26 лет назад 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории российского государства железнодорожная катастрофа, когда кто-то, махнув рукой на свою работу со знаменитым «и так сойдет» или «да все нормально», допустил, чтобы погибли 675 человек (по неофициальным данным 780).
Трагедия случилась около городка Аша, расположившегося между Уфой и Челябинском, на 1710 километре Транссибирской магистрали между станциями Аша и Углу–Теляк. Причина катастрофы — утечка газа, о которой неоднократно говорили машинисты ходящих тут поездов диспетчеру участка. Но то ли они были неубедительны, то ли в управлении решили, что проблема раздута: значения загазованности участка никто не придал.
Решающими в ночь трагедии стали семь минут. Именно на это время опаздывал один из поездов, встретившихся на участке дороги, где из-под земли медленно выходило невидимое взрывоопасное вещество. Два пассажирских состава Новосибирск–Адлер и Адлер–Новосибирск не должны были пересекаться в этой точке, до 4 июня они никогда там и не пересекались.
Оба поезда одновременно въехали в газовое облако. Семь минут опоздания одного из них сыграли роковую роль для мирно спящих пассажиров, возвращавшихся домой и едущих на отдых. Как только составы пересекли невидимую границу с накопившимся газом, произошел взрыв.
Позже, когда начался анализ произошедшего, специалисты посчитали, что мощность его могла доходить до 12 килотонн ТНТ (ядерный взрыв в Хиросиме — 16). Многие потом говорили, что на вспышку и ударную волну среагировало командование воздушно-космической обороны Северной Америки, у них сработал сигнал тревоги.
В составах находились почти полторы тысячи человек. В идущем в Адлер ехали дети в лагеря отдыха. От многих из них буквально ничего не осталось. Некоторые пассажиры до сих пор считаются пропавшими без вести. Вагоны разворотило и разбросало по окрестностям, деревья вокруг превратились в черные скелеты. Очевидцы вспоминали потом, содрогаясь: люди сгорали, как спички.
Местом трагедии стал глухой лес, и оказать помощь пострадавшим было очень непросто. Не было дороги, и спасатели пробирались к эпицентру взрыва пешком. Не оказалось в районе и врачей: в ночь с субботы на воскресение многие разъехались.
На следующий день руководитель управления здравоохранения города Уфы Дими Чанышев обратился по радио к людям и попросил всех медиков выйти на работу. Откликнулись тогда все, кто мог, заработали даже поликлиники. 7 числа руководство решило отправить некоторых пострадавших в соседние города.
По официальным данным, в результате трагедии погибли 575 человек (на мемориальной доске на месте катастрофы указаны 675 имен), из них — 181 ребенок, ранения, обернувшиеся для многих инвалидностью, получили 600 человек.
Версии и последствия
Комиссия, занимавшаяся расследованием, пришла к выводу, что газ начал выходить из продуктопровода за 2—3 недели до взрыва (еще при строительстве ему было нанесено небольшое повреждение), образовался микросвищ, а затем, в результате охлаждения трубы, в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.
Примерно за три часа до катастрофы на ответственном участке приборы показали падение давления в продуктопроводе. Но вместо, того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления показателей. Через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана и бутана, которые образовали «газовое озеро». Возгорание смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.
Судебное разбирательство по трагедии продолжалось шесть лет. Было предъявлено обвинение девяти должностным лицам (двое амнистированы). Среди остальных — начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215, часть II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.
Комиссия, занимавшаяся расследованием, пришла к выводу, что газ начал выходить из продуктопровода за 2—3 недели до взрыва (еще при строительстве ему было нанесено небольшое повреждение), образовался микросвищ, а затем, в результате охлаждения трубы, в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.
Примерно за три часа до катастрофы на ответственном участке приборы показали падение давления в продуктопроводе. Но вместо, того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления показателей. Через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана и бутана, которые образовали «газовое озеро». Возгорание смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.
Судебное разбирательство по трагедии продолжалось шесть лет. Было предъявлено обвинение девяти должностным лицам (двое амнистированы). Среди остальных — начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215, часть II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.
Сегодня
«Сегодня вероятность такого происшествия крайне мала. За безопасностью у нас следят очень строго. Это ж надо было такое допустить: сейчас сразу на место поехала бы дежурная аварийная бригада. Хотя тут не к железнодорожникам вопросы, а к газовикам», — говорит Александр Седов начальник путевой машинной станции.
«По нефтепроводу «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», который в 1981 году строили, можно учебник писать: как не надо работать. Любой специалист тебе скажет: если труба в диаметре больше 400 миллиметров, газ под давлением пускать нельзя. За такое и не возьмется никто. Но там другое дело, насколько я знаю. Строили нефтепровод, сколько там у них было, миллиметров 700 диаметр? Должен был быть нефтепровод, но в последний момент, когда его достроили, уже почти наверху решили перепрофилировать его в продуктопровод. Куда было деваться? Наверх тогда возмущаться не особо любили и оставили как есть, с таким маленьким диаметром. Сколько там погибших? Почти 600 человек? А виноватыми тех, кто строил сделали», — поделился мнением инженер по охране труда и промышленной безопасности Илья Мухаметшин.
В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 годы на продуктопроводе, который в 14 местах пересекал железные дороги, произошло 50 крупных аварий и отказов. До 4 июня 2989 года к человеческим жертвам они не приводили. После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.
В 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана и прошла ведомственные испытания система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги, предназначенная для мониторинга показателей безопасности переходов. С 2005 года данными системами ведётся планомерное оснащение наиболее ответственных переходов магистральных газопроводов через дороги.
«Сегодня вероятность такого происшествия крайне мала. За безопасностью у нас следят очень строго. Это ж надо было такое допустить: сейчас сразу на место поехала бы дежурная аварийная бригада. Хотя тут не к железнодорожникам вопросы, а к газовикам», — говорит Александр Седов начальник путевой машинной станции.
«По нефтепроводу «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», который в 1981 году строили, можно учебник писать: как не надо работать. Любой специалист тебе скажет: если труба в диаметре больше 400 миллиметров, газ под давлением пускать нельзя. За такое и не возьмется никто. Но там другое дело, насколько я знаю. Строили нефтепровод, сколько там у них было, миллиметров 700 диаметр? Должен был быть нефтепровод, но в последний момент, когда его достроили, уже почти наверху решили перепрофилировать его в продуктопровод. Куда было деваться? Наверх тогда возмущаться не особо любили и оставили как есть, с таким маленьким диаметром. Сколько там погибших? Почти 600 человек? А виноватыми тех, кто строил сделали», — поделился мнением инженер по охране труда и промышленной безопасности Илья Мухаметшин.
В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 годы на продуктопроводе, который в 14 местах пересекал железные дороги, произошло 50 крупных аварий и отказов. До 4 июня 2989 года к человеческим жертвам они не приводили. После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.
В 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана и прошла ведомственные испытания система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги, предназначенная для мониторинга показателей безопасности переходов. С 2005 года данными системами ведётся планомерное оснащение наиболее ответственных переходов магистральных газопроводов через дороги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий