"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
Можно убедиться насколько Ташкент не соответствует общим представлениям о восточных городах. Я бы сказал, что Ташкент – это сплошной разрыв шаблона. По мере исследования состояния транспортной отрасли, можно будет убедиться ещё сильнее убедиться в оном.
Итак, транспортом №1 является Метрополитен! 3 линии, 29 станций. Ташкентский метрополитен является четвёртым по размерам в бывшем СССР, хотя сейчас, скорее всего, Харьков его переплюнул (по числу станций уже точно). Первые две линии – Чиланзарская (красная) и Узбекистанская (синяя) были построены в советское время. Третья – самая дохлая Юнусабадская, была открыта в годы независимости. Станции очень красивые.
Теперь о странностях. Несмотря на то, что метро в Ташкенте очень хорошо развито и охватывает город довольно неплохо (хоть и не полностью), загружено оно очень слабо. Традиционно метро остаётся единственным транспортом в восточных городах, на которые не положен болт, из-за чего оно бывает катастрофически перегружено. Страшно вспомнить какие давки бывают во внепиковое время, скажем, в Баку, или Тегеране.. В Ташкенте я ни разу не видел, чтобы в поездах была реальная давка. На Чиланзарской и Узбекистанской линии составы худо-бедно заполняются, но лишь до уровня ”все сели и немного человек стоят”. Юнусабадская линия из 6 станций вообще практически пустая, как метро в Днепропетровске.
Конечно, скорее всего в часы пик все 3 линии заполняются сильнее, и вполне может быть, что и давки иногда там всё же случаются. Но и по внепиковому времени можно много сказать об эффективности метро. Такой вот курьёзный факт.
Я удивился и мысленно порадовался, что вестибюли станций не заставлены ларьками и всякой торговлей. Как это любят делать даже в Москве. Вот вход на станцию ”Ташкент”. С советских времён мало изменился… И людей практически нет.
Только сотрудники полиции массово дежурят на всех станциях, на всех входах и выходах и бдительно следят, чтобы никто не пронёс в метро чего-нибудь не то. От такого количества ментов и небольшого количества людей и складывается ощущение, что там только полиция и обитает.
С чем связана такая низкая загруженность метро? Причины следующие:
- Низкая плотность населения. Хоть Ташкент и большой, а разбросан довольно сильно. К тому же большинство жителей в махаллях ведёт традиционный образ жизни и за пределы своего района редко выбирается.
- Густая сеть автобусных маршрутов, связывающих весь город. В самом деле, зачем пересаживаться на метро в центр, если можно доехать туда без пересадки на прямом автобусе? И не только в центр – из одного спальника в другой. Отсутствие пробок делает эти поездки довольно быстрыми.
Ну и после строительства линии в Ибн-Сино планируется ещё восстановление линии к заброшенному куску на востоке города (Янгиабад) и совершенно новая линия в районе Сергели. Заполняются трамваи, как и автобусы, очень даже неплохо, ходят быстро и хорошо.
Маршрутные такси разумеется в Ташкенте тоже есть, но той священной роли, какую они играют для восточного города, здесь не имеют. Их довольно мало, в общем потоке транспорта они малозаметны. В основном это газели, раньше также были многим известные ”дамасы” (вмещающие по паспорту 7-8 человек, по факту 10-15).
Такси. Обычные такси в Ташкенте также популярны для перемещения по городу. В отличие от Москвы, где такси хотят такие суммы, что они превратились в признак мажорства и понтов, здесь они по карману любому. И если одному такси будет выгодно только по времени, то если вас едет двое-трое, то вы ещё и денег сэкономите, особенно если надо ехать на общественном транспорте с пересадкой. Судите сами – билет на автобус, трамвай или метро стоит 600 сум (8 рублей). Такси на 3-4 км возьмёт с вас 1500-2000 сум. Это, кстати, ещё одна причина низкой популярности метро, на мой взгляд.
Теперь ещё об удивительном и невероятном. Мы уже привыкли, что снятия трамвайных и троллейбусных линий в СНГ – это в порядке вещей. Удивляться тут нечему. Но ташкентское руководство всё же решило снова весь транспортный мир удивить. И объявило о закрытии нескольких станций Ташкентского метрополитена, а также о полном закрытии Юнусабадской линии. Если бы это произошло – прецедент бы был действительно уникальный: метро всегда у городов – повод для гордости, и это единственный транспорт, что более-менее развивается практически везде. При этом уменьшилось бы метро на треть – из 29 станций, работающих осталось бы лишь 19. Хотя большинство из закрываемых станций действительно пустые, вряд ли бы это добавило популярности метрополитену, скорее бы, наоборот, пошатнуло ещё сильнее его нечёткие позиции. Но слава Богу, слух остался слухом, ничего подобного не произошло. Хотя всё ещё может быть… Каким-то странным образом в чёрный список попала станция ”Тошкент”, находящаяся у железнодорожного вокзала. Уж её-то сложно невостребованной назвать.
оригинал
Комментариев нет:
Отправить комментарий