понедельник, 9 марта 2015 г.

Москва: Один день в профессии - контролер


Наталия Антонова работает контролером в ГКУ «Организатор перевозок» три года. Сегодня она может с первого взгляда определить, как поведет себя пассажир, если в отношении него будет вынесено постановление по делу об административном правонарушении (далее – постановление). Существуют некоторые шаблоны поведения: кто-то с достоинством соглашается с вынесенным постановлением, другие пререкаются, третьи – самый эмоциональный тип – плачут, умоляют простить или вовсе падают в обморок. Последние впечатляют контролеров меньше всего, поэтому нарушитель обычно быстро успокаивается, когда замечает, что желаемого результата его поведение не приносит.

Контролеры работают каждый день посменно. Перед сменой у них проходит инструктаж, на котором начальник проверяет внешний вид работников, наличие служебного удостоверения и персонального устройства для проверки билетов.

На инструктаже у всех работников хорошее настроение. Начальник желает им спокойной работы на маршрутах, и у контролеров начинается рабочий день.


Сегодня солнечно и морозно (-7 примерно). Наталия со своей напарницей Татьяной будут работать на маршрутах 11-го и 17-го трамваев. В 17-й трамвай можно войти через все двери. У каждой стоят валидаторы и пассажиры при входе «гасят» поездку на своем проездном билете.

В 11 утра трамвай совсем свободен.


Пока нет пассажиров, Наталия рассказывает принцип работы персонального устройства контролера – оно позволяет узнать, когда был совершен последний проход по электронным видам билетов. На других билетах (например, на ТАТ) эта информация отображается с оборотной стороны, после погашения поездки в АСКП.


В трамваях есть наклейки, напоминающие пассажирам об оплате проезда. Периодически в вагоне повторяется звуковое сообщение о том, что в трамвай можно заходить через любую дверь и оплачивать проезд через все установленные валидаторы.


Строгого плана проверки у контролеров нет. Когда проездные документы у всех пассажиров проверены, можно пересаживаться в другой трамвай.


Большинство пассажиров к проверкам контролеров равнодушны. Некоторые шутят, некоторые жалуются на регулярный контроль: «Проверяли уже сегодня. Сколько можно проверять?».


По правилам пассажиры должны оплачивать проезд при входе. Некоторые пробивают поездку, только когда увидят контролера. Иногда отвлекаются и «обилетиться» не успевают – потом платят штрафы.

Пока мы едем до следующей остановки, Наталия делится историями. Однажды в вагон зашла девушка, усердно ища что-то в сумке. Наталия предположила, что пассажирка ищет билет и стала ждать. Вместо билета пассажирка достала из сумки конфету, развернула ее и начала есть. Когда девушка съела конфету, контролер подошла к ней и попросила предъявить проездной. Та удивилась, дала билет, предложив контролеру оплатить проезд за нее. Наталия рассказала девушке о разнице между контролером и кондуктором и выписала постановление за неоплаченный проезд.

В течение смены у контролеров есть несколько небольших перерывов. Возле конечной остановки трамваев имеются диспетчерские (они принадлежат ГУП «Мосгортранс»), в которых отдыхают и водители, и контролеры, и другие работники транспортных предприятий. Здесь можно выпить кофе и отдохнуть, но Наталия с Татьяной решают в это время заполнить рабочую документацию.


Наталия рассказывает, что некоторые работники приносят еду с собой, кто-то покупает продукты в магазине, кто-то обедает в столовой. «Я не всегда обедаю», - говорит Наталия, - «Могу кофе выпить, или бутерброд съесть».


Через полчаса мы снова в трамвае

Вот и первый пассажир без оплаченного проезда. Сначала он игнорирует контролера, потом долго отказывается предъявлять документы, что само по себе нарушение.


Всегда улыбчивая Наталия в разговорах с нарушителями становится строже. Нарушитель интересуется, что будет, если штраф не оплатить. Наталия предупреждает о возможных мерах и последовательно рассказывает о способах оплаты штрафа.

В перерывах между проверками, Наталия вспоминает про пассажира Крылова (здесь и далее имена и фамилии изменены), который при виде контролера, вместо билета сразу доставал паспорт. За безбилетный проезд у Крылова накопилось более десятка постановлений. Он спокойно говорил, что свои штрафы не оплачивает и не собирается, рассказывал о накопившихся долгах и кредитах. «Давно его не видела» – тихо говорит Наталия, потом спрашивает у коллеги: «Тань, давно Крылова не встречали, да?». Татьяна кивает: «С осени уже где-то».


