вторник, 9 июня 2015 г.

Подземка: где находится лучшее в мире метро

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Для любого современного мегаполиса метро - самый быстрый и удобный транспорт. Сколько жителей земли пользуются им, подсчитать довольно сложно. Однако только три крупнейших метрополитена в мире - Нью-Йоркский, Токийский и Московский - перевозят в среднем около 19 млн пассажиров каждый день, при этом их суммарный ежегодный пассажирооборот составляет около 7 млрд человек.

Для любого современного мегаполиса метро - самый быстрый и удобный транспорт. Сколько жителей земли пользуются им, подсчитать довольно сложно. Однако только три крупнейших метрополитена в мире - Нью-Йоркский, Токийский и Московский - перевозят в среднем около 19 млн пассажиров каждый день, при этом их суммарный ежегодный пассажирооборот составляет около 7 млрд человек.

Сравним крупнейшие метрополитены мира по стоимости проезда, комфорту, практичности и эстетической привлекательности, а также выяснил, какие изменения ждут в ближайшее время московское метро.

От Темзы до Москвы-реки

Первыми идею о подземных железнодорожных перевозках реализовали британцы, чтобы избавиться от пробок у моста через Темзу в Лондоне. 10 января 1863г. состоялся пуск первого в мире подземного участка городской железной дороги длиной 3,6 км, строительство которого вела компания Metropolitan Railways ("Столичные железные дороги").

Поездки в лондонской подземке того времени были далеки от идеальных. Во всяком случае, комфортными их точно не назовешь: пассажирам приходилось мириться с копотью и дымом, заполнявшими тоннели, поскольку поезда работали на паровой тяге, а окна в вагонах отсутствовали. Тем не менее целесообразность этого тогда еще диковинного вида транспорта оказалась столь очевидна, что уже через год парламентская комиссия одобрила строительство подземной окружной железной дороги в британской столице протяженностью около 30 км. Кольцевая линия Лондонского метрополитена открылась в 1884г., а уже в 1890г. появились поезда на электрической тяге.

Надо отметить, что в английском языке слово metropolitan изначально не прижилось: линии метро в Великобритании и других европейских странах получили иные названия. Привычным нашему уху "метро" мы обязаны Франции, где впервые оно приобрело нарицательное значение: так стали называть городскую внеуличную железную дорогу. Затем это слово перекочевало и в другие европейские языки.

Сама же технология городского поезда быстро распространилась по США и Европе. Соединенные Штаты стали второй страной в мире, где заработала система метро. Впрочем, открытый в Нью-Йорке в 1868г. метрополитен не являлся им в привычном понимании этого слова, поскольку был надземным. Эти участки не сохранились, впоследствии их заменили подземными, а первая подземная линия в крупнейшем городе мира была открыта лишь в 1904г.

В Европе старейшими являются метрополитены Афин (открыт в 1869г.), Будапешта (1896г.), Вены (1898г.), Парижа (1900г.), Берлина (1902г.) и Гамбурга (1912г.).

Сегодня метро есть более чем в 150 городах мира. Крупнейший метрополитен - по количеству станций и длине маршрутов - Нью-Йоркский. За ним следуют самые крупные по протяженности линий Шанхайский (420 км) и Лондонский (408 км). Больше всего пассажиров (в ежедневном и годовом исчислении) перевозят метро Токио и Москвы. В день они обслуживают в среднем около 8,2 млн и 7 млн пассажиров соответственно. Самые маленькие метрополитены - в итальянских Перудже и Катании, а также в городе Хайфе в Израиле. Население каждого из этих городов не превышает 300 тыс. человек.

Трамвайное лобби остановило московскую подземку

Московское метро было пущено лишь в первой половине XX века, спустя почти 80 лет после лондонского, хотя первые предложения по его созданию появились еще в 1875г. Однако реализовать их не позволило в том числе мощное трамвайное лобби, поскольку доходы от эксплуатации трамваев приносили значительный доход московской казне.

Затем планам по строительству метрополитена помешали Первая мировая война, революция 1917г. и последовавшая за ней Гражданская война в России. К вопросу о необходимости разгрузки улиц тогда уже советской столицы вернулись лишь в середине 1920-х гг. Окончательно решение о создании Московского метрополитена было принято в 1931г. Население Москвы на тот момент достигло 4 млн человек. Строительством занимался трест "Метрострой". Первая линия метро протяженностью около 11 км заработала 15 мая 1935г. Она шла от станции "Сокольники" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую". Участок второй очереди - от "Смоленской" до "Киевской" - протяженностью около 1,5 км был введен в марте 1937г., а в январе 1950-го был принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции "Курская" до "Парка культуры" длиной примерно 6,5 км. Строительство московского метро продолжалось даже во время Великой отечественной войны: в 1941г. работы временно были приостановлены, но возобновились, как только миновала угроза захвата столицы германскими войсками в мае 1942г. На семи станциях, построенных в военное время, установлены таблички с надписью "Сооружено в дни Великой Отечественной войны". Московское метро развивается и сегодня.

В настоящее время Московский метрополитен включает 185 станций и 12 линий, в том числе линию легкого метро. Его общая протяженность - около 306 км.

Фунт юаню не товарищ

Несмотря на внешние многочисленные сходства, есть между системами метро и существенные различия. Сравним крупнейшие метрополитены мира на основе самых важных для пассажиров критериев.

Одним из них является стоимость проезда. В этом плане наименее привлекательно лондонское метро, традиционно считающееся самым дорогим в мире. В 2012г. цены на проезд в метрополитене для жителей и гостей британской столицы вновь выросли. Теперь за поездку в метро (или tube, "труба", как его называют жители Лондона), придется выложить 2,3 фунта стерлингов (около 106 руб. по текущему курсу ЦБ РФ) или 1,35 фунта (62 руб.) по билету Oyster Card. Вместе с ценами на проезд власти Лондона увеличили и штрафы для безбилетников с 50 до 80 фунтов стерлингов (3705 руб.). Еще одной особенностью лондонского метро является наличие так называемых зон, которые включают по несколько станций. От числа этих зон, через которые пролегает маршрут, зависит размер платы за проезд. Самый дорогой проезд в первой зоне, где сосредоточены главные достопримечательности Лондона. Впрочем, здесь британская столица не является чем-то исключительным: похожая система зон действует во многих городах Европы, например в Мадриде.

Чуть дешевле проезд в нью-йоркском метро, который его жители традиционно называют Subway ("подземка"). Однократная поездка обойдется в 2,25 доллара (около 65 руб.). Впрочем, можно купить пластиковую MetroCard за 2,5 доллара (72 руб.), которая позволяет продолжить путь на городском автобусе в течение двух часов с момента выхода из метро. Такая же система, интегрированная с общественным надземным, в том числе пригородным, транспортом, сегодня активно используется как в США, так и в странах Европы и Азии. Например, в Милане билет на метро одновременно действителен и на автобус с ограничением времени в 1,5 часа после выхода из подземки. В Нью-Йорке по многодневному билету можно ездить как на метро, так и на городских автобусах. Этим, к сожалению, не может похвастать метрополитен Москвы.

В Париже разовый билет для проезда в метро стоит 1,7 евро (65,5 руб.). Сэкономить можно, купив "карне" - десять билетов за 12,5 евро, одна поездка в таком случае обойдется в 1,25 евро (48 руб.). В Токио минимальная стоимость поездки составит от 160 до 170 иен (56-59 руб.).

Как известно, однократный проезд в Московском метрополитене стоит 28 руб. При этом можно купить проездной на месяц с лимитом в 70 поездок за 1230 руб., одна поездка и в таком случае обойдется всего в 17,5 руб. Таким образом, среди крупнейших мировых систем московское метро по этому критерию выглядит довольно привлекательным.

Самая низкая стоимость проезда только в пекинском метро, где одна поездка обойдется всего в 2 юаня (около 9 руб.). При этом билет обязательно надо хранить до конца поездки: при выходе его опускаешь в турникет, иначе не выпустят.

Метро контрастов

По уровню сервиса одним их мировых лидеров является метрополитен в столице Японии. В поездах токийского метро установлены сидения с подогревом и жидкокристаллические дисплеи, в вагонах - электронные табло, на которых отображается название следующей станции. Кроме того, на схемах указываются номера вагонов, в которые нужно сесть, чтобы было удобнее пересаживаться на той или иной станции. Остановки объявляются на японском и английском языках, иногда - на китайском. Поезда в токийском метро ходят строго по расписанию. В переходах между станциями расположены рестораны и закусочные, а одна из станций расположена на четвертом этаже огромного торгового центра.

