среда, 10 июня 2015 г.

Санкт-Петербург: Новая схема метро от студии Лебедева


Студия Артемия Лебедева официально представила собственную схему линий петербургского метрополитена (это не схема в смысле куда метро развивать надо, а картинка, которая висит в вагонах метро и на станциях). Проект готовило петербургское бюро в течение пяти месяцев. Выясним, зачем москвич Артемий Лебедев взялся за эту работу.

Разработчики говорят, что схема ориентирована на гостей города, которых через три года – во время чемпионата по футболу – должно прибавится. Что схема их учитывает проблемы инвалидов (отмечены станции, где для людей, ограниченных в передвижении, созданы условия) и людей, не различающих цвета. Для последних линии подписаны: Правобережная, она же 4-я, она же оранжевая.

На схеме Лебедева имеются основные достопримечательности, парки, морской порт и речной вокзал, который уже снесли. Стадион на Крестовском обозначен мячиком, а Финский залив – рыбками. Это все вагонная схема. Есть версия для смартфона и для улицы. 


И как из этого студия Лебедева собирается добывать деньги, спросим у руководителя проекта Александра Минакова.

– Вы зачем на наше метро решили покуситься?– Мы взялись за это дело, потому что было очевидно: нынешняя схема не отвечает требованиям городской навигации, она устарела, нуждается в замене. Схема – часть имиджа города. В Москве мы с этой задачей справились, хотя мы продолжаем эту схему совершенствовать. Подумали, что можем решить ее и в Петербурге. У нас много сделано для того, чтобы пассажир с нашей помощью исследовал город, а не просто получал информацию. Чтобы знал хотя бы, что в Петербурге не три главных острова, а гораздо больше. Для нас первоочередная задача не заработать деньги, а поработать на престиж нашего города.

– Вы рассчитываете, что правительство Петербурга купит у вас эту схему?
– Мы сейчас со Смольным обсуждаем вопрос о покупке. Переговоры велись с самого начала, с января. Проект запустился с одобрения Комитета по транспорту.

– А почему бы не окупать затраты на схему за счет рекламы?
– Забивать схему магазинами, пусть и спонсора, – это дикость. Тут для важной-то информации места нет, все время кроить приходилось. Скажем, мы не упомянули время работы метрополитена, а это очень важно, раз схема рассчитана больше на гостей города.

– А станции велопроката почему не нарисовали?
– Станции велопроката – идея хорошая, но их уже слишком много, чтобы все вместились.

– А сложности у вас с чем были?
– Мы так и не выяснили, в честь чего называется станция «Московские ворота». Если в честь самих ворот – тогда слово «московские» должно писаться с заглавной буквы, а «ворота» – с маленькой. Но если станция названа в честь топонима – площади Московские Ворота – то она должна писаться так же, как пишется название площади. В названии станции прописная буква только одна.

Кстати, Артемий Лебедев уже не первый раз раздражает петербургских дизайнеров. В начале года он представил свою систему новых туристических логотипов Петербурга – среди символических изображений оказались корона, ангел Петропавловки, феска, труба, барабан, Спас-на-Крови, батон, торт со свечами, зонт, фонтан.

Петербургские специалисты сказали, что логотипы Лебедева подходят для молодежных мероприятий: логотипы современные, со смыслом, но не для Петербурга – не соответствуют духу города, не подчеркивают его утонченность и интеллигентность. Тем не менее, творчество Лебедева стало использоваться городскими структурами.


Зачем студия Артемия Лебедева так целенаправленно занялась Петербургом и насколько это опасно для местных дизайн-бюро?

Вот что на эти вопросы нам ответил известный дизайнер Владимир Пирожков (он, в частности, занимался дизайном олимпийских факелов):
– Это часто практикуется: что дизайнерское бюро делает проект, не имея заказа и без гарантии, что его удастся продать. Их задача – заявить о себе и войти на рынок. Если это профессиональные люди и у них все получается – почему бы и нет. Подмести под себя все государственные заказы они все равно не смогут.

Вам схема Лебедева понравилась?

Александр Холоднов, заместитель генерального директора ИТП «Урбаника»:
– Такой схеме место в буклете. По моему опыту поездок по большим городам, схема должна быть более простой и наглядной. Рисунок проектируемых линий я всегда считал излишней информацией. А вот чего в схемах обычно не хватает – это рисунка железнодорожных веток, чтобы было наглядно видно, как электричка соединяет Балтийский вокзал и Ленинский проспект.

Екатерина Сотникова, дизайнер (СПб):
– Красные вокзалы мне кажутся весьма сомнительными, хотя, наверное, имеется в виду цвет РЖД... Зелень гипертрофированная больше дезинформирует. Реки все названы, но острова – нет, а это важно в Петербурге. Ботанический сад назван, а Таврический – нет, что странно. Существенный минус, что нет мостов: они важны для ориентации. Исаакий и Казанский слегка утратили свои характерные пропорции... Перспектива развития метро не вполне, кажется, совпадает с официальной на сайте метрополитена.

Стилистически мне не очень нравятся шрифты и «рыбки» и пиктограммы достопримечательностей – какие-то они не питерские, но это дело вкуса, конечно. Странно выглядит цвет английских букв – серо-фиолетовый. В общем, вопросов еще много, но любая схема должна проходить адаптацию.

Нина АСТАФЬЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий