суббота, 11 апреля 2015 г.

Всё метро мира: Москва

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Москвичи свое метро не любят, ругают за многолюдность, толчею и духоту. Бегут в час пик с пересадки к поезду с хмурыми лицами, не поднимая головы, не замечая ничего вокруг. Совсем другое дело туристы, для которых метро сначала - объект культурного наследия, а потом уж - средство передвижения.


Заезжие иностранцы замирают в восхищении, разглядывая мозаики на «Киевской», настойчиво трут нос скульптуры собаки на «Площади Революции», считая, что это принесет счастье, щелкают без устали затворами фотокамер на «Маяковской». Еще бы – такой красоты нигде в мире нет.



Московское метро – один из лучших памятников эпохи социализма и одно из величайших его достижений. В метро, как в музее, собраны свидетельства великих побед когда-то великого государства. А история строительства самой подземки бережно хранится в Народном музее истории Московского метрополитена, расположенного в южном вестибюле станции «Спортивная» на втором и третьем этажах. 

Как это было 

Первые разговоры о необходимости поземной дороги в Москве местные власти стали вести в конце XIX века, когда население столицы превысило миллион человек, и город стал нуждаться в дополнительном транспорте. В 1902 году в Большом зале Московской Городской думы состоялось обсуждение первого проекта метрополитена. Но до строительства руки так и дошли – чиновники не смогли договориться с бизнесом, с владельцами земель, по которым должно было бы пройти метро, да и церковь своего благословения «бесовскому» исчадью не дала.


Вернулись к проекту в советское время, когда в Москве проживали уже 4 миллиона человек, а от частной собственности и невежественных попов не осталось и следа. В 1931 году Пленум ЦК принял решение – метрополитену в Москве быть! И уже 14 мая 1935 года в Колонном зале Дома Союзов метростроевцы доложили партии и лично товарищу Сталину о готовности первой очереди - 11, 2 км подземки от станции «Сокольники» до «Парка культуры» и от «Охотного ряда» до станции «Смоленская». 

КСТАТИ 
Тогда и родился известный шлягер Леонида Утесова про несчастного извозчика, который в одночасье потерял всю свою клиентуру: «метро сверкнул перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Вся страна тогда подпевала любимому певцу: «Чтоб запрячь тебя, я утром отправляются от Сокольников до парка на метро». 

Метростроевцы проявляли фантастический трудовой героизм, работали на пределе человеческих возможностей, возводили подземные дворцы быстро и на века. Во время строительства советские инженеры изобретали уникальные технологии, а в конкурсах на оформление станций участвовали выдающиеся архитекторы, художники, дизайнеры того времени - И. А. Фокин, Д. Я. Чечулин, А. В. Щусев, А. И. Душкин, Н. Я. Колли, Я. Р. Лихтенберг, Е. Н. Лансере. 

Денег на оформление не жалели, только на станциях первой очереди была уложена 21 тысяча квадратных метров мрамора, который добывали на Урале, Кавказе, в Крыму и Карелии. Примечательно, что на строительство город тратил больше 20% всего своего бюджета. Станции были похожи на роскошные подземные дворцы, а наземные павильоны – на древние пирамиды и культовые сооружения.


Еще один поразительный факт: строительство метрополитена не останавливали даже в годы войны, в 1943 году для посетителей была открыта линия от станции «Площадь Свердлова» (сейчас - «Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), протяженностью 6,2 км. А в 1944 году был пущен участок от станции «Курская» до станции «Измайловская» (сейчас – «Партизанская») длиной 7,1 км. Скульптором М. Г. Манизером были созданы скульптурные композиции для станции «Измайловская», прославляющие подвиг партизан в Великой Отечественной войне. Станцию открыли для пассажиров в январе 1944 года. 

В блокадном Ленинграде, истощенные от голода люди, работали над оформлением метрополитена. Мозаичные панно, созданные художником В. А. Фроловым в 1941-42 годах для станции «Новокузнецкая», были вывезены по знаменитой Дороге жизни под непрекращающимся обстрелом врага. Во время войны московское метро превратилось в надежное бомбоубежище, спасая жизни москвичам. То, что не смогли сделать фашисты, сделала перестройка – в 90-е годы масштабное строительство метро было заморожено. 

Герои всех времен и народов 

В метро, как в зеркале всегда отражались политические настроения страны. В годы развенчания культа личности из павильонов исчезли портреты и скульптуры Сталина, например, на «Серпуховской» генералиссимуса «заменил» первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Вынесли вождя с «Арбатской», «Автозаводской» и других станций.


Споры об уничтожении и восстановлении коммунистической символики в метро не затихают до сих пор. В 2010 году под сводами открывшейся после реставрации станции «Курская»-кольцевая появились строчки из Гимна СССР 1944 года: «Нас вырастил Сталин - на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!». Тогдашний начальник метрополитена Дмитрий Гаев заявил, что это первый шаг к восстановлению исторической справедливости в подземке. Дискуссия в СМИ и интернете разразилась по этому поводу нешуточная. 

Сегодняшний московский метрополитен – это более 150 станций и более 250 км путей, в последнее время москвичей чуть чаще радуют открытием новых станций, которым и в эстетическом, и в художественном смысле далеко до сооружений 30-х годов прошлого века. Хотя достойные образцы все же встречаются, например, станция «Достоевская». Ее стильный интерьер сделан в черно-белых тонах, а стены украшены панно со сценами из романов Федора Достоевского, выполненными в технике флорентийской мозаики. На одном из них изображено убийство старухи-процентщицы, тема смерти присутствует и в сюжете из «Идиота».


СКАНДАЛ 
Блоггеры посчитали, что мрачная тематика станции «Достоевская» станет приманкой для самоубийц и потребовали убрать депрессивные картины. Слишком мрачным оформление станции назвали и психологи. Власти обещали подумать над этим, но разумно оставили все как есть, ведь из русской литературы слов не выкинешь. К счастью, предсказания блоггеров не сбылись, и станция своим оформлением только радует москвичей и гостей столицы. 

Лучшие станции метро 


«Комсомольская»


Дата открытия: 15 мая 1935 года.

Архитекторы станции: Д. Н. Чечулин, А. Ф. Тархов

Архитекторы вестибюлей: А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский

Изначально планировалось назвать эту станцию «Каланчевская площадь», но в 1932 году было принято решение именовать ее в честь героически трудившихся здесь молодых строителей-комсомольцев. Поражает проект станции, ее размах (такой, что пассажирам хватает места до сих пор) и устройство (организация движения входящих и выходящих людей по специальным балконам).


Не пройдите мимо двух уникальных майоликовых панно, эскизы к ним сделал академик живописи Е. Лансере. На панно изображены молодые ребята – строители метрополитена. Художник перед началом работы досконально изучил все нюансы их работы, говорят, ему в мастерскую привозили даже строительные робы, чтобы эскиз получился как можно более реалистичным.


Макет станции в 1937 году демонстрировался на Международной выставке в Париже. Партия по заслугам воздала ее создателям: в 1941 году Дмитрию Чечулину присудили высшую награду для деятелей науки и искусства – Сталинскую премию первой степени, а художник Лансере получил такую же премию второй степени в 1943 году.

«Киевская» - кольцевая 

Дата открытия: 14 марта 1954 года. 

Архитекторы: Е.И. Катонин, В.К. Скугарев, Г.Е. Голубев, соавтор А. А. Марова.

Инженеры-конструкторы: М. В. Головинова, А. Н.Пирожкова.


Развеселым и по-южному ярким оформлением этой станции мы обязаны первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. Никите Сергеевичу категорически не нравились две другие станции «Киевская», расположенные рядом, он хотел, как говорится, с шиком увековечить республику, где он работал, для этого объявил конкурс.


Московскими и киевскими архитекторами было представлено 73 проекта, победили, конечно же, украинцы, группу строителей возглавил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. Катонин. Станцию посвятили 300-летию воссоединения Украины с Россией. Растительный декор и 18 ярких мозаичных панно придают «Киевской» напыщенный вид, этакий богатый колхозник, приехавший в город на выставку. Зато разглядывать мозаичные картины весьма любопытно.


Шутники узрели на одной из них «человека из будущего» - партизан, якобы разговаривает по мобильному телефону и держит на коленях ноутбук. На самом деле «мобильный» - это полевой телефон модели ТАИ-43, а то, что похоже на компьютер - крышка от ящика с телефонным аппаратом.

«Маяковская»

Дата открытия: 11 сентября 1938 года

Архитектор станции: А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей: А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев, Г. С. Мун

Художники: А. А. Дейнека, И. Л. Лубенников

Скульптор: А. П. Кибальников


Бесспорно, это самая красивая станция московской подземки, шедевр стиля ар-деко. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже станции первой очереди Московского метрополитена получили премию за подземную урбанистику, а первая колонная станция глубокого заложения «Маяковская» была удостоена Гран-при. Проект «Маяковской» получил также Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году, до сих пор она считается одной из самых красивых станций метро в мире.


Опоры станции подземного зала выполнены в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. В куполах размещены мозаичные панно, созданные по эскизам известного художника А.А. Дейнеки.



«Площадь Революции»

Дата открытия: 13 марта 1938 года

Архитектор: А. Н. Душкин

Скульптор: М. Г. Манизер, при участии А. И. Денисова, А. А. Пликайса, Л. К. Жданова, Г. Ф. Ветютнева, И. П. Иванова, А. А. Дивина, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирской, В.А. Пузеревского


Станция с непростой, но все же счастливой судьбой. Недаром ее легендарным скульптурам приписывают чудодейственные свойства. Московские студенты приходят сюда перед экзаменом, чтобы дотронуться до носа собаки пограничника (100-процентная гарантия от незачета), поэтому у всех четырех собак натертые до блеска морды; а прикосновение к изящной ножке студентки, говорят, излечивает от несчастной любви.


Сначала станция должна была быть «развлекательной», рядом с ней планировали построить огромный кинотеатр, но уже в процессе работы у партии появилась идея создать тут галерею образов героев революции. Авторы ужаснулись, но нашли идеальный компромисс. Работали, как всегда – на грани человеческих возможностей: 80 бронзовых скульптур были отлиты к сроку. Но вот незадача – из-за узкого пространства позы у героев революции матросов, солдат и крестьян были какими-то скрюченными. Шутники говорили, что это и есть образ советского народа – «он весь или сидит, или стоит на коленях». Но главному эксперту всех времен и народов скульптуры неожиданно понравились: «Как живые!», - одобрил товарищ Сталин, принимавший работу. Только представьте, как радовались тогда авторы станции!


За бронзовыми изваяниями стояли живые люди. Для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. В 1953 году, уже, будучи капитаном первого ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации.


Прототип революционного матроса скульптор Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией, получил звание Героя Советского Союза.

Единственное, чего не продумали авторы станции, так это защиты от потомков. Револьвер матроса и карандаш изобретателя время от времени становятся добычей вандалов. Их отливают заново и возвращают на место.

«Новослободская»

Дата открытия: 30 января 1952 года

Архитекторы станции и вестибюля: А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков

Художники: П. Д. Корин, при участии Э. Я. Вейланда, Д. Я Бодниека, Х. М. Рысина, Э. Крестса Скульптор: Г. И. Мотовилов


Изумительные витражи этой станции были сделаны в Латвии, правда, для этого пришлось использовать стекла, предназначенные кафедральному собору в Риге. Коммунистические идеологи сомневались в необходимости именно витражей в качестве украшения станции, боялись, что они будут напоминать трудящимся церковь. Но всё обошлось, атеистам-москвичам, никогда не бывавшим в Европе и не видевшим готических соборов, витражи напоминали аквариум с картинками подводного царства.



На «Новослободской» есть на что заглядеться: тридцать два красивейших витража, выполненные по рисункам П. Корина, украшают пилоны, они обрамлены резной полосой из позолоченной латуни чеканной работы. В годы борьбы с культом личности мозаичное панно на торцевой стене центрального зала лишилось портрета Сталина, теперь на этом месте порхают голубки.


оригинал