Однако спокойным и тихим токийское метро, включающее 290 станций и 13 линий общей длиной более 350 км, не назовешь. По количеству перевозимых пассажиров, а также по толкотне оно не уступает московскому. Из-за традиционной давки в часы пик японцам даже пришлось ввести специальные вагоны только для женщин. В токийском метро также есть специальная должность - осия, созданная для того, чтобы заталкивать пассажиров в переполненные вагоны. В Москве на осиях, как известно, экономят, и функции по "уплотнению" вагонов выполняют сами пассажиры, оказавшиеся в последних рядах и опаздывающие на работу.

По уровню функциональности также следует выделить метрополитен французской столицы, который является одним из лучших в мире по охвату. Говорят, что любое здание Парижа находится на расстоянии не далее 500 м от одной из станций метро. Всего же оно включает 16 линий протяженностью около 215 км и 300 станций.

В некоторых европейских метро нет турникетов, что также весьма удобно. За проход в подземку платить не нужно, билет пробивается на перроне, то есть оплачивается непосредственно вход в вагон, за чем следят контроллеры. Такие же системы действуют, например, на некоторых станциях в Берлине, Праге и Будапеште. В столицах Германии и Франции двери на нескольких линиях (в Париже - на большей части линий) не открываются автоматически, пассажирам необходимо нажимать на кнопки, расположенные на дверях вагона, для входа и выхода.

Существенным преимуществом Московского метрополитена перед многими европейскими является небольшой интервал времени между поездами. Если в метро Старого Света ждать приходится, как правило, 4-10 мин., то в Москве в часы пик интервал составляет всего 1,5 мин. При этом Московский метрополитен, по отзывам респондентов, является гораздо более шумным, чем многие европейские системы.

Однако подземки в странах Европы более "цивилизованные" в плане удобства пассажиров с ограниченными возможностями. Лифты, съезды для колясок, небольшие устройства для незрячих на полу платформ, а также приспособления для чтения руками в терминалах оплаты билетов метро за границей более распространены, чем в Москве. В российской столице лифты для инвалидов есть только на новых станциях ("Волоколамской", "Мякинино", "Митино", "Зябликово" и др.), при этом в центре города их установка в ближайшее время не планируется.

Негативные отзывы оставили опрошенные РБК респонденты о римском метро. Жаловались на неудобство переходов между станциями, грязь и относительную дороговизну (поездка обойдется примерно в 2 евро или 77,5 руб.). Римская подземка к тому же еще и самая неразвитая среди метро европейских столиц: имеет всего две линии, пересекающиеся возле вокзала Термини, и длину порядка 38 км.

"Три параллельных линии, одна из которых - кольцевая"

Существенные минусы мощнейших токийского, парижского и лондонского метро - их сложность и запутанность. Заблудиться в лабиринте разноцветных линий может даже опытный турист. Схема токийской или, например, лондонской системы метро похожа на ребус, разгадать который приезжему непросто. Лондонская подземка характеризуется как "три почти параллельных линии, одна из которых - кольцевая". Некоторые ее станции закрыты из-за низкого пассажиропотока, что наглядно демонстрирует нелогичность и избыточность. Так, закрытой в 1981г. станцией Blake Hall пользовались всего 6 пассажиров в день.

Другая крупнейшая система метро мира - нью-йоркская - имеет ряд особенностей, привыкнуть к которым довольно сложно, что создает определенные трудности. Метро охватывает четыре из пяти городских районов - Бронкс, Квинс, Манхэттен и Бруклин. В районе Статен-Айленд действует линия городского поезда. Нью-йоркское метро включает 468 станций и 26 маршрутов протяженностью 1355 км.

Главной особенностью Нью-Йоркского метрополитена является отсутствие линий в том понимании, к которому привыкли жители Москвы. Большинство станций трех- или четырехполосные и предназначены одновременно для локальных и экспресс-линий. То есть одни поезда останавливаются на всех станциях на маршруте, другие - только на некоторых. Изначально 29 линий нью-йоркского метро строились разными компаниями, лишь позднее объединившись в единую сеть, поэтому некоторые дублируют друг друга. Частенько повторяются и названия станций, расположенных на разных линиях. Линии метро Нью-Йорка можно сравнить с улицами, по которым вместо поездов едут троллейбусы. То есть они следуют не по конкретной ветке, как в Московском метрополитене, а по определенному маршруту. Но во время движения этот маршрут меняется. Это может происходить, например, если линия, по которой движется поезд, затоплена (что частенько случается) или по какой-то другой причине. Тогда пассажирам объявляют, что маршрут меняется, причем делают это не всегда внятно, и состав перемещается на другую линию, объезжая проблемную станцию. Затем поезд возвращается на положенную ветку метро.

Большой плюс в том, что Нью-Йоркский метрополитен работает круглосуточно 365 дней в году, не закрываясь на ночь, как подавляющее большинство метро мира. Нью-йоркская подземка также более "гибкая" по сравнению с московской. Если в Москве, например, от "Бибирево" до "Воробьевых гор" всего один наиболее удобный маршрут, то в Нью-Йорке от станции Burnside Avenue (район Бронкс) до Brighton Beach (Бруклин) можно добраться несколькими разными маршрутами. Однако по критерию простоты и логичности метрополитен российской столицы уверенно опережает крупнейшие метро мира.

Московское метро традиционно и по праву считается одним из самых красивых в мире. Недаром 44 станции столичной подземки признаны объектами культурного наследия. Стройка метрополитена Москвы велась с советским размахом. Облицованные мрамором стены и колонны, мозаичные панно и картины из цветного стекла, массивные с вензелями люстры на "Новослободской", "Комсомольской", "Маяковской", "Площади Революции" и других старых станциях приводят в восторг туристов. С московской подземкой в этом смысле может поспорить разве что метро Стокгольма, называемое также самой длинной художественной галереей.

Московское метро: стройка продолжается

Московские власти уверенно взяли курс на развитие именно метро, определив его приоритет перед другими видами общественного транспорта. Во всяком случае, это следует из объемов финансирования подземки, которые год от года растут. В 2012г. на развитие Московского метрополитена выделят около 100 млрд руб., что почти вдвое больше, чем годом ранее. В ближайшие пять лет планируется строительство 75 км линий и 36 станций метро. В этом году будут открыты три новые станции - "Новокосино", "Пятницкое шоссе" и "Алма-Атинская".

Вместе с тем очевидно, что в последние 8-10 лет строители метро катастрофически не успевают за ростом числа жителей Москвы. Отсюда следует главная беда московской подземки, как и самой столицы - ее "перенаселенность". Главные неудобства, которые портят нервы пассажирам московского метро - круглогодичная духота, давка и "пробки" в часы пик на узловых станциях, где на путь от вагона до эскалатора (50-100 м) приходится тратить по 10-15 мин.

Несколько улучшило ситуацию со свежим воздухом появление системы кондиционирования в вагонах столичного метро два года назад. "В настоящее время кондиционерами оборудованы все поезда на Кольцевой линии. Также частично оснащены системами кондиционирования вагоны на Арбатско-Покровской и Филевской линиях, - рассказал РБК заместитель начальника пресс-службы столичного метрополитена Павел Сухарников. - Кондиционеры установлены во всех новых вагонах типа "Русич" и 81-760/761 (название поезду еще не придумали - прим. ред.), которые закупает сейчас метрополитен. Они будут появляться в первую очередь на Калининской линии". Всего в парке Московского метрополитена - почти 5 тыс. вагонов, пятая часть из которых - новые. В этом году будет приобретено еще 300 вагонов нового типа. Проблему духоты также пытаются решить, модернизируя вентиляционные установки.

А вот с давкой в часы пик не могут справиться даже уменьшением интервалов между поездами. По официальной информации столичного метрополитена, сегодня на всех перегруженных линиях достигнут минимально возможный интервал, который составляет 1,5 мин. Сделать его еще меньше невозможно - это опасно, поскольку чревато авариями. Самой загруженной в настоящее время является Таганско-Краснопресненская линия, где средний ежедневный пассажиропоток составляет в среднем около 1,3 млн человек. Разгрузить подземку должна масштабная программа по развитию метрополитена Москвы, согласно которой до 2020г. планируется построить еще 43 станции и 90,4 км линий метро. Вместе с тем, по словам экспертов, чтобы обслужить растущее как на дрожжах население Москвы, протяженность линий необходимо увеличивать в разы.

Из последних приятных изменений в Московском метрополитене - появление автоматов по продаже билетов на одну-две поездки (установлено 1,2 тыс. устройств) и оборудование Кольцевой линии Wi-Fi-роутерами. В текущем году столичные власти обещают появление единого проездного билета на все виды транспорта города.

Возможно, не за горами время, когда и в российской столице, единожды заплатив, можно будет воспользоваться и метро, и автобусом, и пригородной электричкой, а Московский метрополитен избавится от духоты, тесноты и гула старых вагонов. Что ж, поживем - увидим.

использован материал

Комментариев нет:

Отправить комментарий