решение должны принимать профессионалы.

Польза конкурсов


Эксперты, пусть и с определенными оговорками, но довольны результатами и в целом относятся к проведению подобных конкурсов в будущем с энтузиазмом.

Арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров считает, что в идеале вообще все крупные проекты должны выбираться профессиональным жюри.

Критериев, по его словам, должно быть много: это функциональность, художественная выразительность, уместность. "Также важны: простота реализации, бюджет и много других факторов, включая простоту очистки и ремонта", - сказал Кагаров.

"Сам факт того что проводился конкурс метро - это крайне положительный факт для Москвы. Метро - это московский символ, хотелось сделать так, чтобы какая-то из новых станций была реализована архитектурно на том уровне, на котором были сделаны старые станции. В условиях конкурса было четко сформулировано, что новый проект не должен быть отсылкой к образам старого метро, нужно было попытаться сказать новое слово, сделать станцию, созвучную современным подходам, тенденциям в архитектуре", - говорит критик Ольга Косырева.


Шумаков более сдержан в оценках результатов конкурса и признается, что ожидал большего, но считает, что время потрачено не зря.

"К сожалению, качественного рывка в проектах второй тур не принес, несмотря на консультации. В результате мы имеем проекты среднего уровня", - говорит Шумаков.

Он объясняет это тем, что самые яркие проекты, представленные на суд жюри, были нереализуемы с технической точки зрения.

По словам членов жюри, они пытались уловить в проектах тонкую грань между художественной ценностью и степенью реализуемости на практике.

Эксперты вынуждены были в том числе поэтому отклонить один из самых зрелищных проектов дизайна "Ново-Переделкино" - концепцию российских архитекторов FAS(t), где они взяли за основу идею "леса под землей".

"Проект был безусловным лидером среди всех десяти проектов, вышедших во второй этап конкурса. Он аболютно уникальный и все члены жюри сошлись во мнении, что если бы он был реализован в Москве, это было бы событием мирового масштаба в архитектуре", - говорит Ольга Косырева, объсняя, что на данном этапе подобный интерьер уже не получилось бы реализовать.

По ее словам, члены жюри вынесли свое специальное мнение относительно проекта бюро FAS(t) и порекомендовали привлечь эту архитектурную команду к проектированию метро и дать им возможность реализовать эту идею в какой-то из только проектируемых станций.