среда, 4 марта 2015 г.

Европейские железные дороги: Дневные поезда

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Все дневные поезда имеют только сидячие места. Обычно вагон дневного поезда похож на салон самолета, хотя бывает и разделен на купе или отсеки.

При самом общем взгляде можно выделить четыре типа поездов: пригородные, региональные, скорые и высокоскоростные. Практически во всех странах они делятся еще на несколько подтипов.

Пригородные поезда

Называются в каждой стране по-разному: S-Bahn (S) в немецкоязычных странах,Metropolitano (M) - в Италии, Cercanias - в Испании, S-Tog (S) в Дании, RER - в Париже, и т.д. В большинстве своем это электрички, иногда двухэтажные, хотя кое-где пригородный поезд может представать и в виде локомотива с вагонами, и в виде городского трамвая. Пригородные поезда служат связующим звеном между городским транспортом и железной дорогой. Как правило, обслуживают пригороды больших городов, но могут ходить и в соседние города. Частые остановки внутри города превращают электрички в самый быстрый вид городского транспорта. В центре городов нередко уходят под землю, образуя единую систему с городским метрополитеном. Тарифная система электричек обычно увязана с тарифами городского транспорта данного города, но действительны и обычные железнодорожные билеты. В нескольких европейских столицах электрички целиком принадлежат системе городского транспорта, и железнодорожные билеты в них не действительны. В ряде крупных городов электрички ходят также и ночью.

Региональные поезда

Обычно называются Regio или Regional (R, RB). Но в Нидерландах - Stoptrein, в Чехии и Словакии - Osobni (Os), на Балканах - Putnicki, и так далее. Кроме того, есть множество локальных названий, обычно связанных с особенностями или названием местности. Ходят практически по всем линиям, но продолжительность рейса обычно не превышает двух-трех часов. Останавливаются практически в каждом населенном пункте, а в больших городах по несколько раз. Внутри обычно похожи на электрички. 

Во многих странах существуют также региональные экспрессы RegioExpress (RE, IRE, RX, TER). В Австрии они называются Eilzug (E), в Чехии и Словакии - Spesny (Sp), в Италии -Diretto и так далее. От обычных региональных поездов отличаются числом остановок, которых делают в несколько раз меньше. В больших городах останавливаются только на главных вокзалах.

Скорые поезда

Называются везде по-разному. Schnellzug (D) в немецкоязычных странах, Sneltrein в Нидерландах, Rychlik (R) в Чехии и Словакии, Diurno в Испании, Rapido в Португалии, а в некоторых странах просто Express. Кроме того, в большинстве стран Западной Европы существует сеть межрегиональных скорых поездов InterRegio (IR). Все эти поезда останавливаются только в крупных и средних городах, могут пересекать всю страну и даже несколько стран. Салон может быть поделен на купе по шесть-восемь мест. Обычно скорые поезда имеют в своем составе вагон-ресторан или буфет. 

Особняком стоят так называемые качественные скорые поезда - InterCity (IC) и EuroCity(EC). Это высшая по скорости и комфорту категория скорых поездов. Обычно поезда ЕС являются международными, а поезда IC - внутренними, хотя бывают и исключения. 

Требования к международным поездам EuroCity включают обязательное следование на максимальной разрешенной на данном участке скорости, среднюю скорость не ниже 90 км/ч (считая и остановки), остановки не длиннее трех минут, и прочее. Требования к поездам InterCity в каждой стране свои, но от международных они мало отличаются. 

В странах Восточной и Южной Европы, а также в Финляндии и Германии за использование поездов IC и EC нужно доплачивать дополнительно к основному тарифу. Некоторые страны вводят свои разновидности качественных поездов - например, SuperCity (SC) в Чехии,InterNord (IN) - в Норвегии, InterCityRapid - в Венгрии, InterCityExpres - в Румынии.

Высокоскоростные поезда

Как правило, это комфортабельные ракетовидные экспрессы, достигающие скоростей в 200-300 километров в час. Вернее, способные достигать таких скоростей. Ибо значительная часть маршрутов скоростников пока проходит по трассам, не приспособленным для скоростного движения. На этих участках их скорость не превышает скорость обычных скорых поездов. Выбирая для поездки скоростник, проверьте по расписанию, действительно ли вы выиграете во времени по сравнению с другими поездами. Скоростники обычно стоят несколько дороже обычных поездов. Они часто оборудованы телевизорами, телефонами, розетками для ноутбуков, аудиосистемами и тому подобными приспособлениями. 

