воскресенье, 18 октября 2015 г.

Трамвай Старой Руссы


Старорусский трамвай — это трамвайная система, функционировавшая в городе Старая Русса.
Статистика: колея 1000 мм. Максимальная длина линии 2 км. Год открытия: 1922. Год закрытия: 1941. Подвижной состав: паровоз “Артур Коппель”, 5 моторных вагонов, 4 прицепных вагона, 2 грузовые платформы.

В апреле 1989 года в Старой Руссе при закладке фундамента жилого дома по ул. Халтурина строители обнаружили на небольшой глубине в земле рельсы. На рельсе сохранилась маркировка, из которой можно заключить, что рельс был изготовлен в 1902 г. Эти рельсы и шпалы — часть трамвайной линии, которая была проложена в Руссе в начале 1920-х годов и по которой был пущен городской трамвай. На Введенской улице (ныне ул. Халтурина), вблизи электростанции, располагался трамвайный парк.


Трамвай ходил от железнодорожного переезда по улицам Карла Либкнехта, Ленина, Карла Маркса до парка курорта. Ходил трамвай неторопливо, оглушительно трезвоня на перекрестках, отдыхая на разъездах, ожидая встречного. Он был той достопримечательностью города, которая придавала ему своеобразие и особую неповторимость.

История старорусского трамвая началась еще в 1915 г. Тогда из латышского городка Кемери под угрозой немецкой оккупации в Старую Руссу было завезено трамвайное хозяйство. До революции это хозяйство оставалось без применения, а в 1918 году Старорусский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял решение о пуске городского трамвая.

Трамвай в Кемери, 1913 год.

Решение это было вызвано несколькими причинами. После революции и гражданской войны упала доходность извозчичьего промысла. Люди голодали, не хватало фуража для лошадей. Город остался без транспорта, а население все увеличивалось, с полной нагрузкой начал работать курорт. Необходимо было решать транспортный вопрос.

Старорусцы нашли выход из создавшегося положения. К пуску городского трамвая отнеслись серьезно, по-деловому. В октябре 1919 года новгородская газета “Звезда” писала: “В городе идут спешные работы по постройке трамвайного пути. Уже уложены рельсы от центра города до парка минвод. Трамвай оживит окраины города и придаст Старой Руссе более городской вид".


Строительствo старорусской трамвайной линии длилось пять лет. На его ходе сказывались трудности того времени, последствия двух войн: экономическая и хозяйственная разруха, частое запаздывание кредитов, отсутствие опыта работы. Старорусская газета сообщала о том, что “строительное управление не озаботилось получением кредитов на 1920 год, ввиду чего дальнейшее производство работ может задержаться...”. Однако, несмотря на множество материальных затруднений, строительные работы в городе велись безостановочно.

Руководило работами строительное управление, среди служащих которого были два техника, один десятник, бухгалтер, табельщик и три сторожа. Возглавлял управление производитель работ инженер-электрик Роман Антонович Бишард. Имя этого человека можно встретить в разных документах по постройке трамвая, им как специалистом было много сделано для ускорения хода строительства.


К началу 1922 года рельсовый путь был уложен на всем протяжении, за исключением подхода к мосту через р. Полисть со стороны Гостинодворной улицы (ул. Ленина). Велись активные работы в трамвайном парке, был проведен ремонт моторов, трамвайных вагонов, полностью отремонтирован паровоз, установлено больше половины деревянных и железных столбов для токопроводного устройства. До пуска электрического трамвая оставалось еще более двух лет, а в июне 1922 года в Руссе пущен был трамвай паровой. Старорусская газета “Красный пахарь” сообщала своим читателям:“С 11 июня в Старой Руссе ходит “трамвай”, вернее, небольшой паровозик с двумя вагонами для перевозки публики и багажа, трамвай свои рейсы приспособляет к часам прибытия и отправления поездов и идет от железной дороги до самого парка. Следовало бы ему работать и в час возвращения публики из театров, потому что среди возвращающихся слышны сожаления, что нет трамвая”. (Театр работал до войны на территории курорта).

Паровоз завода «Артур Коппель», подобный тому, который возил первый трамвай в Старой Руссе.

Примечательным является тот факт, что в первый свой рабочий сезон трамвай находился в ведении арендаторов. В Государственном архиве Новгородской области среди других документов о трамвае сохранился договор, заключенный в июле 1922 года управлением постройки трамвая и гражданами Н. Долгополовым, В. Буровским, Л. Павловым. По договору в распоряжение арендаторов на летний сезон поступили паровоз, 4 прицепных вагона и 2 грузовые платформы. Арендная плата управлению строительства за пользование подвижным составом определялась в 60000 рублей знаками образца 1922 года. Трамвай был сдан в аренду до 1 октября, затем возвращен коммунальному хозяйству города.

