Старорусский трамвай — это трамвайная система, функционировавшая в городе Старая Русса.
Статистика: колея 1000 мм. Максимальная длина линии 2 км. Год открытия: 1922. Год закрытия: 1941. Подвижной состав: паровоз “Артур Коппель”, 5 моторных вагонов, 4 прицепных вагона, 2 грузовые платформы.
В апреле 1989 года в Старой Руссе при закладке фундамента жилого дома по ул. Халтурина строители обнаружили на небольшой глубине в земле рельсы. На рельсе сохранилась маркировка, из которой можно заключить, что рельс был изготовлен в 1902 г. Эти рельсы и шпалы — часть трамвайной линии, которая была проложена в Руссе в начале 1920-х годов и по которой был пущен городской трамвай. На Введенской улице (ныне ул. Халтурина), вблизи электростанции, располагался трамвайный парк.
История старорусского трамвая началась еще в 1915 г. Тогда из латышского городка Кемери под угрозой немецкой оккупации в Старую Руссу было завезено трамвайное хозяйство. До революции это хозяйство оставалось без применения, а в 1918 году Старорусский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял решение о пуске городского трамвая.
Трамвай в Кемери, 1913 год.
Старорусцы нашли выход из создавшегося положения. К пуску городского трамвая отнеслись серьезно, по-деловому. В октябре 1919 года новгородская газета “Звезда” писала: “В городе идут спешные работы по постройке трамвайного пути. Уже уложены рельсы от центра города до парка минвод. Трамвай оживит окраины города и придаст Старой Руссе более городской вид".
Руководило работами строительное управление, среди служащих которого были два техника, один десятник, бухгалтер, табельщик и три сторожа. Возглавлял управление производитель работ инженер-электрик Роман Антонович Бишард. Имя этого человека можно встретить в разных документах по постройке трамвая, им как специалистом было много сделано для ускорения хода строительства.
Несмотря на то, что паровой трамвай выглядел необычно (при движении паровоз разбрасывал по сторонам искры), он успешно отработал сезон.
Строительство электрического трамвая затягивалось. Для получения кредитов на дальнейшие работы Новгородский губисполком подал Записку в Президиум Северо-Западного Промбюро об отпуске кредитов на достройку старорусского трамвая в сумме 11675 рублей золотом. В Записке говорилось также: “Материалы на постройку доставлены полностью, работы проведены на 70 процентов, трамвай для Старой Руссы, как единственного курорта в Северном районе, признан необходимым”.
В итоге Элмаштрест согласился быть техническим исполнителем строительных работ. Старорусский коммунотдел и правление Элмаштрecтa заключили в октябре 1922 года соответствующий договор, все условия которого были выполнены досрочно. Рабочие Элмаштрecтa достроили вагонный сарай, подвесили рабочий провод, замостили полотно, провели укладку разъездов.
Наступил летний сезон 1923 года. В докладной записке зав. укомхоза в Старорусский исполком сообщалось: “С завтра, т. е. с l7-го числа с. г., комхоз будет эксплуатировать трамвай, причем установлена цена за проезд от вокзала до рынка — 2 руб., от рынка до парка — 2 рубля, от вокзала до парка — 3 рубля". Выдавались билеты и на бесплатный проезд на трамвае. Такими билетами пользовались военный комендант города, служащие ОГПУ, сотрудники уголовного розыска и другие.
Трамвай в то лето работал ежедневно, кроме четверга — выходного дня рабочих трамвайного парка. О том, как обстоят дела с квалифицированными кадрами машинистов паровоза, видно из заявки укомхоза в союз металлистов: “Укомхоз просит выслать одного машиниста для занятия должности на трамвае во 2-ю смену, в противном случае дать разрешение проводить сверхурочные работы машинисту”.
С окончанием летнего сезона трамвай перестал себя оправдывать, с 1 октября был остановлен, обслуживающий его персонал уволен.
Трамвай в то лето работал ежедневно, кроме четверга — выходного дня рабочих трамвайного парка. О том, как обстоят дела с квалифицированными кадрами машинистов паровоза, видно из заявки укомхоза в союз металлистов: “Укомхоз просит выслать одного машиниста для занятия должности на трамвае во 2-ю смену, в противном случае дать разрешение проводить сверхурочные работы машинисту”.
С окончанием летнего сезона трамвай перестал себя оправдывать, с 1 октября был остановлен, обслуживающий его персонал уволен.
Начался 1924 год. Затянувшаяся постройка трамвая разрушила мостовые на некоторых улицах города, сделав их непроезжими. Старорусцы ждали пуска электрического трамвая, сооружение которого подходило к концу. Сметные предположения доказывали безубыточность электротрамвая. Предполагалось пустить 5 моторных вагонов, весь маршрут разделить на два участка, плата за каждый участок 5 копеек. Предусматривалась работа трамвая с девяти часов утра до часу ночи при двух сменах работы. Для обслуживания трамвая были приняты 7 вагоновожатых и 7 кондукторов. При движении трамвая вагоны должны были ходить через 7—8 минут. Кроме перевозок людей, предполагалось товарное движение.
В начале июля 1924 года на заседании междуведомственной комиссии обсуждался вопрос о возможности пуска в Старой Руссе трамвая электрического. После активных обсуждений члены комиссии постановили “Открыть 6 июля 1924 года трамвайное движение в 14 часов”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий