понедельник, 15 июня 2015 г.

Системы общественного транспорта, изменившие города


Во всех городах есть общественный транспорт. Вещь полезная — он помогает людям добраться до работы или попасть в другой конец города. А некоторые виды транспорта настолько необычны, что полностью меняют облик города.

Считается, что первый общественный транспорт появился в XVII-м веке во Франции — это были общественные кареты. К сожалению, пользоваться ими могли себе позволить только люди из высшего класса, так что общественные кареты быстро исчезли за ненадобностью. Потребовалось почти 200 лет, чтобы общественный транспорт стал неотъемлемой частью города. Но к концу XIX-го века в большинстве городов вовсю работали крупные транспортные системы. Итак:

Сеульский метрополитен, Южная Корея


Сеульский метрополитен — одна и самых масштабных систем метро в мире. Ежедневно поезда перевозят по 9,8 млн человек, и это много, учитывая, что население Сеула — около 21-го млн жителей. Поезда ходят каждые две-пять минут, а ветки проложены почти по всему городу и пригородам.


Сеульский метрополитен можно назвать выставкой высоких технологий: здесь есть электронные табло и первый в мире виртуальный рынок, где люди могут покупать продукты или другие мелочи, используя мобильные телефоны. Разумеется, на всех станциях есть Wi-Fi и лифты.

Недостатки? В метро одновременно может находиться слишком много народу, и концентрация CО2 будет небезопасной.
Гонконгский метрополитен, Китай


В Гонконге 90% граждан ездят на работу на общественном транспорте. Линии метро проходят через самые густонаселённые районы. В Гонконгском метрополитене есть несколько систем, которые делают его не только эффективным, но и едва ли не самым доступным среди всех метрополитенов мира.


Платить за весь общественный транспорт можно единой картой под названием «Octopus». Сейчас в обращении ходит около десяти миллионов таких карт, и это снижает затраты и время на использование и обслуживание. В шаговой доступности от метро находится множество магазинов и ресторанов.


Метро — очень распространённый вид транспорта и используется в Гонконге повсеместно, так что местным жителям не приходится переплачивать за жильё только потому, что оно расположено поблизости от транзитных линий.

Паромные линии Вашингтона, США


Штат Вашингтон обладает уникальными геологическими особенностями, которые порой затрудняют передвижение: архипелаг Сан-Хуан и другие острова с материка труднодоступны. Например, чтобы добраться до острова Уидби из крупного мегаполиса, может потребоваться несколько часов на машине.


Чтобы минимизировать неудобства, Вашингтон создал самую большую сеть пассажирских паромов в США. Двадцать доков обслуживаются и управляются фантастически эффективно. В 2009-м году в системе паромов использовалось 9,9 млн транспортных средств, которые в общей сложности помогли добраться до места назначения 22,4 млн пассажиров.

Венецианские вапоретто, Италия


Венеция — ещё один уникальный город с точки зрения геологии: город состоит из сотен островов и каналов, так что автомобили, автобусы и метро для него не подходят. Исторически сложилось, что у большинства жителей были личные гондолы, иногда с гондольером (в зависимости от достатка).


Но современные венецианцы пользуются эффективными и чрезвычайно быстрыми вапоретто (теплоходами или катерами), которые работают по принципу автобусов и ходят круглосуточно. К сожалению, вапоретто с их высокой скоростью косвенно способствуют разрушению исторических зданий.


Мельбурнский трамвай, Австралия


В конце XIX-го века Мельбурн мог похвастаться самой крупной в мире трамвайной системой. Тогда это были ещё конные экипажи. Весь город был опутан 250 км путей с 1753 остановками, и трамвайная система позволяла любому человеку свободно доехать от пригорода до пляжей.


Сейчас в Мельбурне совершается 3,5 млн поездок на трамвае в неделю. Хотя сеть существует почти 80 лет, приватизировали её только в 1999-м году. Впрочем, это как раз не новость, так было со многими транспортными системами во всём мире. Например, система поездов Великобритании была приватизирована только в 1990-х — 2000-х годах.


SkyTrain в Ванкувере, Канада


SkyTrain в Ванкувере был создан, чтобы уменьшить наземное движение в городе. Полностью автоматизированные сверхскоростные линии монорельса проходят по нескольким районам Ванкувера. Этот транспорт можно назвать сверхточным. Популярность его постоянно растёт, и есть опасения, что вскоре SkyTrain не сможет удовлетворить весь спрос.


SkyTrain — отличный пример того, как общественный транспорт может преобразовать город: вокруг станций селится множество людей и строится множество магазинов, торговых центров и прочих объектов городской инфраструктуры.

Медельинские гондолы, Колумбия


Сложный рельеф может привести к гигантским пробкам, а отсутствие нормального общественного транспорта может существенно осложнить жизнь — добираться от одного конца города до другого придётся долго.


Медельин в Колумбии — как раз одно из таких мест: город расположен на крутых склонах, и любому транспорту придётся катить вверх и вниз по крутым холмам. Горок много, дороги плохие, так что автомобильный транспорт был не слишком эффективен — чтобы добраться от окраин до центра, требовалось от двух до двух с половиной часов.


Так было, пока не появились гондолы, которые связывают отдалённые районы города друг с другом и сокращают время проезда с одного конца города до другого.

Канатные трамваи Лос-Анджелеса, США


Эти канатные дороги были заброшены ещё до начала XX-го века. В конце XIX-го века спекулянты недвижимостью создали большую сеть канатных дорог, чтобы сделать горные районы вроде Банкер-Хилла более привлекательными. За основу была взята та же конструкция, что и для канатной сети трамваев Сан-Франциско.


В итоге канатная дорога протянулась с востока на запад. Но в 1902-м году их заменили электрические трамваи, которые можно увидеть во многих старых фильмах, снятых в 1910-х и 1920-х годах. Трамваи же в своё время уступили место автомобилям и автобусам.