среда, 10 июня 2015 г.

Москва: Машинист метро


Профессию машиниста трудно назвать экзотической, но скажите честно: что вы знаете о людях, которые каждый день возят нас в метро? Знакомим Вас с машинистом столичной подземки Максимом Рублевым.

Я работаю машинистом на Таганско-Краснопресненской линии. Работу свою и столичную подземку люблю так, что даже книгу об этом написал. О метро готов рассказывать постоянно, что и делаю в своем интернет-блоге под ником Погонщик Ежей. Ник (то есть имя) с работой связан непосредственным образом: ЕЖ3 — это модель метровагона, который еще ходит на нашей линии, и машинисты эти поезда ласково называют ежиками. Сейчас в метрополитене идет замена подвижного состава на новый. На нашей линии со старыми добрыми ежиками окончательно простятся в 2017 году.

На станции «Проспект Мира» в рамках конкурса «Московские мастера» проходит соревнование дежурных по станции

РОСКОШЬ ОБЩЕНИЯ

Мне нравится с пассажирами общаться, контакт с ними стараюсь наладить сразу, при посадке. Говорю им бодрым голосом: «Уважаемые пассажиры! Побыстрее производим посадку и высадку! Не задерживаем отправление поезда. Не скапливаемся в дверях, проходим вглубь вагона». Если дело происходит утром, добавляю: «Хорошего вам дня», — а уж пожелать доброго вечера пятницы — вообще святое. Казалось бы, мелочь, но я же вижу: люди улыбаются, стараются мне помочь не выбиться из графика, быстрее двигаются.

А вообще для машиниста составлен список фраз, который мы можем произносить, общаясь с пассажирами. Кстати, в прошлом году впервые был выпущен официальный документ, который предписывал нам поздравить пассажиров в новогоднюю ночь. Как говорил древнекитайский философ Лао-цзы: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага».

Однажды в каком-то зарубежном журнале я прочел, как общаются мои австралийские коллеги с пассажирами. И позавидовал.

Например, их никто не осудит за такую фразу: «Перед нами едет очень неторопливый поезд, я не могу его ни перепрыгнуть, ни обогнать, ни подтолкнуть, поэтому мы будем ехать за ним медленно и долго». А вот так может обратиться к людям, которых перевозит, машинист-железнодорожник: «Простите за очень резкое торможение, тут пути переходили две пожилые леди.

Сейчас мое сердце забьется вновь, и мы поедем дальше». Сравните это с нашим: «Уважаемые пассажиры, соблюдайте спокойствие и порядок, поезд скоро отправится!» Вот люди и гадают: пора нервничать или еще рано? А всего-то и надо — взять микрофон и сказать: «Впереди на станции стоит поезд, как только он отправится, мы тут же поедем».

Пассажиры метро и сами любят с машинистами поговорить: в каждом вагоне есть кнопка связи, так вот некоторые нажимают ее исключительно по делу, например, чтобы сообщить о забытых кем-то в вагоне вещах. А бывает, вошел вечером человек в вагон слегка навеселе, хорошо ему, но общения не хватает.

Нажимает он кнопку связи и говорит: «Эй, машинист! Хочешь, я тебе спою?» А вообще за порядком в метро все его работники следят строго. И, если в поезде находится бомж или пьяный пассажир, надо об этом обязательно сообщить, назвав номер вагона. Я передаю информацию диспетчеру, и через одну станцию в вагон заходят полицейские.

Машинист столичного метро Максим Рублев

ЧТО ОБЩЕГО У ЛЕТЧИКА С МАШИНИСТОМ

Как люди приходят в профессию? Чаще всего едут в метро, видят объявление, в котором написано: «Требуются машинисты», — и зарплата указана — «до ста тысяч рублей». И они рассуждают: «Сидит человек в кабине, ничего не делает, только ручку дергает, на кнопки нажимает и получает та-а-а-кие деньги! Работа сменная, значит, свободное время есть. Отпуск — 45 суток. Да и социальный пакет приличный. Буду в шоколаде!» А когда до дела доходит, понимают, что работа — совсем не сахар.

Я имею в виду, что в психологическом плане она очень нелегкая: постоянно находишься в напряжении. В конце восьмичасовой смены ощущение такое, словно вагон разгрузил. Правда, два дня после смены у машиниста выходные, первый из них — так называемый отсыпной...

Я пришел работать в метро в начале 2000-х. До этого года полтора проработал на телевидении, в цехе внестудийного спецосвещения. Потом грянул кризис, и я попал под сокращение. И тут встретил парня, с которым служил в армии, — он уже машинистом метро работал. Он мне немного об этой профессии и рассказал, подытожив: «Работать можно!»