Многие типы этих экспрессов развились в мощные национальные системы, охватывающие большинство внутренних магистральных линий. К ним относятся:
  • TGV (Франция) 
  • InterCityExpress (ICE, Германия) 
  • Eurostar Italia (ES, Италия) 
  • High Speed Train (HST, Великобритания) 
  • X2000 (X2, Швеция) 
  • Signatur (Норвегия)
При этом отдельные рейсы выполняются и за рубеж. Скажем, французские TGV заходят в Бельгию и Швейцарию, немецкие ICE - в Нидерланды, Швейцарию и Австрию, шведские X2 - в Данию. 

Некоторые типы скоростников обслуживают только определенные линии. Испания, например, не имеет средств для создания собственного высокоскоростного продукта, и потому выпускает на отдельные линии различные составы, изготовленные в сотрудничестве с другими странами. А финские, словенские и португальские скоростники изготовлены в Италии. Итак, поезда, курсирующие только по отдельным маршрутам:
  • Euromed (Барселона - Валенсия - Аликанте) 
  • AVE (Мадрид - Севилья) 
  • Alaris (Мадрид - Валенсия - Кастельон) 
  • Talgo 200 (Мадрид - Малага, Мадрид - Кадис, Мадрид - Хуэльва) 
  • Arco (Порт-Буа - Валенсия, Барселона - Аликанте - Мурсия) 
  • Metropolitan (Кельн - Гамбург) 
  • InterCitySlovenia (ICS, Любляна - Марибор) 
  • ALFA (Лиссабон - Порту) 
  • Pendolino (P, Хельсинки - Турку и Хельсинки - Ювяскюля)
Кроме того, существуют международные скоростные системы. Наиболее известна из нихEurostar, поезда которой ходят по туннелю под Ла-Маншем из Лондона в Париж и Брюссель. Стремительно развивается система поездов Thalys, соединяющая Францию и Бельгию как между собой, так и с Нидерландами, Германией и Швейцарией. Наконец, поезда Cisalpino ходят из Италии в Швейцарию и Германию. 

В некоторых странах есть практически все из упомянутых типов поездов. Например, в Германии типов поездов больше десятка: пригородные (S-Bahn), региональные (SE, RB, RE и IRE), скорые (IR, D, IC и EC) и высокоскоростные (ICE и Metropolitan). А вот в соседних Нидерландах спокойно обходятся тремя: региональными (Stoptrein) и скорыми (Sneltrein и IC).

Выбирая поезд, старайтесь найти оптимальное соотношение цены и качества. Скоростники лучше использовать для дальних поездок продолжительностью по крайней мере в пару часов. На коротких расстояниях выигрыш составит всего ничего, так что и переплачивать незачем. Оптимально использовать скоростники во Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, иногда в Германии и Италии. Кстати, только в Швейцарии и Австрии поездка на скоростнике не будет означать для вас лишних расходов по сравнению с обычными поездами. 

Следует иметь в виду, что одно и то же название может означать в различных странах разные уровни поездов. Например, в Италии InterRegio по своей сути относится скорее к региональным, чем к скорым поездам. Поэтому иногда титул поезда при пересечении государственной границы меняется прямо в пути следования. Скорый швейцарский InterRegio, приехав в Италию, вдруг становится InterCity. А, скажем, бельгийский InterCity на немецкой территории превращается в скорый поезд D, поскольку не соответствует немецким стандартам для поездов InterCity. 

Кроме того, конкретные рейсы многих скорых и высокоскоростных поездов имеют еще и собственные названия вроде "Франц Лист", "Бодензее", "Бертольд Брехт". Никакого практического смысла эти названия не несут, и существуют в основном для красоты.

График движения поездов

Частота движения поездов в каждой стране своя. Зависит она главным образом от густонаселенности и степени экономического развития страны.

Наиболее развитые страны используют обычно часовой или двухчасовой интервал движения поездов на маршрутах дальнего следования. Еще интенсивней ходят региональные и пригородные поезда. Интервал движения пригородных поездов варьируется, как правило, от 10 до 30 минут. Интервал региональных - от получаса до двух часов.

Разумеется, что на большинстве участков ходят поезда нескольких маршрутов, как дальнего сообщения, так и местного. Таким образом, реальный интервал движения на многих магистральных линиях составляет полчаса или даже десять-пятнадцать минут. Скажем, уехать из Дюссельдорфа во Франкфурт можно два-три раза в час, в Дортмунд - шесть раз в час, в Дуйсбург - девять! При более далеких поездках, например, в Мюнхен или Берлин, можно рассчитывать на один-два рейса каждый час.

Подобный плотный график движения поездов характерен для Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Италии, Великобритании, Чехии, Венгрии, Польши. Постепенно на похожий ритм переходит Франция. 

В других странах - Швеции, Финляндии, Норвегии, Испании, Португалии, Словакии, - такое напряженное движение существует только в густонаселенных районах возле их столиц. В остальном магистральное движение неритмично либо ритм составляет два-три часа. А в некоторых балканских странах и в Греции железные дороги вообще не основной, а вспомогательный транспорт, и поезда там можно ждать часами. 

Во время утреннего и вечернего часа пик пригородные и региональные поезда ходят раза в полтора-два чаще. Во многих странах увеличивается число рейсов и поездов дальнего следования.

Пик дальних перевозок приходится на вторую половину дня пятницы, когда назначается много дополнительных рейсов для пассажиров, которые возвращаются домой после рабочей недели в другом городе либо едут куда-то на выходные. Меньше всего поездов ходит в субботу и воскресенье. Вечером в воскресенье и утром в понедельник также можно ожидать дополнительных поездов. 

В туристических районах существует заметная разница между числом поездов во время туристического сезона и вне его. Летом значительно увеличивается число поездов в Италии, Испании, Франции, и на специальных туристических линиях. Во время праздников многие поезда отменяются, например, на Рождество или Пасху. 

Во время каких-либо значительных событий назначаются специальные поезда. Они работают во время выставок, праздников, карнавалов, до и после футбольных матчей. При назначении таких рейсов на вокзалах вывешивают объявления. 

Поезда обычно соблюдают расписание, или незначительно отклоняются от него. Длительные задержки характерны для стран Восточной Европы (впрочем, и там опоздания не являются правилом). Практически не бывает опозданий поездов в Швейцарии и Австрии. В некоторых странах при опоздании поезда пассажиры имеют право на компенсацию части стоимости билета.

Пересадки

Часто бывает, что добраться прямым поездом до пункта назначения нельзя. Либо такого поезда нет в природе, либо он ходит в неудобное время, либо он слишком дорогой или не соответствует вашему билету. Тогда приходится делать пересадку, а иногда и не одну. Страшного в этом ничего нет, в Европе пересадки совершаются просто и быстро. 

Допустимым временем для пересадки в Западной Европе считается даже срок в три-четыре минуты. Более того, очень часто расписания специально составляются именно с расчетом на пересадку в течение столь краткого времени. Это считается нормальным, и ни у кого не вызывает паники. Впрочем, чаще все же в запасе остается больше времени - обычно десять-двадцать минут. В Восточной и Южной Европе пересадка может занимать часы. 

Итак, если времени на пересадку у вас немного, подготовьтесь к ней заранее. Узнайте у кондуктора, на какой путь прибывает поезд, в котором вы едете, и с какого пути отправится поезд, на который вам нужно пересесть. И постарайтесь первым выйти из вагона, особенно если у вас багаж.

Если же ваш первый поезд опаздывает, и вы не успеваете на пересадку, обратитесь к кондуктору. Он свяжется с диспетчером станции пересадки, и, вполне возможно, второй поезд задержат до прибытия вашего. Но это не всегда возможно. Например, никто не будет задерживать пригородный поезд, и наоборот, междугородный экспресс не станет ожидать прибытия пригородного. Вообще, задержки поездов для пересадки возможны только на небольшое время - до 15-20 минут, а на больший срок - только в случаях, когда других поездов не предвидится. Впрочем, обычно этих 15 минут бывает достаточно. 

Если все же стыковка сорвалась, и у вас из-за этого возникли проблемы с билетом (например, закончился срок его действия или пропало зарезервированное во втором поезде место), обратитесь в кассу или справочное бюро станции пересадки. Вам продлят срок действия билета либо компенсируют потери. Иногда для этого надо представить доказательство того, что вы ехали в опоздавшем поезде, в виде отметки кондуктора.

оригинал

Комментариев нет:

Отправить комментарий