суббота, 24 января 2015 г.

Москва: Прошлое и будущее трамвайного депо имени Апакова

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Четвертого августа (по новому стилю) 1909 года на улице Шаболовка был открыт Замоскворецкий трамвайный парк, построенный по проекту лучшего русского инженера того времени — Владимира Шухова (его знаменитая башня на Шаболовке была построена несколько позже). Парк стал первым в городе, где помимо вагонного сарая на 200 вагонов располагались мастерские отделов пути, кабельной и контактной сети; 21 из 22 путей вагонного сарая был оборудован смотровой ямой — в общем, для того времени это был передовой трамвайный чудо-парк, из которого на линию выходило 72 моторных вагона и 25 прицепных вагонов.


Все постройки 1909 года сохранились, хотя некоторые, как, например, котельная, несколько переоборудовали. Так что депо считается памятником промышленной архитектуры.


В 1917 году вагоновожатый Петр Апаков был организатором и руководителем партийной ячейки парка — по его инициативе в октябрьских уличных боях использовали бронированные трамвайные вагоны. В 1921-м Апаков погибает на подавлении крестьянских бунтов в Саратовской губернии, и через два года Замоскворецкому парку присваивают его имя. С 1932 года все трамвайные парки стали именоваться депо.


Книжка одного из сотрудников депо за 1911 год. Сегодня это бы назвали коллективным договором. В ней прописаны все права и обязанности сотрудника: размер оплаты труда, размеры штрафов, перечисление всего, чем обеспечивается работник во время службы.


Инструмент, который изготовлялся в мастерской при парке. На базе депо было открыто фабрично-заводское училище (предтеча современных ПТУ), где юные мастера в течение трех лет изучали слесарное и токарное дело. Большинство выпускников оставались работать в депо, занимаясь обслуживанием подвижного состава.


Чешский однофарный вагон «Татра-2» — первый образец иностранного трамвая, прибывший в Советский Союз для испытания в московских условиях. На линию они были запущены в 1959 году. Именно в депо им. Апакова находилась главная в стране испытательная база для всех новинок трамвайной промышленности.


Дореволюционный неотапливаемый деревянный вагон «Ф» (фонарный). Дверей в нем не было, водитель мог работать только стоя. Подобные модели бегали по городу со скоростью 40 км/ч вплоть до войны. Большинство раритетных вагонов, в том числе знаменитая конка, находятся сейчас в Музее пассажирского транспорта.


Первые чешские вагоны стали приходить с наклейкой, где цифры на борту были объемные, но эта практика не получила широкого распространения и сегодня на трамваях номер вагона пишут через трафарет. В отличие от троллейбусов, где первая цифра указывает на номер парка, в трамвайных депо другая история: первая цифра — единица — указывает на алфавит. Так, единица означает «А» — Апаковское депо, двойка — Бауманское депо и т.д.


Диспетчер — главное лицо парка, занимается выпуском подвижного состава и его контролем на линии в течение суток. Работа диспетчера начинается в пятом часу — в 4.16 первый трамвай выходит на линию — и заканчивается около двух часов ночи. Последний вагон заходит в депо в 1.30.


Историческая справочная установка. В ней содержится вся информационная документация для водителя. Расписаны инструкции, правила дорожного движения, инструкция по перевозке, правила эксплуатации в условиях снежной зимы. Порядка 20 лет уже не эксплуатируется.


Для удобства водителей отдел безопасности движения обозначил на карте маршрутов самые опасные места в дороге. В этих местах происходит больше всего столкновений или аварийных ситуаций.


Небольшой музей при депо, в котором через стекло можно полюбоваться на памятные грамоты, документы, фотографии и главный экспонат — дореволюционный гудок, сообщавший рабочим об обеде с момента основания парка.


Материально-технический склад для ремонтной зоны. «Доисторические» гиревые весы используют для взвешивания различных деталей, гвоздей, гаек.


Стела — памятник апаковцам, ушедшим на войну и не вернувшимся с нее. За годы войны погибли примерно 700 сотрудников депо — треть от общего числа работников.


Рабочая столовая, которая обслуживает сотрудников парка. В меню — классика советского периода: от творожной запеканки до бефстроганова. Отсюда же обеды поставляют на конечные станции трамваев, где водители могут перекусить. Особой популярностью столовая пользуется у местных полицейских — в нее вообще может попасть любой, кто напишет письмо или ходатайство на имя руководителя. Для них выписывают особые пропуска.


Маршрут «А». Старейший и самый знаменитый городской маршрут: впервые появился в 1911 году. Изначально трамвай ходил по Бульварному кольцу. За сто лет маршрут был неоднократно перестроен и сокращен. С декабря 1991-го по 1997 год вообще был закрыт. Открыли маршрут «А» специально к празднованию 850-летия Москвы. На маршруте работают чешские вагоны Т-3. Несмотря на несколько несовременный вид, все вагоны недавно переоборудованы.

оригинал