суббота, 27 декабря 2014 г.

Москва: IV Урбанистический форум


В Москве 11–14 декабря состоялся IV Урбанистический форум. В рамках второго дня, посвященного московской повестке, мэр столицы Сергей Собянин, по сути, отчитался о своем четырехлетнем руководстве городом, а также рассказал горожанам о приоритетах развития мегаполиса на ближайшие годы. На будущее мэр дал умеренно оптимистичный прогноз: кризис – это новые возможности для города, и заморозка проектов Москве не грозит. Планом на будущее градоначальник назвал переход от политики количественных улучшений к политике качественного совершенствования городской среды.

Сергей Собянин позитивно оценил результаты работы своей команды, особенно отметив следующие достижения:

1) переход к более взвешенной градостроительной политике. Например, отход от точечной застройки центра, переход к комплексному планированию новых зон застройки, освоение промышленных территорий;

2) создание качественных общественных зон отдыха, в короткие сроки полюбившихся горожанам;

3) изменение психологии жителей мегаполиса в отношении транспорта. Большинство жителей, по словам мэра, поддерживают текущие действия власти;

4) создание инфраструктуры по поддержанию обратной связи между горожанами и властью, внедрение электронных услуг.

Мэр назвал приоритетом своей дальнейшей работы совершенствование по каждому из указанных направлений (политика качественного улучшения), а также выделил ряд новых задач и вызовов.

Первоочередная задача – работа с Новой Москвой. Это будет пример комплексного освоения территорий, общий объем застройки – 100 млн кв. м. Новая Москва в отличие от старых спальных районов сразу получит всю необходимую социальную инфраструктуру.

Городская среда со знаком качества

Много было сказано мэром на любимую тему урбанистов – развитие общественных пространств и повышение качества городской среды. В 2015 году в городе будет запущена программа «Моя улица» по улучшению пешеходных качеств города. Важный мегапроект – освоение прибрежных территорий Москвы-реки. Как раз к форуму были подведены итоги конкурса на лучшую концепцию развития ее набережных. Общая протяженность береговой полосы реки – около 200 км, проект обещает быть масштабным и интересным. Необходимость развития прибрежных территорий назрела давно, и наличие реки – это сильный козырь города, но сейчас территория, прилегающая к Москве-реке, слабо освоена и зачастую упрятана за неприглядные заборы. При этом интерес горожан к уже обновленным набережным (например, у парка «Музеон») показывает важность этого проекта.

Завершенные проекты по созданию общественных пространств уже получили высокую оценку гостей форума – как отечественных, так и иностранных экспертов. Например, министр открытого правительства Михаил Абызов оказался любителем пробежек по городу и рассказал, что в рамках своих еженедельных 20 км любит звонить Сергею Собянину или Сергею Капкову (руководитель столичного Департамента культуры), чтобы похвалить новый сквер или пожаловаться на замеченные недоделки.

Для москвичей, которые пока не обзавелись телефонами мэра и его заместителей, город разработал целую линейку городских приложений, в которых можно поучаствовать в принятии решений о развитии города («Активный гражданин»), а также указать на существующие проблемы («Наш город»). Для желающих более подробно ознакомиться с этими приложениями была организована отдельная выставка, по которой проводила экскурсии заместитель мэра Анастасия Ракова. За год аудитория «Активного гражданина» выросла с нескольких сотен до 800 тыс. пользователей, на обсуждение было вынесено 250 вопросов, из них 55 – в рамках общегородских референдумов. У приложения приятный и простой интерфейс, за участие в опросах начисляются бонусные баллы, которые можно менять на билеты в театры и кино, а также засчитывать в качестве оплаты за парковки. При более активной раскрутке это удобное приложение наверняка привлечет еще больше пользователей.

Горожан хотят привлечь в общественный транспорт

Транспортная политика в городе в перспективе будет нацелена на развитие общественного транспорта, повышение его комфортности. Как сообщил заместитель мэра, глава Департамента транспорта Максим Ликсутов, к 2020 году поставлена цель увеличить вместимость общественного транспорта на треть. Привлекательность общественных видов транспорта будет повышена в том числе за счет введения новых мощностей метро (в том числе нового пересадочного контура), повышения скорости наземного транспорта, ускорения процедур покупки билетов. В адрес Департамента транспорта прозвучало много критики, например, за то, что город сначала жестко и неуклонно пошел по пути создания препятствий автовладельцам и только теперь в полной мере займется повышением качества системы общественного транспорта.

Еще один мегапроект по развитию транспортной системы – ТПУ – транспортные пересадочные узлы между различными видами транспорта (железная дорога, метро, автобусы и т.д.). Их будет более 250. Каждый из ТПУ – отдельный урбанистический объект, он будет включать сопутствующую социальную инфраструктуру, торговые точки. Стоит отметить, что уже сейчас эти проекты вызывают панические опасения у жителей, чьи дома расположены вблизи потенциальных ТПУ. Вероятно, программы по взаимодействию власти и горожан окажутся здесь особенно кстати, и решения не будут приниматься без открытых общественных слушаний.

Многих удивило, что в речи мэра не нашлось места теме экологической обстановки в городе. Между тем еще буквально несколько недель назад Москва дышала гарью непонятного происхождения, и завеса тайны над этим событием так и не исчезла. Сфера обращения с отходами, доверенная в прошлом году на конкурсах частным операторам, по сути, лишь ушла в тень – новых утилизирующих мощностей в городе или области не создается, а привычные полигоны закрываются или вот-вот переполнятся.

В качестве основных драйверов развития города мэр отметил инновационные и современные производства. Им будет уделено особое внимание и будет оказана всяческая поддержка. Отдельную гордость вызывает сфера IT, в которой Москва лидирует среди других городов России, а по объемам интернет-трафика российская столица – четвертая в мире.

Кризис мэра не пугает – он позволит оздоровить раздутый рынок коммерческой недвижимости и не угрожает реализации проектов развития. Отдельно Собянин отметил, что Москва утратила имидж дорогого города. Главный ресурс Москвы – активные и целеустремленные люди. Именно этот ресурс позволит Москве развиваться даже в непростые кризисные времена.

Форум послужил отличной площадкой для демонстрации мэрией объективных успехов своей работы. К сожалению, обратная связь с другими участниками форума, его посетителями не была отлажена в должной мере. Лишь на нескольких сессиях была возможность диалога докладчиков и слушателей. Среди выступавших не было замечено известных российских блогеров, интересующихся урбанистикой.

За альтернативное видение на форуме отвечал архитектурный критик Григорий Ревзин, выступивший с ярким докладом об отсутствии в последние годы знаковых архитектурных проектов. Отдельной критике были подвергнуты городские конкурсы (парк «Зарядье», Концепция развития набережных и др.). Ревзин отметил, что результат реализации проектов победителей скорее всего будет далек от представленных ими проектов из-за особенностей процедур бюрократических согласований.

IV Московский урбанистический форум в целом оказался большой и интересной площадкой, сомасштабной проблемам, которые предстоит решать столице в ближайшее время.