Чуть позже Наталия рассказывает про Марию П. «У нее с собой была целая «картотека» с полученными постановлениями и каждое новое она убирала к предыдущим. Мы не знаем, оплачивала она эти штрафы или нет», – говорит Наталия. Как позже уточнили в ГКУ «Организатор перевозок» в отношении Марии вынесено 11 постановлений, на сегодняшний день почти все штрафы оплачены.


В среднем за день контролер проверяет 30-35 единиц подвижного состава и выявляет 3-4 нарушения. Сегодня второе постановление выносят девушке, которая забыла оплатить проезд. Никаких документов с собой у пассажирки нет, времени на установление личности в отделении полиции – тоже, поэтому она предлагает оплатить штраф на месте.

Не все пассажиры знают, что контролеры с деньгами не работают. Если нарушитель готов сразу погасить штраф, он идет в отделение банка, где и оплачивает квитанцию. После оплаты штрафа у нарушителя остается копия квитанции об оплате и копия.

Случается, что безбилетники начинают «торговаться» и предлагают контролеру не выносить никаких постановлений, а деньги забрать себе. С такими пассажирами контролеры общаются очень строго, разъясняя, что за предложение взятки должностному лицу предусмотрено уголовное наказание.


Все контролеры ГКУ «Организатор перевозок» одеты в форму и имеют отличительные знаки. При первом требовании пассажира, контролер предъявляет служебное удостоверение. Татьяна свое служебное удостоверение предъявляет сразу, чтобы избежать лишних разговоров.

Если пассажир намерен поругаться, он придирается ко всему, делает необоснованные замечания. Контролеру важно проявлять выдержку и не поддаваться на провокации. Вообще работа контролера в этом плане довольно сложная, не каждый такую выдержит.

Но Наталия не жалуется. На вопрос «не тяжело, не холодно ли работать и в дождь, и в снег, и в мороз», Наталия серьезно отвечает: «В дождь и снег тяжело, потому что бланки постановлений могут намокнуть. А так мы не мерзнем – форма у нас теплая». Она признается, что за годы работы в синей форме у нее изменилось отношение к этому цвету: «синий – надоел уже, домой ничего синего сейчас не покупаю. Вообще, как рабочий день заканчивается, стараюсь больше о работе не думать. О том, как прошел день, мужу не рассказываю. Если буду рассказывать все, что происходит, скажет: увольняйся». На днях у Наталии с мужем была годовщина свадьбы – 24 года. У них есть взрослая дочь, в прошлом году она вышла замуж.


В 2012 году Наталия работала контролером в ГУП «Мосгортранс», потом знакомая предложила ей перейти ГКУ «Организатор перевозок», которое было недавно образовано. Руководство Наталии говорит, что она – ценный работник: ответственная, хорошо знает инструкции и законы, пассажиры на нее никогда не жаловались. Общаясь с Наталией сложно представить, что кто-то на нее будет жаловаться. Даже с теми, кто пререкается и хамит Наталия ведет себя очень достойно, в ответ голос не повышает, разговаривает с уважением. Такое поведение успокаивает агрессивного пассажира.

«Обычно «сложные» пассажиры встречаются вечером», – уточняет Наталия. И тут же объясняет почему: «Люди едут после рабочего, устали, их можно понять».

Безбилетные пассажиры часто пытаются объяснить, почему у них не оплачен проезд. Обычно говорят, что все время ездят на машине, общественным транспортом не пользуются и не знают, где надо покупать билет, но незнание закона от ответственности не освобождает.

Нарушителям, у которых нет при себе документов и нет возможности сразу оплатить штраф в отделении банка, предлагают пройти в отделение полиции. Здесь сначала устанавливают личность, после чего выносят постановление

В течение дня некоторые пассажиры нервничали, когда видели, что ведется репортаж и их фотографируют. Ближе к вечернему часу «пик» Наталия и Татьяна смотрят на меня, на фотоаппарат и обсуждают, что лучше на сегодня закончить нашу съемку. Я соглашаюсь. Около шести начинает смеркаться. Впереди еще несколько часов тяжелой работы, за это время Наталия и Татьяна выявят новые нарушения, а вечером выйдут из очередного трамвая и поедут домой, к любимым.