воскресенье, 22 марта 2015 г.

Санкт-Петербург: Секвестр городского бюджета скажется на развитии метро


В апреле на суд горожан будет выставлен проект корректировки бюджета Петербурга на 2015 год. Уже сейчас очевидно, что многие статьи расходов будут урезаны. 10-процентное сокращение – это минимум, о котором уже было заявлено. Каких сумм лишатся распорядители средств на самом деле, пока не ясно. Однако некоторые конкретные параметры уже озвучены. Например, ассигнования на возведение метро могут сократиться на 3,3 млрд рублей. По сравнению с принятыми повышенными обязательствами (19,4 млрд рублей на метрострой) это может показаться скромной величиной. Однако даже такой секвестр вкупе с проблемами по выбору подрядчиков ударит по развитию подземки весьма серьезно.

Пороки развития

Ежедневно голубые поезда перевозят в Петербурге до 2,3 млн горожан. Это почти вчетверо ниже, чем в Москве, и вдвое – чем в Нью-Йорке. Столь скромный показатель объясняется не только разницей в населении мегаполисов, но и недоразвитостью метрополитена Петербурга. Для сравнения: в крупнейшем городе Америки 468 станций, в столице России – 196, а в городе на Неве – только 67 станций.

При этом в Петербурге нет скоростных автомагистралей, пересекающих центр насквозь (как в Париже), отсутствует как класс система городских электричек, соединяющих мегаполис с пригородами (как RER в Иль-де-Франс или Metra и PATH в Нью-Йорке). У нас банально не хватает мостов через Неву и ее рукава, из-за пробок сложно рассчитывать на автобусы, трамваи и троллейбусы. Одна надежда – на метро.

Отличительная особенность нашей подземки от ее «старших сестер» – отсутствие четкого плана развития. Нет, проекты существуют и схемы перспективного развития опубликованы. На схемах в каждом вагоне метро видно, что скоро будут открыты станции шестой линии (от «Юго-Западной» до «Обводного канала-2») и «Театральная» на четвертой.

На деле первыми мы увидим новые станции на продлении третьей ветки – «Новокрестовскую» и «Беговую» (близ улицы Савушкина). Потом появится южная оконечность Фрунзенского радиуса. А все остальные подождут.

Развитие Невско-Василеостровской линии в приоритете по двум причинам: во-первых, «Новокрестовская» входит в комплекс объектов чемпионата мира по футболу 2018 года. Во-вторых, на эти станции впервые в постсоветской истории петербургского метростроения средства выделила Москва. В прошлом году получены 1,9 млрд рублей, в этом обещаны 3,7 миллиарда. Как говорится, и на том спасибо.

Жителям юго-запада Петербурга, похоже, придется запастись терпением. Запуск короткого отрезка между станциями «Юго-Западная» и «Путиловская» (с переходом на «Кировский завод») может состояться не ранее 2020 года.

Представитель петербургского «Метростроя» так прокомментировал «Деловому Петербургу» ситуацию: «Большинство наших объектов находятся сейчас в той стадии, когда необходимо закупать электрооборудование и эскалаторы. Строительные работы можно профинансировать позже, а покупку оборудования – нет. Раньше мы решали эту проблему, привлекая заемные деньги. Но теперь ставки по кредитам выросли в разы и такой вариант невозможен. Значит, работы придется отложить до тех пор, пока не появится финансирование, и сроки запуска новых станций могут быть сдвинуты минимум на год. Кроме того, никто сейчас не может сказать, сохранятся ли запланированные объемы финансирования метростроения в 2016 – 2017 годах».

Выше норматива

К задержкам ввода новых метровокзалов и тоннелей петербуржцы уже привыкли. Но может возникнуть проблема поважнее: ежегодно миллионы рублей тратятся на капитальный ремонт станций, наклонных ходов, тоннелей и вагонов метро. Однако в нынешнем году планируется сократить на 1,15 миллиарда рублей дотации метрополитену.

Напомним, что в 2015 году расходы петербургского метро могут превысить 20 млрд рублей, из которых около 9,8 миллиарда планировалось компенсировать из городского бюджета. Сокращение дотации не может не сказаться на поддержании такого технически сложного объекта, как метро, 47% вагонов которого уже исчерпали нормативный срок службы.

Однако, как нам сообщили в ГУП «Петербургский метрополитен», сокращение дотации не коснется сфер, связанных с безопасностью движения и пассажиров. Ремонт станций, вестибюлей и вентиляционных шахт будет выполняться в соответствии с утвержденными планами.

В первую очередь займутся ремонтом наклонных ходов, эскалаторов и подвижного состава. Там, где требуется только декоративный ремонт (например, замена облицовки на путевых стенах), работы будут на время отложены.

Тоннели петербургского метро еще не скоро выработают свой ресурс. Они возведены с прицелом на эксплуатацию от 100 лет и выше. Для определения уровня износа конструкций подземки ГУП «Петербургский метрополитен» несколько лет назад провел мониторинг станционных сооружений. В результате был создан график капитального ремонта.

Сокращение финансирования никак не коснется планов по капремонту подвижного состава. Более того: из-за большого износа парка вагонов метрополитен не откажется от замены вагонов на первой линии за счет средств собственной инвестиционной программы. Процедура закупки вагонов начнется уже в первом полугодии 2015 года, после получения согласования от комитета по транспорту. Новые вагоны выйдут на линии петербургского метро в 2016 – 2020 гг.

«Со следующего года мы наконец-то планируем выпустить новые вагоны на первую ветку метро – одну из самых загруженных, – сказал главный инженер – первый заместитель начальника петербургского метрополитена Андрей Павлов. – Для этого в 2016 – 2026 гг. наше предприятие из собственных средств приобретет 520 вагонов. Чтобы понять значимость Кировско-Выборгской линии, приведу один лишь факт: ее обслуживает более 30% инвентарного парка вагонов метро, насчитывающего чуть больше 1700 единиц».

Что же, нам остается только одно: надеяться на то, что городские власти выполнят хотя бы часть обещаний по развитию петербургской подземки, а сам метрополитен продолжит начатую кампанию по капремонту старых станций.