четверг, 27 августа 2015 г.

Всё метро мира: Алма-ата


Метро Алма-аты было открыто 1 декабря 2011 года. Оно — первое в Казахстане, второе в Центральной Азии (после Ташкентского) и шестнадцатое на территории бывшего СССР.
Начинаем экскурсию...


Длина первой линии составляет 8.5 км. В нее входят 5 станций глубокого заложения и 2 мелкого. На фотографии стандартный подземный вход:


Оплата проезда осуществляется с помощью бесконтактных смарт-карт многоразового использования и одноразовых смарт-жетонов. Стоимость одной поездки составляет 80 тенге, (для детей от 7-15 лет — 40 тенге). Это 23 и 11,5 рублей соответственно.


Проходим турникеты и контролера.


Все эскалаторы оборудованы датчиками движения и запускаются только когда есть пассажиры.


Эскалаторы двигаются неспешно, медленнее, чем в московском метро.


Южнокорейское производство.


Курсируют три состава производства южно-корейской компании Hyundai Rotem. В час пик выпускают дополнительный четвертый состав.


В каждом поезде четыре вагона. Один вагон вмещает 160-170 человек. Установлены системы кондиционирования и видеонаблюдения. Поезда чистые, без рекламы и мусора, одна красота!

Все вагоны имеют сквозной проход. В час пик все сидячие места заняты, но такого столпотворения, как в московском метро, нет. Все дело в том, что построенные станции метро не доходят до спальных районов. Пока.


Время проезда по линии первой очереди составляет всего 16 минут.




Схема линии Алма-атинского метрополитена.


Теперь небольшая экскурсия по станциям, благо их немного.

«Алатау», конечная 1-й линии.


Тоннель.


Станция «Театр имени Мухтара Ауэзова». Станция глубокого заложения (30 м) колонного типа.


В торце платформы выложено большое мозаичное панно с изображением сцены одного из спектаклей театра.


Стены и колонны отделаны плитками травертина со вставленными объемными медальонами.


Люстра.


Центральный зал с гранитными полами. Одна важная особенность — почти на всех станциях отсутствуют лавочки. Учитывая, что интервалы там серьезные, по 12-15 минут, это как-то не комильфо.


«Байконур». Станция глубокого заложения (20 м) колонного типа:


Дизайн станции выполнен в стиле хай-тек и связан с космодромом Байконур. Для отделки стен использована облицовка металлическими панелями голубого и светло-серого цветов


В торце центрального зала установлено 16 дисплеев, на которых крутятся ролики различных запусков с космодрома:


Не знаю, задумка ли это архитекторов, или случайно вышло, но отражения света фар на металлических панелях выглядят волшебно.


«Абай». Станция очень глубокого заложения (78 м) и также колонного типа.


Стоит отметить, что на всех станциях поддерживается идеальная чистота и порядок.


Дизайн станции выполнен в современном стиле без использования традиционных архитектурных элементов. Стены отделаны мрамором бежевого и коричневого цветов. В торце платформы расположено художественное панно, изображающее Абая Кунанбаева и отрывки из его произведений:


«Алмалы». Станция глубокого заложения (30 м) пилонного типа. Стены станции облицованы мраморной мозаикой, рисунок которой образует национальный орнамент.




Панно.


Витраж с яблоневым садом (аналогичный находится в Москве на станции "Алма-атинская"). Название «Алмалы» переводится как «Яблоневый».


«Жибек Жолы». Название станции связано с Великим шелковым путем, который проходил через Южный Казахстан. Снова станция глубокого заложения (30 м) пилонного типа. Архитектурно-художественное решение интерьера основано на традиционных приемах декоративно-прикладного искусства казахского народа. Стены облицованы мраморной мозаикой бежевого цвета и украшены декоративными элементами, изготовленными из искусственного камня.



На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, египетские пирамиды, римский Колизей, афинский Парфенон, монастырь Эд-Дейр в Иордании.


«Райымбек батыра». Конечная.


Под две будущие станции сделали заготовки, хотя их планируется строить больше десяти.