Несмотря на то, что паровой трамвай выглядел необычно (при движении паровоз разбрасывал по сторонам искры), он успешно отработал сезон.

Строительство электрического трамвая затягивалось. Для получения кредитов на дальнейшие работы Новгородский губисполком подал Записку в Президиум Северо-Западного Промбюро об отпуске кредитов на достройку старорусского трамвая в сумме 11675 рублей золотом. В Записке говорилось также: “Материалы на постройку доставлены полностью, работы проведены на 70 процентов, трамвай для Старой Руссы, как единственного курорта в Северном районе, признан необходимым”.


В ответ на эту записку решено было работы по сооружению трамвая в Старой Руссе проводить за счет местных ресурсов, тем самым строительство было поставлено под угрозу срыва. Производитель работ Бишард Р. А. выезжал в Петроград для переговоров с электромашиностроительным трестом по вопросу достройки трамвая.

В итоге Элмаштрест согласился быть техническим исполнителем строительных работ. Старорусский коммунотдел и правление Элмаштрecтa заключили в октябре 1922 года соответствующий договор, все условия которого были выполнены досрочно. Рабочие Элмаштрecтa достроили вагонный сарай, подвесили рабочий провод, замостили полотно, провели укладку разъездов.


В акте о передаче отремонтированного подвижного состава Старорусскому укомхозу в марте 1923 года приведены сведения о пяти моторных вагонах для метровой колеи весом около 9 тонн каждый. Вагоны были рассчитаны на 20 мест для сидения и 14 для стояния. Был полностью отремонтировал паровоз, построенный еще в 1911 году фирмой “Артур Коппель”. Все отремонтированное имущество оценивалось в 72000 золотых рублей. Правда, хватало и недоделок. В вагонах недоставало разбитых при эвакуации во время войны оконных стекол, звонков и ручек на площадках, потолочных плафонов, но в соответствии с наличными средствами ремонт был проведен добросовестно, внимательно, а паровоз можно было выпускать на линию немедленно.

Наступил летний сезон 1923 года. В докладной записке зав. укомхоза в Старорусский исполком сообщалось: “С завтра, т. е. с l7-го числа с. г., комхоз будет эксплуатировать трамвай, причем установлена цена за проезд от вокзала до рынка — 2 руб., от рынка до парка — 2 рубля, от вокзала до парка — 3 рубля". Выдавались билеты и на бесплатный проезд на трамвае. Такими билетами пользовались военный комендант города, служащие ОГПУ, сотрудники уголовного розыска и другие.

Трамвай в то лето работал ежедневно, кроме четверга — выходного дня рабочих трамвайного парка. О том, как обстоят дела с квалифицированными кадрами машинистов паровоза, видно из заявки укомхоза в союз металлистов: “Укомхоз просит выслать одного машиниста для занятия должности на трамвае во 2-ю смену, в противном случае дать разрешение проводить сверхурочные работы машинисту”.

С окончанием летнего сезона трамвай перестал себя оправдывать, с 1 октября был остановлен, обслуживающий его персонал уволен.


Городской трамвай работал в 1923 году на хозрасчете, обслуживали его семь человек. Ежемесячная прибыль от трамвая тратилась на улучшение и расширение трамвая, эксплуатировавшегося кустарным способом, а на собственные надобности укомхоз в письме инженера-электрика Р. А. Бишарда председателю Старорусского укомхоза предлагал получить средства на достройку трамвая путем выделения отдельных организаций города в самостоятельный комбинат с особым управлением и отдельной кассой. Позже такой комбинат был создан, он назывался “Электровод”, в него входила электростанция, городской водопровод, трамвай и др.

Начался 1924 год. Затянувшаяся постройка трамвая разрушила мостовые на некоторых улицах города, сделав их непроезжими. Старорусцы ждали пуска электрического трамвая, сооружение которого подходило к концу. Сметные предположения доказывали безубыточность электротрамвая. Предполагалось пустить 5 моторных вагонов, весь маршрут разделить на два участка, плата за каждый участок 5 копеек. Предусматривалась работа трамвая с девяти часов утра до часу ночи при двух сменах работы. Для обслуживания трамвая были приняты 7 вагоновожатых и 7 кондукторов. При движении трамвая вагоны должны были ходить через 7—8 минут. Кроме перевозок людей, предполагалось товарное движение.

В начале июля 1924 года на заседании междуведомственной комиссии обсуждался вопрос о возможности пуска в Старой Руссе трамвая электрического. После активных обсуждений члены комиссии постановили “Открыть 6 июля 1924 года трамвайное движение в 14 часов”.


Старорусский трамвай исправно служил городу почти 20 лет. Старожилы вспоминают, что в начале июля 1941 года, когда шла спешная эвакуация, трамвай еще делал рейсы. Какова его дальнейшая судьба? Был он эвакуирован в наш тыл, погиб ли во время оккупации или был вывезен фашистами – до сих пор неизвестно.