Врать не буду, с детства о профессии машиниста не мечтал и, если бы был смелее, в свое время пошел бы в авиацию: она остается моей страстью по сей день. Но к ней давно добавилась другая — метро.

Кстати, медицинские требования к будущим машинистам почти такие же строгие, как к летчикам. И даже если ты медкомиссию прошел, еще не факт, что в профессию придешь. Из 60 человек к концу обучения остаются человек 20.

Не вышел на учебу — ставят прогул и отчисляют. «Сачки» у нас не задерживаются. Да и процесс обучения не из легких. Многие вещи приходится зубрить, материальную часть машинист обязан блестяще знать. И с окончанием учебного центра ты продолжаешь учиться — уже на практике.

ПРАВИЛА ПРИДУМАНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ ВЫПОЛНЯТЬ

Когда писал книгу «Не прислоняться! Как вести себя в метро», надеялся, что читатели узнают из нее много полезного о столичном метрополитене. Соавтором книги стал мой любимый писатель-фантаст Олег Дивов. Однажды в блоге я написал ему, что могу оказать консультативную помощь в написании книги.

В итоге решили писать книгу совместно. Я был счастлив! Собрал материал. Я делюсь с читателями своими наблюдениями, не просто рассказываю о правилах поведения в метро, а объясняю, почему было принято то или иное из них и что может случиться, если эти правила не выполнять. Люди ведь редко задумываются том, почему нельзя держать двери метропоезда, стоять у края платформы... Уверен: мало кто знает, почему в метрополитене не разрешается фотографировать со вспышкой. Объясняю: когда машинист выезжает из темноты тоннеля на ярко освещенную станцию, фотовспышка может его ослепить. И он будет управлять поездом, как говорится, на ощупь: в глазах — чернота и солнечные зайчики прыгают, а за спиной — восемь вагонов с людьми… Сейчас в метро разрешили снимать, но без вспышки и на непрофессиональную аппаратуру.

Чаще всего мне приходится отвечать на два вопроса, касающихся работы. Первый: почему женщина не может быть машинистом? Объясняю, что еще во времена Советского Союза был утвержден список профессий, где запрещено использовать женский труд. Машинист метро — одна из них. Тогда, при старом подвижном составе, это было оправдано.

А с появлением нового, когда труд машиниста можно сравнить с работой оператора, возможно, женщинам и разрешат водить поезда метро. А еще людей очень интересует, успевает ли машинист за время смены забежать в туалет? Вообще-то с этим сложновато. Если, скажем, у водителя автобуса, когда он приезжает на конечную станцию, есть 20 минут личного времени, то у машиниста метропоезда на все про все — несколько минут: пока маневровый машинист развернет состав. Но за эти две минуты надо ведь еще через всю платформу до кабины успеть добежать...

Но в каждой смене дежурит резервный машинист, вот он и выручает. Когда мне приспичит, звоню диспетчеру и прошу, чтобы меня ненадолго сменили...

Кстати, по поводу туалетов в метро в блогах на просторах интернета недавно разгорелась нешуточная дискуссия. С одной стороны, при проектировании метро они запланированы не были, с другой — пассажирам они нужны. Если поставить на станциях биотуалеты, появится запах... Думаю, их место — возле входов в метро.

Мало кто знает, что почти у каждого машиниста дома живет животное, которое он спас в метро. Вот и я свою кошку подобрал на путях.

БОЕВЫЕ ПРЕДКИ

Не меньше, чем работой, я горжусь своими корнями. Когда говорят, что серьга в моем ухе — дань моде, отвечаю, что мода здесь совершенно не при чем. Это дань моим корням. Я цыган.

Когда-то мой прадед украл из табора мою прабабку, ей было 16 лет. Да у меня все деды и бабки боевыми были! Одна, по линии матери, ночная ведьма, летала на У-2 и наводила ужас на фашистов, другая всю войну водила полуторку!

ГДЕ УЧАТ

Получить профессию машиниста электропоезда можно в Учебно-производственном центре Московского метрополитена. В этом образовательном учреждении осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка по 35 профессиям, востребованным в столичном метрополитене.

Среди них: машинисты и помощники машинистов электропоездов, дежурные по приему и отправлению поездов, машинисты эскалаторов, электромонтеры, контролеры автоматических пропускных пунктов, электромонтеры сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи и другие специалисты.

КСТАТИ

Вот уже почти полгода во вторникам и четвергам Макс Рублев ведет свою колонку в газете «Москва Вечерняя», которую бесплатно раздают почти на всех станциях столичного метро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий