четверг, 19 марта 2015 г.

Транспорт Ташкента

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Когда я ехал в Ташкент в первый раз, то ехал я со стороны Хивы-Самарканда-Бухары. Я уже мысленно прощался с Узбекистаном, поскольку был уверен, что и здесь столица совершенно не похожа на саму страну, и там уже не будет ни того колорита, что есть в провинциальных городах страны, ни дешёвой вкусной еды, ни того восточного радушия. К радости моей оказалось, что всё это там есть, а кроме того, это чистый аккуратный город, где ко всему прочему имеются все основные 4 вида транспорта (метро+ТАТ), которые ещё и ходят хорошо.

Можно убедиться насколько Ташкент не соответствует общим представлениям о восточных городах. Я бы сказал, что Ташкент – это сплошной разрыв шаблона. По мере исследования состояния транспортной отрасли, можно будет убедиться ещё сильнее убедиться в оном. 

Итак, транспортом №1 является Метрополитен! 3 линии, 29 станций. Ташкентский метрополитен является четвёртым по размерам в бывшем СССР, хотя сейчас, скорее всего, Харьков его переплюнул (по числу станций уже точно). Первые две линии – Чиланзарская (красная) и Узбекистанская (синяя) были построены в советское время. Третья – самая дохлая Юнусабадская, была открыта в годы независимости. Станции очень красивые.


Амир Тимур Хиёбони (сквер Амира Тимура). В советские годы называлась ”Октябрьская Революция” о чём повествуют следы на входе.



Мустакиллик Майдони (тот самый Майдан). Раньше называлась ”Площадь Ленина”.


Алишер Навои. Вместе с ”Мустакилликом” – две самые красивые станции в Ташкентском метро.


На первых двух линиях все станционные надписи выполнены на кириллице, на третьей линии всё уже на латинице.


И часы зелёные (а на Чиланзарской линии жёлтые).


Станция Тошкент. Не во всяком городе существует станция-тёзка самого города. Здесь находится железнодорожный вокзал.

Теперь о странностях. Несмотря на то, что метро в Ташкенте очень хорошо развито и охватывает город довольно неплохо (хоть и не полностью), загружено оно очень слабо. Традиционно метро остаётся единственным транспортом в восточных городах, на которые не положен болт, из-за чего оно бывает катастрофически перегружено. Страшно вспомнить какие давки бывают во внепиковое время, скажем, в Баку, или Тегеране.. В Ташкенте я ни разу не видел, чтобы в поездах была реальная давка. На Чиланзарской и Узбекистанской линии составы худо-бедно заполняются, но лишь до уровня ”все сели и немного человек стоят”. Юнусабадская линия из 6 станций вообще практически пустая, как метро в Днепропетровске. 

Конечно, скорее всего в часы пик все 3 линии заполняются сильнее, и вполне может быть, что и давки иногда там всё же случаются. Но и по внепиковому времени можно много сказать об эффективности метро. Такой вот курьёзный факт.


Отдельно стоит отметить входы станций. Как известно, возле них всегда царит оживление. Куча палаток, скоплений людей, снующих туда-сюда. Ташкентские входы выглядят очень сиротливо, можно с улицы наблюдать, что заходят в них единицы, и никакого ажиотажа около них не наблюдается.

Я удивился и мысленно порадовался, что вестибюли станций не заставлены ларьками и всякой торговлей. Как это любят делать даже в Москве. Вот вход на станцию ”Ташкент”. С советских времён мало изменился… И людей практически нет. 

Только сотрудники полиции массово дежурят на всех станциях, на всех входах и выходах и бдительно следят, чтобы никто не пронёс в метро чего-нибудь не то. От такого количества ментов и небольшого количества людей и складывается ощущение, что там только полиция и обитает. 

С чем связана такая низкая загруженность метро? Причины следующие:
  • Низкая плотность населения. Хоть Ташкент и большой, а разбросан довольно сильно. К тому же большинство жителей в махаллях ведёт традиционный образ жизни и за пределы своего района редко выбирается. 
  • Густая сеть автобусных маршрутов, связывающих весь город. В самом деле, зачем пересаживаться на метро в центр, если можно доехать туда без пересадки на прямом автобусе? И не только в центр – из одного спальника в другой. Отсутствие пробок делает эти поездки довольно быстрыми.

Теперь как раз поговорим про Автобус. В Ташкенте их действительно очень много, и возможно даже пальму первенства автобус у метрополитена уже отнял. Автобусы все новые комфортные, как правило это Мерседесы Коннекто или Цитаро, но есть и некоторое количество Hyundai.


Все автобусы выкрашены в стильный зелёный цвет, что конечно же очень приятно смотрится.


До 2010 года в Ташкенте был троллейбус. Маршрутов было 28. Основной состав ЗиУ-9, Шкода-14Тр. Последние по слухам и послужили скорой деградации троллейбуса. Т.к. чинить их не умели, они быстро ломались, выходили из строя.


