В Харькове все очень плохо, у них трамвай умирает. И скоро в этом городе трамвая может и не быть. Активисты, выступающие за права трамваев, сложили руки крестиком и молятся за своих подопечных. Совершенно не понятно что делать, так как ситуация сильно запущена. Кажется, что даже занесение харьковских трамваев в Красную книгу не спасёт их.
Первый электрический трамвай появился в Харькове ещё в 1906 году. Мог бы он знать, что спустя век его захотят предать забвению.
В состояние кризиса харьковский трамвай вошёл после распада СССР и до сих пор никак не выйдет из него.
Ещё в 1991 году в Харькове было 5 трамвайных депо: 4 пассажирских и 1 грузовое, а также вагоноремонтный завод. Насчитывалось 27 трамвайных маршрутов. Работали тысячи сотрудников, а на балансе числилось 700 трамваев.
В 1999-м году закрывают грузовое депо, и на его месте появляется рынок-барахолка. Частично демонтируют трамвайные линии по улицам Петровской и Мироносицкой, Московскому проспекту. В 2000 году из-за нехватки состава прекращена эксплуатация трёхвагонных поездов.
Жители, как всегда, надеются, что придёт новая власть и всё исправит. Но этого не происходит. В начале 2000-х закрывается ещё одно трамвайное депо – Ленинское. Было уничтожено несколько десятков трамваев, уволено несколько сотен сотрудников. В 2005 году демонтирована линия по улице Шевченко.
В 2006 году были взяты в лизинг 90 троллейбусов и 10 трамваев. Правда, обновление оказалось незначительным, уничтожили ещё больше трамваев. А город влез в многомиллионные долги.
"Горэлектротранс" стал тяжёлым бременем для городского бюджета. Не спасало повышение стоимости проезда. Кондукторов сокращали, а водителей, наоборот, не хватало: на крайне низкую зарплату никто не шёл. Из-за такого отношения руководства работники даже устраивали забастовки. Когда транспорт не вышел на улицы города, предприятие всё же вынуждено было пойти на частичные уступки. Но потом некоторые активисты были наказаны за инициативность и уволены.
Ещё спустя два года под видом реконструкции демонтировали линии на Пушкинской улице.
Причем где-то городские власти принимали решение втихую, без обсуждения и одобрения общественности. Люди даже собирали подписи против уничтожения трамвая в Харькове. Жители считали, что город не может обойтись без трамвая. Кто-то привык к этому виду транспорта, кто-то ратует за его экологичность, а кому-то, например, пенсионерам просто не по карману езда на маршрутке. Но городские власти уверены, что Харькову, без трамваев будет намного лучше: "станет меньше пробок", повысится безопасность. Трамвайные пути ведь изношены, зачем же их ремонтировать, когда можно просто убрать.
В том же 2009 году в "Горэлектротрансе" опять сменилось руководство, но дело с мёртвой точки не сдвинулось. Трамвайные пути продолжают закрываться, а рельсы – демонтироваться.
В 2011 году город совершил сомнительную покупку – 20 чешских трамваев 70-х годов выпуска, которые десятки лет отработали в Праге, а после ремонта прибыли в Харьков.
Харьковские трамваи уже отработали свой амортизационный срок, их средний возраст – 30 лет, но это если не брать во внимание чешские трамвайчики, им ещё больше. Изредка можно встретить новые трамваи производства Харьковского вагоноремонтного завода, например, вот эти. Но их всего четыре на весь город.
Вот так выглядят харьковские трамваи после капитального ремонта.
Геннадий Кернес до недавнего времени чувствовал себя прекрасно:
Со своей машиной...
По-видимому, руководство города всё же нашло выход из положения – постепенно, шаг за шагом, избавиться от харьковского трамвая. Так, согласно Генплану города, рассчитанного до 2031 года, в Харькове уберут трамвай из центральной части, заменив его троллейбусом. А трамвайные пути останутся только на окраинах.
Власти города и области объясняли появление долгов выходом из сделки государства, которое должно было выделять часть средств на погашение платежей. Оно и выделяло, но недолго. После Кабинет министров принял решение, что госбюджет может поддерживать покупку только отечественного транспорта, а троллейбусы и трамваи, купленные «Горэлектротрансом» в лизинг, были российского производства. Неизвестно, чем закончится этот спор: может быть, город всё же дождётся поддержки из госбюджета и выплатит долг деньгами, а, может быть, придётся проститься с десятками единиц транспорта.
Если власти никак не хотят "лечить" харьковский трамвай, может, ему в самом деле пора уйти на покой? Он и так постоянно попадает в сводку ЧП. По словам очевидцев, с 25 сентября 2014 по 5 марта 2015 в Харькове 29 раз сходили с рельсов трамваи в разных частях города.
Если власти никак не хотят "лечить" харьковский трамвай, может, ему в самом деле пора уйти на покой? Он и так постоянно попадает в сводку ЧП. По словам очевидцев, с 25 сентября 2014 по 5 марта 2015 в Харькове 29 раз сходили с рельсов трамваи в разных частях города.
Несмотря на спокойствие властей, в последнее время чуть ли не каждую неделю трамваи сходят с рельс, во что-то врезаются – в общем, разваливаются на ходу.
Особенно харьковский трамвай любит дрифтовать.
Особенно харьковский трамвай любит дрифтовать.
В первых числах июня трамвай №7, который курсирует по маршруту «Южный вокзал – Новоселовка», сошел с рельсов на ул. Кривомазова.
А на следующий день трамвай №6 остановился посреди пл. Павловской, пассажирам пришлось его толкать.
По-видимому, Харьковский трамвай и вправду отказывается ездить и попросту умирает естественной смертью от старости.
Если в Харькове срочно не начать спасать трамвай, то будет поздно. Без трамвая город станет намного хуже, чем есть сейчас.
Илья Варламов
Комментариев нет:
Отправить комментарий