Становящаяся уже традиционной на пост-советском пространстве картина, где есть 2 вида электротранспорта – власти города закрывают трамвай, клятвенно обещая развивать троллейбус (который вроде как рельсов не требует, посему не так движению мешает). Практика показывает, что почти всегда через некоторое время в таких случаях троллейбус повторяет судьбу трамвая. Ташкент же был первым городом, где сохранили трамвай и закрыли троллейбус (после него подобный трюк повторил Владикавказ).


Трамвай.


И здесь у Ташкента всё не так, как у людей. С одной стороны трамвайная система, как и следовало ожидать, в состоянии уверенной деградации. В лучшие времена в Ташкенте было 27 маршрутов сейчас их 4. Постоянно за последние 20 лет закрывались линии, а последним ударом было полное выпиливание трамвая из центра – проспект Навои, улица Руставели, и до кучи сняли линию по улице Амира Тимура (т.к. её больше некуда было присобачивать).


Таким образом, скажем проспект Навои и улица Шахрисабз, где раньше были и трамвай и троллейбус, остались вообще без всего!


Тем не менее, положение трамвая безнадёжным назвать никак нельзя. Руководство города отказываться от него не намерена, причём не на словах, а на деле! Снятые участки в центре компенсируются абсолютно новыми линиями на окраинах. Ещё в феврале была открыта линия вдоль железной дороги, куда перешли 9 и 13 маршруты. А к нашему приезду активно строились ещё 2 участка по несколько километров. ”Когда ещё увидишь строительство трамвайных линий в нашей стране” – подумали мы, и направились смотреть на трамваестроительство. Надо сказать, что мы немножко не в очень удачное время попали – процесс заложения рельсов запечатлеть, увы, не удалось. В одном месте они уже были уложены, а во втором делалась ещё только отсыпка.


Строительство линии по улице Самарканд Дарваза. Очень колоритная улица, проходящая по махалле. Посему на момент нашего посещения представляла собой смесь рабочих, играющих детишек и прочих аутентичных граждан. Кстати, на данный момент эта самая новая линия трамвая на пост-советском пространстве!


Второй строящийся участок проходит по ТКАДу (местный аналог МКАДа, только не такой загруженный). Если линия по Самарканд Дарваза не изменяет связности сети – её края и так были связаны, только очень большой петлёй, то этот участок строится из-за того, что крупный кусок трамвайной сети на севере в микрорайное Ибн-Сино из-за демонтажей остался изолирован. Здесь, правда, уже не так колоритно.


Сейчас пришла новая партия вагонов из Чехии. А в остальном в Ташкенте имеются исключительно Татры-Т6. Вот, кстати, тоже уникальный город, только в нём при наличии 6-х татр отсутствуют классические 3-е.

Ну и после строительства линии в Ибн-Сино планируется ещё восстановление линии к заброшенному куску на востоке города (Янгиабад) и совершенно новая линия в районе Сергели. Заполняются трамваи, как и автобусы, очень даже неплохо, ходят быстро и хорошо. 

Маршрутные такси разумеется в Ташкенте тоже есть, но той священной роли, какую они играют для восточного города, здесь не имеют. Их довольно мало, в общем потоке транспорта они малозаметны. В основном это газели, раньше также были многим известные ”дамасы” (вмещающие по паспорту 7-8 человек, по факту 10-15). 

Такси. Обычные такси в Ташкенте также популярны для перемещения по городу. В отличие от Москвы, где такси хотят такие суммы, что они превратились в признак мажорства и понтов, здесь они по карману любому. И если одному такси будет выгодно только по времени, то если вас едет двое-трое, то вы ещё и денег сэкономите, особенно если надо ехать на общественном транспорте с пересадкой. Судите сами – билет на автобус, трамвай или метро стоит 600 сум (8 рублей). Такси на 3-4 км возьмёт с вас 1500-2000 сум. Это, кстати, ещё одна причина низкой популярности метро, на мой взгляд. 

Теперь ещё об удивительном и невероятном. Мы уже привыкли, что снятия трамвайных и троллейбусных линий в СНГ – это в порядке вещей. Удивляться тут нечему. Но ташкентское руководство всё же решило снова весь транспортный мир удивить. И объявило о закрытии нескольких станций Ташкентского метрополитена, а также о полном закрытии Юнусабадской линии. Если бы это произошло – прецедент бы был действительно уникальный: метро всегда у городов – повод для гордости, и это единственный транспорт, что более-менее развивается практически везде. При этом уменьшилось бы метро на треть – из 29 станций, работающих осталось бы лишь 19. Хотя большинство из закрываемых станций действительно пустые, вряд ли бы это добавило популярности метрополитену, скорее бы, наоборот, пошатнуло ещё сильнее его нечёткие позиции. Но слава Богу, слух остался слухом, ничего подобного не произошло. Хотя всё ещё может быть… Каким-то странным образом в чёрный список попала станция ”Тошкент”, находящаяся у железнодорожного вокзала. Уж её-то сложно невостребованной назвать.


Железнодорожный транспорт представляет собой поезда дальнего и пригородного сообщения. Электрички используются Рижского вагоностроительного завода ЭР-2 в 6-вагонном исполнении.

А также с 2011 года курсируют скоростные поезда Talgo.


оригинал